Методика проведения занятий по рисованию
методическая разработка по рисованию

Борисенко Марина Валерьевна

В этом материале описана методика проведения занятий по рисованию в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ

Первая младшая группа.

Перед педагогом первой младшей группы стоят такие задачи:

 -привить детям интерес к рисованию;

-научить их быть внимательными на занятиях;

-ознакомить воспитанников с материалами и принадлежностями для рисования;

 -научить правильно держать карандаш, не брать его в рот,

- рисовать только на бумаге; легко водить кистью (без нажима),

-следить за движением руки и регулировать силу нажима,

-набирать краску на весь ворс кисти, лишнюю отжимать и промывать кисть в воде;

 --научить различать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый),

-узнавать и называть изображение предмета по цвету;

-развивать у детей умение узнавать нарисованные предметы, научить рассказывать о том, что ребенок нарисовал сам; учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования; научить рисовать предметы и явления как показанные воспитателем, так и по памяти.

Рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения.

Занятия проводятся по подгруппам.

В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием. Сидят они неспокойно, мешают друг другу, воспитателя слушают невнимательно, процесс рисования речью не сопровождают, цвета различают плохо. Это дети с недостаточной подготовкой.

Вторая подгруппа — малыши, которые во время объяснения могут сосредоточиться всего 3—4 мин, слушают воспитателя и понимают указания, которые он дает всей группе. Речь у этих детей еще пассивная. Рисование словами не сопровождают, но могут ответить на вопросы: Что нарисовано? Что это? Они различают основные цвета, но не называют их, а только находят.

В третью подгруппу отбирают детей с высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. Их внимание уже более устойчиво, речь выразительна. Дети общаются не только друг с другом, но и со взрослыми. Они понимают объяснение воспитателя, сосредоточивают внимание на объяснении в течение 4-5 мин, начинают планировать свои действия, мысль выражают предложением. Рисование сопровождают речью.

В I полугодии воспитатель работает с каждой подгруппой отдельно. Продолжительность занятий в первой и второй подгруппах — 5-8 мин, для третьей — 10-12.

Во II полугодии первую и вторую подгруппы можно объединить. Продолжительность занятий увеличивается до 12— 15 мин.

Занятия со всей группой можно проводить лишь в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя, выполнять его указания.

Учебный материал первой младшей группы дети осваивают в три этапа.

Первый этап включает ознакомление с художественными материалами.

Второй — действия детей по указанию воспитателя, завершение начатого им рисунка.

Третий — создание образов под руководством воспитателя и самостоятельно.

Воспитатель знакомит детей прежде всего с материалами (бумагой, краской), принадлежностями (карандашом и кистью), обучает техническим приемам: правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заостренного конца), пользоваться красками и кистью, водить кистью без нажима, набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды, промывать кисть, легко водить карандашом по бумаге, следить глазами за движением руки. Ребенку нужно объяснить, как правильно сидеть за столом, сказать, что рисовать следует только на бумаге, что нельзя стучать карандашом, мять бумагу. Воспитатель учит узнавать и называть изображения на рисунках, сделанных взрослыми, устанавливать связь между изображением и процессом рисования.

Чтобы рисование было именно изобразительной деятельностью, а не манипуляцией карандашом, нужно направлять внимание детей на создание образов (по показу воспитателя и самостоятельно). Сначала детям предлагают рисовать предметы, которые не требуют точной передачи формы.

Ориентировочные задания I полугодия: капли воды, трава, снег, дождик кап-кап, следы, листики, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи катятся по дорожке (дорисовывание дорожки), снег падает на дорожку (дорисовывание снега), следы собачки на дорожке, идут ножки по дорожке.

Во II полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом.

От малышей требуют точнее изображать предметы с помощью линий и кругов разного размера (по показу и без него). Работая во II полугодии с двумя подгруппами, воспитатель прибегает к целостному или поэтапному объяснению и оказывает индивидуальную помощь.

Ориентировочные задания для рисования кисточкой и карандашами: ручейки, волны, столбики, палочки, дорожки, ленточки, окно, клеточки, забор, платок, клубки ниток, шарики, мячи, снежки, солнышко, снежная баба и т.п.

Рисуя цветными карандашами (травку, столбики, палочки и т.д.), ребенок должен называть предметы и цвет карандаша. Для отработки навыков владения карандашом можно использовать различные штриховки. Например, на занятии «Спрячем зайчика» воспитатель дает детям листы бумаги с изображением цветного зайчика (красного, зеленого, синего). Чтобы лисичка или волк не нашли зайчика, надо спрятать его — заштриховать лист бумаги карандашом того же цвета, что и зайчик. Для такой работы бумагу лучше давать небольшого размера.

 

Вторая младшая группа.

Перед педагогом второй младшей группы стоят теже основные задачи: 

Педагог знакомит детей со свойствами красок, учит их рисовать красками двух-трех цветов, учит различать, называть и использовать в работе цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый), знать их оттенки (розовый, голубой, серый).

Педагог должен пробудить у ребенка желание самостоятельно выбирать цвет и использовать цветовые пятна как основу выразительности рисунка; учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке, различать и называть форму предметов, их размеры. Он знакомит детей с конструктивным построением несложных предметов, дает им понятие о том, что форма может состоять из отдельных частей (демонстрируя предметы, которые состоят из двух-трех частей, одинаковых по форме, но разных по величине). Педагог учит композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги, рисовать прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые, а также замыкать их; учит детей изображать предметы круглой, прямоугольной и треугольной форм.

 

Проведение занятий рисованием с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них.

Восприятие окружающей жизни - основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т. п. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании.

Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.

Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного.

Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета.

Освоение изобразительных умений в младшей группе начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3—4 лет еще не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. По окончании занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались.

Занятия по рисованию во второй младшей группе проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность — 12-15 мин. работают дети и карандашами и красками. 

 

Средняя группа.

Перед педагогом средней группы стоят такие задачи: закреплять у детей интерес к рисованию;

-развивать у них наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность;

-научить детей рисовать простые по форме предметы и выделять их основные части; научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый, а также их оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.

Дети должны учиться рисовать по памяти, творчески выполнять задания, научиться грамотно размещать изображение на листе бумаги; дети в этом возрасте должны работать карандашом и кистью: вести линию плавно, не нажимая, изменять направление линий рисовать тремя-четырьмя красками; педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы, в основе которых лежат прямые (вертикальные и горизонтальные), наклонные, ломаные, кривые и дугообразные линии; учить рисовать предметы, используя знание их геометрической формы (круглая, прямоугольная, треугольная, овальная) и цвета, объединять в рисунке изображения двух-трех предметов, сочетать цвета для создания выразительных образов.

В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. 

Занятие по рисованию в средней группе проводится 1 раз в неделю. К каждому занятию он должен продумать, как рассказать о предмете, в какой последовательности анализировать его детали, какие вопросы задавать детям. Чтобы дети лучше усвоили, какая у предмета форма, надо предоставить им возможность поиграть с моделью, обвести по контуру пальцем. Все, что касается формы предмета, его характерных особенностей, хорошо усваивается детьми во время учебных игр и упражнений по различным темам. Знакомить ребят с различными предметами нужно и во время прогулок, экскурсий, просмотра картин. Если нет возможности показать некоторые предметы в натуре, можно изучать их форму по игрушкам и картинкам.

Сюжетное рисование.

В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.

Декоративное рисование.

Дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Методы и приемы: обращение к образцу; исследование объекта изображения, показ способа действия; проблемные вопросы и ситуации; создание рисунков на основе широкого применения художественного слова, игровые приемы, сюрпризные моменты и др.

Воспитатель при рассматривании предмета, пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.

В качестве образца используются игрушки (эстетически оформленные с четким выделением формы каждой части); муляжи; естественные вещи; изделия художников и мастеров; иллюстрации; произведения живописи.

Старшая группа.

Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи:

-развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность;

-воспитывать эстетическое отношение к окружающему,

-учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету;

-передавать относительные размеры предметов,

-формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции.

Педагог должен знакомить детей с произведениями декоративно-прикладного искусства, народными промыслами; учить их различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый), различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.) и нейтральные цвета (серый, серо-голубой), создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила, а к акварели воду.

Чтобы новое задание было уяснено детьми и они поняли, что рисунки могут быть разными, хорошо дать 2-3 образца и сравнить их между собой, выявив, что в них общее и в чем разница

С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества, несмотря на то что скопированные рисунки могут быть выполнены аккуратнее. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.

На занятиях в старшей группе воспитатель широко использует наглядные и речевые приемы обучения. Если дети рисуют предмет впервые, его форму, цвет следует проанализировать и показать последовательность изображения полностью или частично. Воспитатель полностью показывает, как рисовать ту или иную модель только тогда, когда считает, что дети плохо усвоили этот материал или когда им тяжело дается задание. Готовясь к занятию, педагог должен задуматься над тем, что и когда можно предложить детям делать самостоятельно.

Эффективно в старшем дошкольном возрасте использовать рисование пластилином. Во-первых, это позволяет проводить работу по цветоведению, смешению цветов и оттенков, а во-вторых, развивает силу кисти руки, подготавливая мелкую моторику к письму в школе.

Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей.

Дети 5-6 лет с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями.

 

Подготовительная группа.

Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:

- развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, зрительную память, образное мышление;

- прививать желание рисовать;

- учить детей рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры;

- учить продумывать и планировать работу заранее;

- знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира, с произведениями изобразительного искусства, образцами народного творчества;

- учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с понятием «перспектива»;

- учить передавать цвет и его оттенки, составлять производные цвета, использовать их, различать, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

- на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный;

- учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок;

- учить находить, определять и передавать в рисунке отличие и сходство форм разных предметов, определять и передавать пространственное расположение моделей и их частей относительно друг друга без передачи перспективного сокращения; учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал: бумагу (соответствующего формата и цвета), краски (гуашь, акварель), карандаши (графитные и цветные), кисти разных размеров;

-совершенствовать умение рисовать карандашом контуры предмета, закрашивать рисунок карандашом или краской, изменяя при этом направление штрихов или мазков в соответствии с формой модели; привлекать детей к выполнению коллективных работ; учить рисовать фигуру человека (в профиль, анфас, в статичном положении и движении), птиц и животных (статично и в движении), разные виды транспорта; учить отображать события окружающей жизни, а также иллюстрации к литературным произведениям.

В соответствии с программой занятия рисованием в дошкольной группе проводят дважды в неделю, продолжительность их - 30 мин. Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

Методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной. В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.

 

Правила рисования карандашом:

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.

 

Правила рисования краской.

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю материал моего коллеги - Кудиновой В.В. Методика проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

Рисование - это «язык», с помощью которого можно выразить свои чувства, надежды и ожидания, страхи и сомнения, отразить конфликтные ситуации и моменты примирения....

Методика проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования

Предлагаю материал по методике проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования...

Методика проведения занятия по рисованию по возрастам

Методика проведения занятия по рисованию по возрастам...

Конспект занятий. Методика проведения занятий по лепке для детей дошкольного возраста.

Методика проведения занятий по лепке для детей дошкольного возраста.Конспект занятия по лепке «Мешок  яблок»в младшей группе.Цель: продолжение знакомства детей с пластилином и е...

Методика проведения занятия по рисованию в подготовительной группе

Методика проведения занятия по рисованию в подготовительной группе...

Презентация "Методика проведения ИЗО деятельности (рисования) в детском саду

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении вп...