Консультация для родителей на тему «Работа с семьей по совершенствованию изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Рисование в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaytsiya_dlya_roditeley_1.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Работа с семьей по совершенствованию изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Хухарева Р.М.

                                             

     Младший дошкольный возраст - период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, лепка, аппликация, которые для детей не просто забава - это радостный, творческий, вдохновенный труд. Чтобы не иссякало ощущение счастья творчества, каждому ребенку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности. И если из ребенка не вырастет художник, то в нем непременно разовьется человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать все, что происходит вокруг него и обостренно реагировать на жизнь.

     Рисование в детском саду, так же как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем. Поэтому обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет. То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких действий руки, которые необходимы для рисования и овладение которыми составляет для маленького ребенка специальную задачу.

     Изобразительная  деятельность является одной из ведущих продуктивных видов дошкольного детства и имеет моделирующий характер, она отражает интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. Радость творчества становится детям много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребенок, и тем больше возможности у ребенка преодолеть технические трудности рисования. Значительный вклад в развитие интереса к изобразительной деятельности должны вносить не только на уровне дошкольного учреждения, но и не маловажный фактор вносит семья, которая способствует укреплению интереса к творчеству.                    

     Изобразительная деятельность является первым продуктивным видом деятельности ребенка и помогает ему передать свои впечатления об окружающем его мире на бумаге, в глине или в других материалах. В группах для детей раннего возраста занятия по развитию продуктивной деятельности имеют особенное значение, так как изобразительные возможности малышей ограничены, накопленный опыт невелик, дети мыслят предметно, а не образами и очень быстро устают, отвлекаются. При организации обучающего процесса педагог должен учитывать данные особенности и, при возможности, использовать самые разнообразные приемы и методы обучения, привлекать так называемые «нетрадиционные» изобразительные материалы и техники. Важно познакомить детей со свойствами материалов, дать им возможность наиграться с ними, получить удовольствие от процесса, нельзя требовать результата любой ценой. После того, как ребенок «освоил» материал, понял его свойства, следует постепенно усложнять задачу: приучать действовать с изобразительными средствами по назначению, действовать по образцу, стремиться к получению определенного результата. Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях в детском саду, возникает у детей вне занятий,  дома.

     Родители должны помогать обогатить опыт детей новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества. Малыши  довольно рано осваивают карандаши, ручки, фломастеры, кисточки. Дети раннего возраста азартно чертят, чиркают, «калякают» на всем, что подвернется им под руку. Открыв тайну «волшебных палочек», которые оставляют разноцветные линии, дети начинают испытывать их возможности всеми доступными способами. Это важный предварительный этап, репетиция. Трудность настоящего периода детского творчества для родителей заключается в том, что маленькие художники пока еще не знают ограничений. Их цветные каракули можно увидеть где угодно: на одежде, на стенах, скатерти, в тетрадях старших братьев и сестер. Именно поэтому мамам и папам нужно запастись терпением. Любые ограничения, которые устанавливают взрослые, зачастую воспринимаются детьми, как запрет: «нельзя рисовать на стене» они понимают как «нельзя рисовать». Поэтому на первых домашних уроках маленький художник должен усвоить правило: рисовать на бумаге гораздо интереснее, чем на чем-либо еще. Рисовать с маленькими детьми удобнее карандашами, так как карандаш требует меньше технических познаний в приемах работы и способствует развитию мелкой моторики. Попросите ребенка обвести карандашом контуры своей руки. Дальше ваша фантазия позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Ребенку очень хочется нарисовать что-нибудь «настоящее», помогите ему, наметив контуры будущего рисунка точками. Не обязательно следить за тем, чтобы ребенком в этом возрасте было достигнуто точное сходство с реальными предметами.

     Рисование кистью требует от ребенка  большего напряжения его внимания и мастерства.  Дети раннего возраста  только знакомятся с цветами и красками, и задача взрослых - показать им  их разнообразные возможности: карандаш и кисть могут рисовать прямую линию, а могут оставлять плавные волны, острые молнии, кудрявые «загогулины».  Яркие цветовые пятна, которые делает кисточка, сами по себе красивы. Например, можно показать ребенку чудесное превращение желтого пятна в цыпленка, зеленого - в крону дерева, голубого – в тучу, из которой накрапывает дождь и т.д. Когда рисунок готов, для малыша очень важна ваша оценка. Не забывайте дать комментарий, рисунку, порадоваться работе ребёнка.

     Рисование мелками - своеобразный вид творчества. Для ребенка необычно и увлекательно создавать рисунки не на листе бумаги, а на гладком сером асфальте. Рисование на асфальте - это не только веселое занятие во время прогулки. Это и творчество, и познание малышом окружающего мира. Родители также могут предложить ребенку рисовать палочкой на земле, на снегу.  

     Но не всегда дома есть кисти, карандаши, фломастеры, то есть традиционные средства изобразительной деятельности, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Например, рисование ладошками, пальчиками.        

1. Наши ладошки умеют превращаться, например, в солнышко. Опускаем руки в краску, раскрываем ладонь, а выпрямленные пальчики раздвигаем в стороны и кладем на лист бумаги. И еще раз опускаем руку в краску, соединяем пальцы вместе, кладем на лист бумаги. У нас получился забор, ровный  красивый. Опять опускаем руку в краску, чуть отодвигаем большой пальчик в сторону, а остальные раздвигаем, рука превращается в симпатичного ежика.

2. С помощью пальчика легко получить отпечаток в виде круга или овала. Используя эти формы, можно изобразить на бумаге разные предметы, узоры. Вы рисуете яблоню, а ребенок попробует на ней развесить яблоки, окуная пальчик в краску. Покажите ребенку нарисованные на листе бумаге веревочки от воздушных шариков. Пусть шарики прилетят обратно к веревочкам. На помощь придут пальчики, которые, нырнут в краску, нарисуют разноцветные шарики.

     Материалы для нетрадиционных техник рисования можно изготовить самим или же использовать другие подручные средства: 

  • ватные палочки;
  • зубчатая пластмассовая расчёска и зубная щётка; 
  • заострённые берёзовые веточки (стеки); 
  • питьевые трубочки (соломинки); 
  • пластилин;
  • щетинистая кисть, «тампончики» из поролона;
  • скотч, вата и т.д.

     Для занятий изобразительной деятельностью у ребенка должно быть в комнате определенное, хорошо освещенное место, свет должен падать с левой стороны. Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел за столом, не горбился, не наклонялся очень низко, проверить, соответствуют ли стол и стул росту ребенка. Также  желательно иметь небольшую детскую открытую полочку. Родители постепенно приучают ребенка самостоятельно пользоваться материалами и убирать их после занятия на место. В вечернее время детям лучше рисовать цветными карандашами, лепить. Красками целесообразно рисовать в субботу, воскресенье, так как электрическое освещение нежелательно для работы красками.

     У ребенка дома должны быть книжки с яркими картинками. Например, «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Репка» и т. д. Кроме того очень хорошо приобрести для ребенка книжки-малышки, книжки-игрушки. Необычная форма этих книг сразу привлекает внимания малыша. Родители должны учить маленького ребенка рассматривать картинки, водить пальцем по страницам, находить знакомых ему животных, подражать звукам, жестикулировать, разговаривать с ними.

     В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям по организации изобразительной деятельности ребенка младшего дошкольного  возраста:

  • если есть возможность, то творите на полу, без стола;
  • имейте под рукой большую клеенку, «спецодежду», таз с водой и салфетки;
  • ребенок раннего возраста может заниматься не более 10-15 минут, не требуйте от него большего;
  • дайте возможность творить до тех пор, пока ребенок хочет этого сам;
  • постоянно беседуйте с малышом во время процесса, комментируйте все свои и его действия;
  • ваша речь должна быть яркой, эмоциональной, разнообразной по интонации, полна стишками, потешками или прибаутками;
  • включайте музыку во время занятий, малыши это очень любят;
  • не стремитесь унифицировать действия ребенка с изобразительными средствами, пусть он поэкспериментирует, и позвольте это себе тоже;
  • пачкайтесь, пробуйте все на ощупь;
  • получайте удовольствие от процесса и не нацеливайтесь на создание «шедевров»;
  • самое главное, о чем должен помнить взрослый, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому процесс лепки, рисования, аппликации и конструирования должен быть для ребенка игрой, надо дать малышу возможность обыграть результат своего творчества.

     Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребенка. Большое значение при этом отводится эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию детского изобразительного творчества. Поэтому нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Презентация на тему "Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста"....

Дипломная работа:« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста как условия развития мелкой моторики »

Материал по развитии мелкой моторики у детей, с помошью изобразительной деятельности (лепка,рисование,аппликация)....

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание этикета общения и культуры речи у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему «Воспитание этикета общенияи культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»....

консультация для родителей "Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей " Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитии речи и воспитании детей младший дошкольный возраста.

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитии речи и воспитании детей младший дошкольный возраста....