Консультация для педагогов "Использование дымковской игрушки при организации работы с детьми"
консультация (старшая группа)

Солопова (Соседова) Ольга Владиславовна

В консультации описывается.как на занятиях по народно-прикладному рисованию использовать дымковскую игрушку и поэтапная работа с ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование дымковской игрушки при организации занятий с детьми»

Составила Солопова О.В.

Дымковская игрушка самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Её белый цвет подчёркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастерицы добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный – зелёный, синий – оранжевый или жёлтый). Остаётся много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. Роспись весёлая, жизнерадостная.

В подготовительной группе, так же как и в старшей, народная игрушка может быть представлена прежде всего дымковской игрушкой. Внимание детей направляются на пластику формы, плавность перехода одной формы в другую и на то, как своеобразно украшены фигуры налепами и росписью. Более тщательно дети рассматривают оборки у кукол, причёски и головные уборы, думают над тем, как сделан хвост у петушка, грива и хвост у коня.

Для того чтобы дети ярче восприняли игрушки, лучше запомнили их выразительные особенности, можно сделать красивую выставку и сказать, что мастера из города Кирова прислали в подарок игрушки и просят ребят сочинить про каждую игрушку интересный рассказ. Способы преподнесения игрушек могут быть самыми разнообразными, и воспитатель, хорошо зная детей группы, должен творчески подойти к проведению такого занятия. Поощряя их рассказам об игрушках, воспитатель может быть первым рассказчиком, т.е. он даёт образец рассказа. Потом рассказывают дети, желательно записать их рассказы.

Для подобного занятия хорошо подобрать однофигурные игрушки и композиции из 2 – 3 предметов (например, «Емеля на печи», «Курица с цыплятами»). Но если таких игрушек в детском саду не окажется, то в дополнение к выставке можно использовать иллюстрации из книг или открытки с изображением этих игрушек. Во второй половине дня хорошо рассмотреть слайды, и дети опять смогут выступать в роли рассказчиков.

Процесс лепки фигурки детьми 6 - 7 лет такой же, как и у дымковских мастериц, т.е. из лентообразной формы – пластины – лепят юбку в виде полого колокола, а верхнюю часть куклы (голову, шею и кофту) – из одного куска глины. Руки и детали изображают отдельно и прикрепляют к поверхности фигуры. Такую полую игрушку легче делать, она быстрее сохнет, а во время росписи её удобно держать в руках. Детям нравится, что они лепят так же, как народные мастера. Они стараются делать свою работу похожей на те образцы, которые им показывают. Когда работа обожжена или хорошо высушена, её грунтуют эмульсионными белилами или белой гуашью с добавлением казеинового клея, чтобы белила в дальнейшем не осыпались.

Следующий этап – роспись куклы. Расписывать можно непосредственно по образцу тех кукол, которые есть в детском саду, или можно предложить окрасить фигурку по собственному замыслу.

Лепка дымковской игрушки проводится с натуры, после анализа формы, пропорций и деталей. Рассматривая игрушку, воспитатель направляет внимание детей на раскрытие содержания образа, её выразительность. Например, предлагая вылепить куклу - водоноску , надо рассказать, что изображает фигурка, спросить детей, все ли видели, как носят воду на коромыслах. Обратить внимание на красоту и стройность всей фигурки, рассмотреть положение рук, детали одежды, забавно раскачивающиеся вёдра на коромысле.

Анализ игрушки может быть проведён за несколько дней до занятия и в его начале. На занятии натура (дымковская кукла) ставится перед каждым рядом столов на уровне глаз детей и время от времени поворачивается так, чтобы они могли воспринимать её со всех сторон. Каждый раз, показав другую сторону игрушки, воспитатель возвращает её в прежнее положение и дети продолжают работу.

В качестве натуры всегда используются дымковские игрушки, т.е. подлинные произведения народных умельцев. Фигурки, созданные воспитателем или детьми, ни для анализа, ни в качестве натуры применять нельзя, так как подобные изделия являются лишь копией с произведений народных художников. Дети будут повторять ошибки и неточности, которые, как правило, имеют место в подобных изображениях. Самодельные фигурки можно предлагать для игр, так как дети всегда любят свои изделия и с удовольствием играют с ними.

Все дымковские игрушки однообразны по способу изображения. Так козлы, кони, бараны, олени, медведи изображаются одним способом: туловище и ноги лепятся из одного куска. Однотипно изображаются птицы. Поэтому показ приёмов лепки демонстрируется лишь тогда, когда дети впервые лепят игрушку. Достаточно показать детям, как лепить козла, и затем объяснить им, что конь, медведь, барашек выполняются тем же способом. Однако частое использование однотипной народной игрушки может привести к тому, что и работы детей будут однотипны по форме и способу лепки. Например, после того как дети вылепили петуха по народной игрушке, все прочие птицы могут быть сделаны по этому же принципу. И если предложить детям вылепить сказочную птицу и не подкрепить их опыт знанием других объектов, не относящихся к дымковской игрушке, дети опять будут лепить петуха. Это говорит о том, что, знакомя детей с народной игрушкой, следует подбирать её так, чтобы изображение, например птиц, было по возможности в нескольких вариантах: петухи с разными хвостами, индюки большие и маленькие, куры, утки. Подобный подбор предметов даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов лепки. Кроме того, использование народной игрушки возможно лишь на основе подкрепления опыта детей игрушками и скульптурой малой формы, не относящимися к народным промыслам, иллюстрациями из книг, картинками, а также наблюдением живых объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дымковская игрушка"

Познакомить детей и родителей с дымковской игрушкой....

Консультация для родителей "Дымковская игрушка"

В консультации приводится краткая история дымковской игрушки, техники ее изготовления, а также стихотворения для ознакомления с ними детей....

Консультация для родителей "Дымковская игрушка".

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей ...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ»

НА ОСНОВАНИИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИГРОВАЯ ТЕ...

Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР посредством ознакомления с дымковской игрушкой при взаимодействии родителей с детьми

Ранняя коррекция отклонений в развитии во всем мире является одним из приоритетных направлений реабилитационной работы с детьми с ОВЗ....

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....