ПРОЕКТ Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
проект по рисованию (старшая группа)

Евдокимова Марина Сергеевна

Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы. Монологическая речь для них практически не возможна. У таких детей бедный пассивный и активный словарь.

Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность. Занятия рисованием способствуют развитию речи, расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук.

Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, прилагательными, обозначающими цвет, величину, форму предметов, действиями, которые он производит с предметами, учиться различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при их осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕРЕЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №4»

ПРОЕКТ

Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Воспитатель:

                                                                                                     Евдокимова М.С.

п. Березовка, 2023 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный (1 год).

Участники проекта: воспитанники группы «Пчелки», воспитатели, родители.

Срок реализации: 1.09.2022 – 30.05.2023

Актуальность темы:

 Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказ по картинке или по серии сюжетных картинок, не могут самостоятельно составить творческие рассказы. Монологическая речь для них практически не возможна. У таких детей бедный пассивный и активный словарь.

Огромную помощь в развитии речи детей оказывает изобразительная деятельность. Занятия рисованием способствуют развитию речи, расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук.

Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, прилагательными, обозначающими цвет, величину, форму предметов, действиями, которые он производит с предметами, учиться различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при их осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.

Для рисования рекомендуется использовать нетрадиционные техники и приемы. При их использовании работают обе руки, что позволяет отлично развивать координацию. За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша или кисти), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Нетрадиционные техники рисования с точки зрения психологии нужны для развития фантазии и творческих способностей, раскрытия индивидуальности. Это один из самых интересных способов самовыражения.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ведь каждому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Дети любят быстро достигать результата в своей работе.

Цель проекта: Создание условий для развития у детей мелкой моторики и речи через нетрадиционные методы рисования.

Задачи проекта:

1. Познакомить и расширить представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Вызвать у детей устойчивый интерес к рисованию через использование нетрадиционных техник рисования.

3. Учить детей сочетать различные техники в одной работе.

4. Развивать мелкую моторику рук посредством применения новых техник рисования.

6. Развивать речь, расширять активный и пассивный словарь детей, стимулировать развитие коммуникативной функции речи.

Ожидаемый результат:

  1. Дети познакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования;
  2. Научатся находить новые способы изображения предметов.
  3. Научатся сочетать различные техники в одной работе и передавать в рисунках и в другой деятельности (лепке, конструировании из природного материала) свои эмоции и впечатления.
  4. У детей разовьется мелкая моторика рук посредством применения новых техник рисования.
  5. Разовьется речь, расширится активный и пассивный словарь детей, стимулировать развитие коммуникативной функции речи.
  6. Дети познакомятся с новыми словами, научатся понимать, различать и употреблять слова в активной речи.

Продукт проектной деятельности: 

Выставка рисунков, поделок, выполненных в нетрадиционных техниках рисования «Выставка необычного искусства».

Этапы:

Подготовительный этап (01.09.2022 – 31.10.2022):

- Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования.

-  Изучение методической литературы по данному вопросу.

- Определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития мелкой моторики рук.

- Отбор необходимых технологий.

- Создание предметно-развивающей среды (насыщение ее наглядным, практическим, художественным материалом).

- Выявление компетентности родителей по данной проблеме, подбор наглядно-информационного и консультативного материала.

Основной этап (01.11.2022 – 30.04.2023):

Апробация различных педагогических технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Заключительный этап (01.05.2023-15.05.2023):

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме.

Рефлексивный этап (16.05.2023 – 30.05.2023):

Составление отчета (анализа) проекта. Оформление портфолио проекта. Представление опыта своей работы в форме мастер-класса на итоговом педсовете МБДОУ.

Описание проекта:

Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет разделы:

Раздел 1: «Тактильное рисование»:

«Рисование пальчиком»

Способ получения изображения: В данном способе рисования ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки или пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики необходимо вытереть салфеткой, затем остатки краски легко смоются.

«Рисование ладошкой»

Способ получения изображения: Ребёнок опускает ладонь в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти, после делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»

Способ получения изображения: Ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

Раздел 2: «Использование дополнительных средств выразительности»:

«Оттиск печатками из пробки или ластика»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется краска и пробка.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

«Кляксография обычная и трубочкой»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке, которые можно раздуть трубочкой, чтобы получились замысловатые фигуры. Полученное изображение рассматривается и определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

 «Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок» (усложнение, можно использовать фломастеры, связанные в пучок ватные палочки или маркеры)

Способ получения изображения: Для рисования можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску, далее принцип нанесения точек такой же.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о карандаш, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает лист от дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Поролоновые рисунки»

Способ получения изображения: Изготавливаем из поролона маленькие геометрические фигурки, а затем крепим их к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты и другие геометрические фигуры в соответствии с возрастом детей.

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование мелками»

Способ получения изображения: Дети любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Рисунки на асфальте располагают к емкому изображению сюжетов. Большие камни (типа валунов) можно украсить под изображение головы животного или насекомое. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

«Разрисовка маленьких камешков»

Способ получения изображения: Чаще всего ребенок изображает предмет на плоскости, бумаге, реже на асфальте или больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. Тут можно использовать морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогают советом). Один камешек похож на лягушку, другой на паука или жучка, а из третьего выйдет гриб мухомор. На камешек наносится яркая густая краска и получен яркий образ.  После того, как камешек высохнет, можно покрыть его бесцветным лаком. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх.

«Ниткография»

Способ получения изображения: Вначале делается заготовка из картона. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К работе готовим мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

«Рисование на мокрой бумаге»

Способ получения изображения: Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Например: «Улица в тумане», «Дождь», «Ночной город» и т.д. Нужно научить ребенка делать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой, то рисунок может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Учимся делать фон»

Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Раздел 3: «Использование смешанных техник»:

«Коллаж»

Способ получения изображения: Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных техник. В этой технике дети могут сочетать всевозможные техники, знакомые приемы изображения. Например, решили нарисовать лето, и для этого используем точечный рисунок для изображения цветов, тычок жесткой кистью - трава, а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи можно вырезать из журнала или из открыток, тканью можно изобразить небо и облака и т.д.

«Рисуем с помощью открыток»

Способ получения изображения: Почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Соберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое изображение предметов и явлений придаст даже самому обычному рисунку художественное оформление.

«Тканевые изображения»

Способ получения изображения: В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Используя цветы с ткани, получается красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки, здесь, на сколько хватит фантазии.

«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

Способ получения изображения: В данном рисовании длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты и работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

«Восковые мелки или свеча + акварель»

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок в месте нанесения воска остаётся не закрашенным.

Структура игровых занятий может выглядеть так:

1. Утренний круг, включающий в себя мотивацию детей, пальчиковую гимнастику (речевую игру, дыхательную гимнастику и др.).

2. Художественно – изобразительную деятельность.

3. Итоговый круг, включающий в себя, поощрение детей, высказывание детей по работе, пальчиковую гимнастику и др.

Для реализации поставленных задач, предполагается тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

    Работа с родителями предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, информационных стендов, совместное оснащение группы бросовым материалом, выставки детского творчества и др.


План реализации проекта

Месяц

Тема

Задачи

Формы работы

Ноябрь - Декабрь

«Нетрадиционные техники рисования: 1 этап - Тактильное рисование»

- Познакомиться с литературой по теме, выбрать техники по сложности и найти конспекты занятий с соответствующей тематикой.

- Рисование ладошкой.

- Познакомить детей с техникой «Пластилинография».

- Познакомить с новыми формами рисования ватными палочками (по контуру изображения, либо заполняя весь объект)

- Рассматривание с детьми рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, выбор техники.

- Продуктивная деятельность: Рисование: «Зайчик» (Рисование ватными палочками)

- Рисование ладошкой «Забавные животные»

- Плоскостная лепка: «Зимние забавы»

(Пластилинография)

- Оформление консультации для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

- Выставка рисунков и работ.

Январь

«Нетрадиционные техники рисования: 2 этап - Использование дополнительных средств выразительности»

- Познакомиться с литературой по теме, подобрать конспекты занятий с соответствующей тематикой.

- Познакомить с техникой рисования мятой бумагой с доработкой образа жесткой кистью.

- Познакомить с новой формой рисования в техники «Монотипия»

(рисование засушенными листьями деревьев, либо листьями капусты)

- Просмотр презентации с изображениями рисунков в новых техниках и обсуждение увиденного.

- Продуктивная деятельность

Рисование: «Медведи»

(Оттиск мятой бумагой и жесткой кистью)

- Рисование: «Заснеженный лес»

(монотипия, отпечаток листьями дуба, каштана или капустным листом) 

- Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»

- Выставка работ.

Февраль

«Нетрадиционные техники рисования: кляксография с трубочкой, рисование ватными палочками»

- Познакомиться с литературой по теме, подобрать конспекты занятий с соответствующей тематикой.

- Познакомить детей с техникой «Кляксография» (Трубочкой) и «Рисование солью».

- Присмотр и обсуждение рисунков с использованием новых техник рисования, обсуждение увиденного;

- Продуктивная деятельность

Рисование: «Белая береза под моим окном…» (Кляксография)

- Рисование: «Зимние узоры»

(Рисование солью)

- Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования и аппликации, как средство развития детского творчества»;

- Выставка работ.

Март - Апрель

«Нетрадиционные техники рисования: 3 этап ниткография, свеча + акварель.

- Познакомиться с литературой по теме, подобрать конспекты занятий с соответствующей тематикой.

- Знакомство с техникой «Ниткография» и «Свеча + акварель».

- Знакомство с техникой рисования по мятой бумаге.

- Просмотр и обсуждение рисунков, выполненных в предложенных техниках, обратить внимание на то, выполняли ли похожие или нет.

- Продуктивная деятельность.

(Ниткография) «Зимние узоры»

- Рисование: «Такие разные снежинки»

(свеча и акварель)

- Рисование по мятой бумаге «Морские просторы».

- Памятка для родителей по развитию мелкой моторики.

- Выставка работ.

Май

Итог

Рефлексия

Выставка рисунков, поделок, выполненных в нетрадиционных техниках рисования            

«Выставка необычного искусства».

Мастер-класс для педагогов МБДОУ.

- Организовать выставку детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках

рисования, выявить знания детей, помнят ли они названия техник, которых выполняли работы.

- Формировать умение оценивать свои работы и работы сверстников.

- Представить опыт своей работы.

- Выставка детских работ:            

- «Выставка необычного искусства».

-  Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи детей»

Заключение:

   Таким образом, при изучении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, развития речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Из проведенной работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию мелкой моторики рук и речи у детей.

Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но радость и удовольствие.

Для коррекции мелкой моторики рук и речи детей имели значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами, ватными палочками, нитками и с использованием бросового материала, с которым нужно было работать. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляли дошкольников, у них сохранялась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В группе по возможности постаралась создать условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Опыт работы по данной теме был представлен мной воспитателям нашего детского сада в форме мастер-класса.

В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Используемая литература:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  9. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  10. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  11. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  14. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  15. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
  16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
  17. Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки». Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  18. 3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010 г.
  19.  Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия ».Все дети любят рисовать. Испыта...

План работы по теме самообразования во второй младшей группе "Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Самообразование "Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"...

План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного  возраста через нетрадиционную технику рисования»...

«Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.От пальцев, образно говор...