Кружок "Акварелька"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Кашкарова Наталья Сергеевна

Рабочая программа по кружковой деятельности "Акварелька" в первой младшей группе для детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Акварелька"23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 17 «Березка»

_____________________________________________________________________________

Рабочая программа по кружковой деятельности «Акварельки» в первой младшей группе для детей 2-3лет

                                                                                               Разработала воспитатель:

                                                                                                       Кашкарова Наталья Сергеевна

                                                                                            Первая младшая группа

Ермолино, 2023-2024


Пояснительная записка

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников, начиная с самого раннего возраста. Именно в это время происходит формирование базовых умений (пользоваться художественными материалами и инструментами, использовать элементарные рисовальные движения в своей изобразительной деятельности, а также появляется потребность в творческом экспериментировании и сотворчестве. Приобретая в раннем возрасте первый изобразительный опыт, в дальнейшем дети демонстрируют высокие показатели в изобразительном творчестве, работы детей отличаются оригинальностью, что позволяет говорить об их гармоничном личностном становлении. Изобразительная деятельность позволяет ребенку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики пальцев рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного внимания;

- внимания и усидчивости;

- мышления;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

  1. Развивает уверенность в своих силах.
  2. Способствует снятию детских страхов.
  3. Учит детей свободно выражать свой замысел.
  4. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
  5. Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами.
  6. Развивает мелкую моторику рук.
  7. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  8. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
  9. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Цветные ладошки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Программа знакомит ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изо материалов, опирается на принципы построения общей дидактики:

- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».

-Принцип развивающего характера художественного образования.

-Принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;

-Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.

Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.

В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой за данности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Основная цель программы – развитие творческого воображения у детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

- познакомить детей с такими нетрадиционными техниками рисования как: рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование ватными палочками, рисование губкой, рисование крупой, рисование пластилином, рисование на ватных дисках, рисование набрызгом, рисование оттиском бумаги, рисование кляксографией, рисование свечкой, рисование пакетом, рисование воздушно-пузырчатой пленкой. рисование штампиками, рисование овощами.

- вызвать интерес к рисованию с использованием нетрадиционных техник и рисованию в целом;

- поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании изображения;

- воспитывать чувство радости от полученного результата, уверенность в себе, аккуратность.

Целевые ориентиры:

- дети познакомятся и освоят некоторые техники нетрадиционного рисования;

- дети овладеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- дети научатся самостоятельно, без помощи взрослого, применять нетрадиционные техники рисования;

- повысится интерес детей к рисованию;

- повысится компетентность родителей детей в вопросе рисования нетрадиционной техники.

За основу программы по кружку «Акварельки» взяты методические рекомендации автора «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 - 7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Программа кружка соответствует ФГОС ДО. Рассчитана, на один год обучения. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая 1 раз в неделю по 10 минут. Всего 36 занятий. Форма проведения – групповая.

Так как основной вид деятельности детей раннего дошкольного возраста - игра, занятия проводятся в игровой форме с использованием подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток, сюрпризных моментов.

Календарно – тематическое планирование занятий по кружку «Акварелька».

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

1. Рисование пальчиками «Осеннее дерево»

2. Рисование ватными палочками «Листик»

3. Рисование пластилином «Тучка»

4. Кляксография «Сентябринки»

1. Анкетирование родителей «Любит ли ваш ребенок рисовать?».

2. Консультации по запросу родителей.

Октябрь

1. Рисование ладошками «Осенний сад»

2. Рисование манной крупой «Грибочек»

3. Рисование набрызгом «Зонтик»

4. Рисование оттиском бумаги «Осенний пейзаж»

1. Памятка для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

2. Консультации по запросу родителей.

Ноябрь

1. Рисование губкой «Зайчик»

2. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой «Черепашка»

3. Рисование на ватных дисках «Гусеничка»

4. Рисование овощами «Заготовки на зиму»

1. Наглядная информация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования».

2. Консультации по запросу родителей.

Декабрь

1. Рисование свечкой «Зимний лес»

2. Рисование губкой «Метелица»

3. Рисование ватными палочками «Елочная игрушка»

4. «Поздравительная открытка с символикой Нового года».

1. Наглядная информация для родителей «Значение рисования для всестороннего развития ребенка».

 2. Консультации по запросу родителей.

Январь

1. Рисование солью «Снеговик»

2. Кляксография «Снежинки»

3. Рисование пальчиками «Ветка рябины»

1. Выставка совместных рисунков родителей и детей.

2. Консультации по запросу родителей.

Февраль

1. Рисование пакетом «Зимний пейзаж»

2. Рисование воздушно-пузырчатой пленкой «Машинка»

3. Рисование на ватных дисках «Зайчик»

4. Рисование штампиками «Скоро весна»

1. Выставка детских рисунков.

2. Консультации по запросу родителей.

Март

1. Рисование ладошками «Сердечко для мамы»

2. Рисование ватными палочками «Веточка мимозы»

3. Рисование набрызгом «Ваза с цветочками»

4. Рисование пластилином «Курочка»

1. Выставка детских рисунков.

2. Консультации по запросу родителей

Апрель

1. Рисование пальчиками «Цветущие деревья»

2. Рисование манкой «Ромашковое поле»

3. Рисование пакетом «Морское дно»

4. Рисование свечкой «Морские обитатели»

1. Выставка детских рисунков.

2. Консультации по запросу родителей

Май

1. Кляксография «Салют»

2. Рисование на ватных дисках «Цыпленок»

3. Рисование вилками «Одуванчики»

4. Рисование стаканчиками «Воздушные шарики»

1. Выставка детских рисунков.

2. Консультации по запросу родителей

Планируемые результаты по освоению детьми программы кружка «Акварелька»:

- развитие мелкой моторики рук;

- обострение тактильного восприятия;

- улучшение цветовосприятия;

- концентрация внимания;

- повышение уровня воображения и самооценки;

- расширение и обогащение художественного опыта;

- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

- развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые.

Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.


Список используемой литературы:

  1. И. А. Лыкова Цветные ладошки
  2. Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
  3. Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
  4. Никологорская О. А. “Волшебные краски”, М. : АСТ-Пресс, 1997 г.
  5. Фатеева А. А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
  6. Шайдурова Н. В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М. : ТЦ “Сфера”, 2008 г.
  7. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)