Нетрадиционные техники рисования в сенсорном развитии детей раннего возраста
статья по рисованию (младшая группа)

Субботина Оксана Николаевна

Нетрадиционные техники рисования в сенсорном развитии детей раннего возраста

Проблема сенсорного развития детей раннего возраста обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. Развитие всех познавательных процессов в раннем возрасте начинается с восприятия. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выдвигается развивающая функция дошкольного образования, обеспечивающая становление  личности  ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. 

Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Сенсорное развитие ребенка представляет развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации должно создавать необходимые предпосылки для освоения детьми сенсорных эталонов. Все внимание педагогов должно быть направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Нетрадиционное рисование при грамотной организации и умелом руководстве педагога являются эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах.

Цель работы: поиск эффективных методов и приемов использования  нетрадиционных техник рисования для развития сенсорных способностей  детей раннего возраста.

Задачи:

- способствовать развитию восприятия у детей раннего возраста посредством нетрадиционного рисования;

- создать условия по усвоению детьми сенсорных эталонов;

- помочь родителям осуществить сенсорное развитие в домашних условиях посредством нетрадиционного рисования;

-  наладить сотрудничество и общение с родителями, осуществлять их вовлечение в воспитательно-образовательный процесс.

Формирование у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности мы осуществляли в интеграции - через создание игровых ситуаций, игр на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Рисуем колобков»);

Использовали упражнения, способствующие развитию умений выполнять рисование (мазки, линии, штрихи); упражнения  с элементами   арт-терапии.

Мы использовали такой прием как сотворчество (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций.

Игры и упражнения, способствующие развитию сенсорных способностей потенциала:

  • тактильное обследование предметов;
  • рассматривание игрушек;
  • рассматривание и чтение сказок с иллюстрациями.
  • беседы.   

В работе использовались различные виды нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, дорисовка.

Детям очень нравится организовывать выставки своих работ.

С детьми были проведена  непосредственно-образовательная  деятельность: «Цыплята», «Рыбка», «Солнышко», «Дождик», «Сосульки», «Одуванчик» и др.

Было замечено, что самые первые изменения обнаружились уже в самом принятии задачи. Не было ни одного ребенка, отказавшегося выполнять задание. Дети с самого начала легко принимали задание на воображение.

Положительным моментом таких занятий было то, что они проводились всегда в игровой форме.

При помощи сюрпризных моментов, атрибутов мы создавали эмоционально-радостное настроение, атмосферу погружения в сказку, мультфильм, в игру. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу.

Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей. Подготовлена информация, памятки, буклеты. Был проведен мастер-класс для родителей «Обучение детей нетрадиционным техникам рисования». Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования с целью развития сенсорных способностей детей.

Было замечено, что нетрадиционное рисование способствовало:

- развитию воображения, творческих способностей;

- развитию мышления;

- развитию мелкой моторики;

- развитию графических навыков;

- возникновению у детей устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности;

- использованию детьми приобретенных навыков в самостоятельной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  2. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов  - СПб.: издательство Буковского - 1994. - 60с.
  3. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997 - 92с.
  4. Григорьева Г.Г. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. [Текст]/ Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2000
  5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]/  Г.Н. Давыдова, Москва 2007 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradits_statya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования в сенсорном развитии детей раннего возраста

Проблема сенсорного развития детей раннего возраста обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. Развитие всех познавательных процессов в раннем возрасте начинается с восприятия. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выдвигается развивающая функция дошкольного образования, обеспечивающая становление  личности  ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. 

Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Сенсорное развитие ребенка представляет развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации должно создавать необходимые предпосылки для освоения детьми сенсорных эталонов. Все внимание педагогов должно быть направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Нетрадиционное рисование при грамотной организации и умелом руководстве педагога являются эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах.

Цель работы: поиск эффективных методов и приемов использования  нетрадиционных техник рисования для развития сенсорных способностей  детей раннего возраста.

Задачи:

- способствовать развитию восприятия у детей раннего возраста посредством нетрадиционного рисования;

- создать условия по усвоению детьми сенсорных эталонов;

- помочь родителям осуществить сенсорное развитие в домашних условиях посредством нетрадиционного рисования;

-  наладить сотрудничество и общение с родителями, осуществлять их вовлечение в воспитательно-образовательный процесс.

Формирование у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности мы осуществляли в интеграции - через создание игровых ситуаций, игр на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Рисуем колобков»);

Использовали упражнения, способствующие развитию умений выполнять рисование (мазки, линии, штрихи); упражнения  с элементами   арт-терапии.

Мы использовали такой прием как сотворчество (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций.

Игры и упражнения, способствующие развитию сенсорных способностей потенциала:

  • тактильное обследование предметов;
  • рассматривание игрушек;
  • рассматривание и чтение сказок с иллюстрациями.
  • беседы.    

В работе использовались различные виды нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, дорисовка.

Детям очень нравится организовывать выставки своих работ.

С детьми были проведена  непосредственно-образовательная  деятельность: «Цыплята», «Рыбка», «Солнышко», «Дождик», «Сосульки», «Одуванчик» и др.

Было замечено, что самые первые изменения обнаружились уже в самом принятии задачи. Не было ни одного ребенка, отказавшегося выполнять задание. Дети с самого начала легко принимали задание на воображение.

Положительным моментом таких занятий было то, что они проводились всегда в игровой форме.

При помощи сюрпризных моментов, атрибутов мы создавали эмоционально-радостное настроение, атмосферу погружения в сказку, мультфильм, в игру. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу.

Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей. Подготовлена информация, памятки, буклеты. Был проведен мастер-класс для родителей «Обучение детей нетрадиционным техникам рисования». Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования с целью развития сенсорных способностей детей.

Было замечено, что нетрадиционное рисование способствовало:

- развитию воображения, творческих способностей;

- развитию мышления;

- развитию мелкой моторики;

- развитию графических навыков;

- возникновению у детей устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности;

- использованию детьми приобретенных навыков в самостоятельной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  2. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов  - СПб.: издательство Буковского - 1994. - 60с.
  3. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997 - 92с.
  4. Григорьева Г.Г. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. [Текст]/ Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2000
  5. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]/  Г.Н. Давыдова, Москва 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация ППО "Нетрадиционные техники рисования в дополнительном образовании детей раннего возраста"

Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования пальчиками и ладошками....

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста»

Консультация для педагогов " Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста "...

Программа по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволил выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессионал...

Использование дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста (1-3 года).

laquo;Использование дидактических игр из нетрадиционных материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста (1-3 года)».Актуальность темы определена тем, что сенсорное развитие, направ...

Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

АктуальностьЗначение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об...

Нетрадиционные техники рисования в сенсорном развитии детей раннего возраста

Нетрадиционное рисование -   это толчек к развитию творческого воображения, проявление самостоятельности и способ создания маленьких шедевров....