Конспекты занятий по дополнительному образованию на летний период по художественно-эстетическому развитию
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Долгова Елена Владимировна

Конспект занятий

по дополнительному образованию

На летний период

 «Юные художники»

Педагог дополнительного образования

МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска

Долгова Елена Владимировна

2023г.

 

Учебный план

 

Название разделов, тем

Количество часов

Форма промежу

точной (итоговой)

аттестации

всего

теория

практика

1.

Печать листьями

1

 

1

Выставка работ

2.

Рисование пальчиками, ладошкой

1

 

1

Выставка работ

3.

Кляксография

1

 

1

Выставка работ

4.

Оттиск мятой бумагой

1

 

1

Выставка работ

5.

Восковые мелки (свеча) + акварель

1

 

1

Выставка работ

6.

Монотипия

1

 

1

Выставка работ

7.

Рисование солью

1

 

1

Выставка работ

8.

Граттаж

1

 

1

Выставка работ

 

Итого:

8

0

8

 

 

 

Тема: «Наши пушистые друзья»

Раздел: печать листьями

Задачи: расширять знания о павлинах, пополнять словарный запас детей; воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц; закрепить навыки печатанья сухими листьями; воспитывать самостоятельность в создании образа.

Материал: осенние листья с различных деревьев, альбомный лист, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания; набор гуашевых красок, 2 кисти №2, №4, стаканчик с водой, влажные салфетки, шаблон тела павлина, фломастеры, музыкальное сопровождение, иллюстрации с изображением павлинов.

Ход занятия.

Хвост раскрылся сам собой,

Словно веер расписной.

У хвоста есть властелин –

Независимый (павлин)

Павлины считаются одними из самых красивых птиц в мире благодаря своему роскошному «хвосту», распускаемому веером. Таким красивым хвостом обладают только самцы. Близкие родственники павлину – это куры. Питаются павлины главным образом, растительной пищей, частично животной. Продолжительность жизни у павлинов около 20 лет. Держатся стаями, летают неохотно, обычно на небольшое расстояние.

Павлины – очень осторожные птицы, по их поведению можно узнать, например, о приближении сильной грозы или урагана.

Пальчиковая игра

У павлина хвост роскошный

(Две ладошки соединяем, раздвигая пальцы, поворачиваем их по кругу)

Прячет он его нарочно.

(Тесно соединяем пальцы, затем в замок)

Чтобы птицы все другие

(Не расцепляя пальцы, делаем движения полета птиц)

И свои хвосты любили

(Повторяем движения)

Самостоятельная деятельность.

Воспитатель предлагает детям нарисовать павлинов в технике печать листьями. Уточняет форму и цвет; напоминает способ получения изображения. Для этого ребенок обводит по шаблону тело павлина или рисует самостоятельно; затем делает отпечатки листьев в виде хвоста; далее раскрашивает тело и голову павлина.

Наносить краску надо на сторону листа с прожилками. Прижать лист к бумаге, не сдвигая с места. В завершении работы, прорисовываем недостающие детали с помощью кисточки.

Итог. - Полюбуйтесь этими красивыми птицами. Дети просматривают рисунки и выбирают изображении самого яркого павлина, самого необычного, самого веселого и т. д.

 

Тема: «Цветущий луг»

Раздел: рисование пальчиками

Программное содержание: Закреплять умение изображать картину природы, передовая ее характерные особенности. Учить располагать изображение по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него) Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образное представление. Формировать бережное отношение к растениям луга. Закреплять умения рисовать пальчиками.

Материалы. Листы бумаги чуть больше альбомного, краски гуашь, банка с водой, кисти, салфетка, иллюстрация и загадки растения луга.

Ход занятия.

Я сегодня Фея цветов. И приглашаю вас в удивительное царство луговых трав и цветов. Не большие участки с травянистой растительностью обычно называют лужайками, большие же лугами. Красивы луга в конце весны и в летную пору, высоко стоят травы. Жарким днем наполняется луг густым ароматом ярких цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели. Какие растения мы можем увидеть на лугу?

Отгадайте загадку.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

На зеленой хрупкой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

(Одуванчик)

Эй, звоночки,

Синий цвет, -

С язычком,

А звону нет (колокольчик)

В поле сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички -

Белые реснички (ромашка)

Очень много синевы

На лугу среди травы,

Синий цветик луговой

Нам качает головой. (Василек)

Дети отгадывают загадки, рассматривают иллюстрация к ним.

Эти цветущие растения наполняют луг разноцветными красками. Предлагаю вам нарисовать картины цветущего луга.

Уточняю, спрашиваю детей, какие травянистые растения можно изобразить. Какие растения можно нарисовать нетрадиционным методом рисования – пальчиком. Ответы дополняю. Предлагаю подумать над композицией рисунка (как положить лист бумаги, как разместить изображение по всему листу).

Физминутка (картотека)

По окончании работы все рисунки рассматриваем, отмечаем красоту цветущего луга в рисунках и разнообразие решений.

 

Тема: «Портрет моего друга»

Раздел: кляксография

Цель: создание картины. Изучение нового метода нетрадиционного рисования – кляксография. Закрепление жанра живописи – портрет.

Задачи: закрепить знания о портрете, как вид станкового искусства, о пропорциях лица человека и форме, совершенствовать технику работы цветными акварельными карандашами; изобразить волосы нетрадиционной техники рисования кляксография.

НОД:

Если видишь, что с картины смотрит кто ни будь на вас.

Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз.

Лётчик или балерина. Или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется ПОРТРЕТ.

-Ребята, скажите. О каком жанре живописи это стихотворение? (ответы детей)

-А что художник изображает на портрете? (ответы детей) Сегодня, вы нарисуете портрет своего друга, а как, я вам сейчас покажу.

- С чего нужно начать работу? Конечно! (показ педагога) С головы, голова у нас овальная, и занимает большую часть листа. Что рисуем далее? Шею. После два глаза, нос, рот, брови. Чего не хватает нашему портрету? Конечно волос. Волосы мы изобразим необычным способом. А поможет нам коктейльная трубочка и акварельные краски. Смотрите внимательно, набираю на кисть акварельную краску и наношу на то место где у нас будет причёска. Обратите внимание, краска жидкая, после беру коктейльную трубочку, и дую в неё, так чтобы краска растекалась, посмотрите, как это сделаю я. Показ. Таким образом формируем причёску.

-Лицо будем рисовать акварельными карандашами и кистью аква-браш. Кто мне напомнит, как работать этой кистью? (ответы детей) Молодцы! Когда лицо будет готово, приступим к причёске.

-Перед тем как мы примемся за работу нужно провести разминку, приготовить наши пальчики к работе. Физминутка (картотека)

Самостоятельная деятельность детей. Помогаю при необходимости.

Оформляем выставку.

Рефлексия: в каком жанре живописи вы сегодня работали? Что мы сегодня изображали? В какой технике делали причёску? Вам было сложно? Вам понравилось занятие? Если понравилось, вы берёте один весёлый смайлик и кладёте в весёлую корзиночку, а если вам было не интересно, берите грустный смайлик и кладёте в грустную корзиночку.

 

Тема: «Летний сад»

Раздел: оттиск мятой бумагой

Цель:

расширить знания детей о нетрадиционных способах рисования, а именно, рисовании мятой бумагой.

Задачи: Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

Воспитывать бережное отношение к природе. Внимательно слушать воспитателя.

Материал: Альбомный белый лист бумаги, гуашь (синяя, зеленая, желтая, коричневая, мятая бумага, кисть (белка,стаканчик для воды,салфетки.

 

Тема: «Аквариум»

Раздел: восковые мелки и акварель

Цель: закрепить знания детей с нетрадиционной техникой рисования акварелью и восковыми мелками.

Задачи: продолжать формировать интерес к нетрадиционному рисованию, учить выполнять рисунок в данной технике. продолжать знакомить детей с рыбками. живущих в аквариуме; уточнять знания детей о строении рыбки (туловище, плавники, хвост, глаза); закреплять умение рисовать рыбки восковыми мелками разными цветами; воспитывать любовь к живой природе.

Материалы: сюжетные картинки; картинки рыбок; белая бумага, кисти, восковые мелки, акварель, графитный карандаш, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия

- Вильнет хвостом

Туда – сюда –

И нет её,

И нет следа. (Рыбка)

- Блещет в реке чистой

Спинкой серебристой. (Рыбка)

Воспитатель обращает внимание на сюжетные картинки. Каких рыбок вы знаете? (Ответы детей) Какие бывают рыбки по размеру и цвету? Что есть у рыбок? У рыбок есть плавники, хвост, рот, глаза, чешуя. Воспитатель читает загадку.

Стеклянный домик на столе

С прозрачною водою,

С камнями и песком на дне

И с рыбкою озорною.

Это аквариум. На его дне лежат камешки – большие и маленькие. Есть в аквариуме растения – это водоросли. А кто живет у нас в аквариуме? (Рыбки) Хотите нарисовать рыбок в аквариуме? (Ответы детей).

Физкультминутка. (картотека)

Продуктивная деятельность. Рисование рыбок в аквариуме.

Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает последовательность рисования. Рисуем карандашом аквариум, восковыми мелками рыбок, закрашиваем аквариум акварельными красками. Самостоятельная работа.

В конце занятия оформляется выставка работ.

Рефлексия.

Что мы сегодня рисовали? (Рыбок)

Что вам больше всего понравилось?

Молодцы! Какие красивые рыбки в аквариуме у вас получились!

 

 

Тема: «Бабочка прилетела»

Раздел: монотипия

Программное содержание: Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины. Учить детей классифицировать репродукции картин по жанрам - портрет, пейзаж, натюрморт. Закреплять знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков. Побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя нетрадиционные формы рисования-монотипия. Развивать фантазию, воображение. Учить детей оценивать свои рисунки и рисунки своих товарищей в соответствии с заданием. Воспитывать аккуратность в работе.

НОД:-

Ребята, сегодня мы будем с вами рисовать бабочку.

Бабочки! Одни из самых красивых существ на земле! Ребята, а на что они похожи? на ожившие цветы, крылья их сказочные! Сейчас самая благодатная пора для бабочек – лето.

Ребята, мы знаем уже много разных нетрадиционных техник рисования,

сегодня повторим простую и очень интересную технику рисования - монотипию. Монотипия – это отражение, например мы, видим отражение в воде дерева - это и есть монотипия. Сегодня я предлагаю вам нарисовать при помощи монотипии красивых бабочек. Перед вами лист бумаги сложенный пополам, разверните его. На одной половинке листа я нарисовала контур бабочки, давайте красками его раскрасим, повторяем за мной. Рисунок наносится сначала на одну сторону листа. Затем второй половинкой листа мы накрываем рисунок и проглаживаем рукой от центра - линии сгиба – к краям листа. Так дорисовывать бабочку можно много раз, добавляя новые штрихи к ее образу. И сколько бы отпечатков мы ни делали, каждый раз это новое, неповторимое отражение. Теперь раскрываем крылышки. Посмотрите, как красиво получилось!

Рефлексия:

- вам понравилось рисовать?

- а что вам больше всего понравилось?

- кто запомнил, как называется техника рисования, которую мы с вами использовали?

Спасибо вам ребята, Вы молодцы!

 

 

Тема: «Цветик семицветик»

Раздел: рисование солью

Цель: Продолжать знакомить детей с цветами радуги. Учить аккуратно закрашивать предмет гуашью, давая краске подсохнуть. Закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски с белилами. Воспитывать эстетический вкус и чувство цвета.

Программное содержание: формировать представление о цветах радуги; упражнять в умении рисовать красками, развивать творческое мышление, фантазию; воспитывать любовь и интерес к изобразительной деятельности, способствовать активизации творческого потенциала.

Материалы и инструменты: кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки для просушивания кистей, альбомные листы, соль.

Ход занятия

Ребята, сегодня утром, когда я зашла в нашу группу, на столе обнаружило письмо

Давайте откроем его и прочитаем.

Дорогие ребята! Я - домовнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по

ночам. А днём мне так нравится слушать сказки, которые вам читает воспитатель!

Особенно мне понравилась сказка «Цветик - семицветик». Я даже теперь знаю, что

у него 7 лепестков. Только вот я его никогда не видел.. Эх… А очень хотелось

бы…Помогите, пожалуйста, мне его увидеть. Поможете?

Вот, так домовнок Кузя! Задал нам задачку! Поможем Кузе увидеть

«цветик-семицветик»?

Ребята, вы помните сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик»?

Каким цветом были лепесточки у цветика? Разноцветные.

Правильно, молодцы. Напомните, пожалуйста, что в сказке девочка

Женя, делает с лепестками цветика? (отрывает, загадывает желание, и лепесточки

цветика улетают). Правильно! А какие волшебные слова при этом она произносит?

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Правильно дети! А я вам предлагаю наоборот собрать эти лепесточки

семицветика. А сколько лепестков у этого цветка? (Семь.) И каждый лепесток своего цвета.

Итак приступаем к рисованию, берем простой карандаш и рисуем в центре листа круг (сердцевину, а вокруг семь лепестков.

-Приступаем к закрашиванию лепестков, а пока краска ещё не высохла, покрываем лепестки солью. Посмотрите, что получилось. Цветок стал по настоящему волшебным!

Рефлексия:

Ребята посмотрите, какая замечательная цветочная поляна у нас получилась, каждому цветочку нашлось место.

Чем мы с вами занимались?

Как вы думаете, что нам помогло создать такую красивую картину?

Какие трудности возникали?

 

 

Тема: «Золотая рыбка»

Раздел: граттаж

Цель: Способствовать развитию интереса к нетрадиционным методам рисования.

Задачи: Познакомить с техникой – граттаж. Формировать умение детей работать в данной технике. Создать сюжетную композицию.

Ход НОД

А вы знаете, что такое путешествие? (Ответ детей)

Отгадайте, кто нас приглашает в гости. Воспитатель загадывает загадку:

В царстве подводном русалка живёт.

Красные волосы. Песни поёт.

Есть у русалочки сказочный хвост.

Что за принцесса? Ответ очень прост. (Ариэль)

Сегодня мы будем  технике, которая называется «граттаж». Ее можно еще называть «Цап-царапки». Мы с вами знакомы с этой техникой, рисовали космическое пространство.

Рисунки, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых (цветных) линий рисунка и чёрного фона.

Сложность заключается в том, что трудно исправить, что уже нацарапал.

Прежде чем начать рисовать, нужно подготовить бумагу, у нас она уже готова.

Рисовать будем заострённой палочкой или стекой, кому как удобно. Нужно процарапать намеченные контуры, создавая изображение.

А сейчас подготовим наши пальчики для дальнейшей работы. (картотека)

Ваша задача продумать свою композицию, сюжет рисунка.

Во время самостоятельной деятельности детей помогаю по мере необходимости.

Рефлексия.

Вы молодцы, расколдовали рыбок!

Ребята, давайте полюбуемся вашими работами.

Они у вас получились разными. Как вы думаете почему? (Ответ детей)

Кто хочет рассказать о своей работе?

Кому бы вы подарили свой рисунок (ответ детей)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) «Волшебный карандаш» (4-5 лет)

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить спос...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»

Рабочая образовательная программа обеспечивает художественно- эстетическое развитие детей в возрасте 3 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по тематическому модулю «Изобр...

Рабочая программа по дополнительному образованию на летний период 2022 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДошкольный возраст – один из наиболее благоприятных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития,...

Рабочая программа дополнительного образования «В мире красок» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет

Рисование - интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использование самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает ...

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому и физическому развитию "Zumba Kids"

    Программа Зумба Кидс направлена на достижение общего оздоровительного эффекта, формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, стремление к активным занятиям физической к...