консультация для педагогов "Знакомство с дымковской игрушкой"
консультация по рисованию

Маркина Наталья Валерьевна

Методика ознакомления с дымковской игрушкой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №124

г.Калининград

 Консультация для педагогов  

 «Последовательность обучения дошкольников росписи и лепке дымковской игрушки. Общие задачи обучения.»

 

Воспитатель

Маркина Н.В.

Последовательность обучения дошкольников росписи и лепке дымковской игрушки. Общие задачи обучения.

 


       Дымковская игрушка поражает своей яркостью, ни с чем несравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать.

       Работу по обучению детей рисованию дымковским узорам, а в дальнейшем и лепке дымковских игрушек, необходимо проводить в следующей последовательности:

  1. Ознакомление детей с дымковской игрушкой, историей промысла в доступной форме.

     Освоение отдельных элементов дымковского орнамента (младшая и средняя группы).

      В младшей и средней группах дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учим делать клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.

      В средней группе включаем два-три новых элемента: расписываем фартук, используя полоску с точками, в салфетке добавляем к этому изображению мазки, а юбку оформляем кружками с различными дополнениями: полосками, мазками, точками. Добиваемся от детей умения правильно пользоваться кистью и двумя-тремя красками, составлять простейшие композиции.

  1. Освоение дымковской росписи и начало лепки игрушек (средняя и старшая группы).

       При переходе к следующему этапу работы задача усложняется. Здесь уже ребята учатся составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия. Работа в старшей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало освоения лепных форм.

       Расписывая силуэты, старшие дошкольники первоначально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии чаще используют таблицы, учат работать над композицией рисунков, над подборкой цвета.    Знакомя детей с росписью, обращают внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к концу старшей группы.

       Готовя детей к поделке игрушек из глины, берут простые задания (слепить бусы, плиточки). Рисовать на объемной форме намного труднее, чем на листе бумаги. В старшей группе дети лепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты.

  1. Лепка и роспись дымковских игрушек (подготовительная группа).

    В подготовительной группе дети глубже знакомятся с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, учатся различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображают скульптурные группы, используют в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивают творческую фантазию. Дети неплохо справляются с лепкой, передают характерные особенности народной игрушки, активно участвуют в анализе работ.


Главными задачами данной работы я считаю следующее:

 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству, и для начала к дымковской игрушке, как самой доступной для освоения детьми, воспитание желания заниматься созданием дымковской росписи и игрушки в целом.

  1. Формирование обобщенных знаний и умений

- умение различать дымковскую живопись от других;

- освоение детьми характерных навыков технического освоения дымковской росписи.

3. Умение создавать выразительные дымковские узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Приобщение детей к эстетической культуре, формирование духовных качеств.

5. Развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса детей.

6. Познание и осмысление детьми истоков собственно национальной культуры, воспитание чувства патриотизма и гордости, восхищения и гармонией, и красотой культурного наследия.

    Воспитывать детей на материале истории нашего народа нужно с раннего детства. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить их с народными промыслами России, мастерством народных умельцев.

Задачи, решаемые при ознакомлении детей младшей группы с дымковской игрушкой и рекомендации для их реализации.

    Занятия по ознакомлению детей с такими видами декоративного искусства, как дымковская игрушка, начинаются с младшей группы детского сада (с 3-4 лет).

    Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.

  Развивать у детей интерес к этому виду народного творчества, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня), видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности (элементы, их цвет).

 2. Сформировать начальные навыки технического исполнения дымковской росписи. Составлять узоры в рисовании, лепке, аппликации, используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету). В аппликации составлять узоры на бумаге в форме полосы, квадрата, круга, выделяя кайму, седину, углы одинаковыми элементами из готовых форм (на круге, квадрате) или чередуя их по форме, цвету, величине. Развивать чувство ритма, симметрии.

 3. Сформировать у детей отношение к цвету, как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса

 4. Приобщать детей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.

       Реализация поставленных задач способствует составлению перспективного плана, который отражает последовательность работы.

       Работа проводится в первой половине дня (на занятии) при необходимости и во второй половине дня индивидуально.

       Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с дымковской игрушкой. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

      При рассмотрении с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи (насколько она проста), во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив цвету.

      Целью рассмотрения изделий дымковских мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов дымковской росписи.

      На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: прямую линию (держа кисточку вертикально от листа бумаги) и точку-горошину (тычком).

     Все это вызывает у дошкольников интерес к дымковским игрушкам, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия они могут поделиться впечатлениями об увиденном и порадоваться своим первым положительным результатом.

     Так же необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в дымковской росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.

     На следующих занятиях проходит знакомство детей с новыми элементами – волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т.д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.

     Целью данных занятий является обучение технике рисования дымковской росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.

      При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.

      Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию, узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться народной игрушкой, ее узорами и красотой.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Консультация для педагогов "Использование дымковской игрушки при организации работы с детьми"

В консультации описывается.как на занятиях по народно-прикладному рисованию использовать дымковскую игрушку и поэтапная работа с ней....

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...

Консультация для родителей "Знакомьтесь: дымковская игрушка"

Данная работа поможет познакомить детей с историей возникновения Дымковского промылса...