Мастер-класс для педагогов «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием фольклора»
консультация по рисованию
Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»
В.М.Бехтерев
Цели: познакомить педагогов с опытом работы по данной теме.
Задачи: обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов;
развитие творческой активности педагогического коллектива
Материалы к мастер-классу: соль, картон, бумага, кисти, краски, клей (клейстер)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специализированное структурное образовательное подразделение
АО "МЕТРОВАГОНМАШ"
Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4"Аленушка" АО "МЕТРОВАГОНМАШ"
Мастер-класс для педагогов «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием фольклора»
Дата проведения: 14 октября 2022 года
Выполнила: воспитатель
Вдовинова Т.А.
Мытищи 2022 год
Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»
В.М.Бехтерев
Цели: познакомить педагогов с опытом работы по данной теме.
Задачи: обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов;
развитие творческой активности педагогического коллектива
Материалы к мастер-классу: соль, картон, бумага, кисти, краски, клей (клейстер)
1. Приветствие.
Настрой на занятие – педагоги приветствуют друг друга.
“С добрым утром!”
Педагоги встают в круг и повторяют слова и движения.
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Ладошками поглаживаем ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Погладить ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Погладить ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Поднять ручки вверх и посмотреть глазками на верх.
Мы проснулись!
2. Тема нашей встречи «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в группе раннего возраста с использованием фольклора»
В своей работе я уделяю большое внимание сенсорному воспитанию ребенка, а также использую народный фольклор.
3. Видеозапись совместной деятельности педагога с детьми: игра-путешествие с детьми «В гостях у зверей»
4. Представление опыта работы педагога с детьми по данной теме с использованием презентации.
Народ - непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях кроме народных, не найти такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - хорошее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Именно в раннем детстве происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Вопрос педагогам: «Что такое сенсорное развитие?». Ответы педагогов.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus - ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в увлекательных, доступных малышу формах.
Ранний возраст характеризуется еще и тем, что ребенок начинает ходить, бегать, взбираться на горку, лесенку, овладевает простыми способами действия с предметами. Умение ходить, речевая деятельность расширяет связи ребенка с окружающим миром и оказывает существенное влияние на развитие его центральной нервной системы. Действуя с предметами, дети уже могут хорошо ориентироваться в таких свойствах, как форма, величина, избирательно относится к цвету. Происходит существенная перестройка в характере предметной деятельности ребенка. Он уже не только действует с предметами, но и использует их как средство достижения определенной цели (ложкой кормит куклу, из кубиков строит дом и т.д.). Под влиянием накопленного опыта предметной и игровой деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение его сенсорного опыта, развиваются наглядно действительное мышление, речь.
Могучим средством воспитания детей раннего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства.
Значительное место в процессе обучения и воспитания в моей группе заняли игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которые я использую в обучении детей раннего возраста.
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.
Вопрос педагогам: «Что такое мелкая моторика?». Ответы педагогов.
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Если не прибегать к пространным научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук.
Благотворное движение кистей и пальцев на развитие детей было отмечено давно. В фольклоре разных народов можно встретить игры и потешки для самых маленьких, которые сопровождаются движениями рук и пальцев (например, «Сорока-Белобока кашу варила…»). Еще в древнем Китае было известно, что упражнения с участием кистей и пальцев рук гармонизирует тело и разум. Русский невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев в своих работах упоминал, что движения руками помогают снять умственную усталость, оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга. В исследования ученых Института физиологии детей и подростков АПН, проведенные под руководством М.М. Кольцовой, установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки, т.е. уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Вопрос педагогам: «Связан ли головной мозг с мелкой моторикой рук?».
Ответы педагогов.
Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга отвечает за двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга.
Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
Вопрос педагогам: «Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?». Ответы педагогов.
Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?
Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребёнок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.
Пальчиковые игры
Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе с взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять. Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:
Здравствуй, пальчик, выходи,
На Юлю (называете имя ребенка) погляди.
Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка.
(Касаетесь пальчиком ладошки.)
Bоm твоя ладошка — поднимайся, крошка.
(Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью. (Педагоги вместе с ведущим выполняют пальчиковые упражнения)
Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.
Такие игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, когда станет скучно. Вместо уговоров и воспитательных мер мягко постучите по плечу или спинке малыша и спросите:
Тук – тук, тук – тук – тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат
Поиграть они хотят
С Сашенькой
(назовите имя ребенка).
Это не просто развлечение, но и полезная зарядка
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Можно использовать следующие стихи:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише, не шумите.
Пальчики не разбудите!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача воспитателей - превратить обучение в увлекательную игру!
Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев признана педагогами, практически в любом детском саду имеются шкафы и стеллажи с надписью "Пособия для развития мелкой моторики".
ПЕРВОЕ. Рассмотрим привычный набор занятий по развитию мелкой моторики. Это конечно же, плетение, лепка, нанизывание на нитку бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаика. При выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту, и в общении. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле можно обозначить как социальную зону руки. Два последних пальца -безымянный и мизинец - находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность методики. Это особо значимо для детей 2-2,5 лет.
ВТОРОЕ. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех трех типов составляющих - сжатие, расжатие и расслабление.
По этим принципам построена программа "Пальчиковый игротренинг», Петербургских педагогов, основой которой стали пальчиковые игры различных времен и народов. Наиболее часты случаи, когда интересным, разнотипным движениям пальцев сопутствуют тексты типа:
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
Ранее существовало множество народных пальчиковых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр. Многие из вновь обретенных игр не устарели и, естественно, воспринимаются современными детьми.
С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, и на коленях у мамы, бабушки или няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки-забавы взрослого с ребенком. Нынче таких забав осталось совсем мало, мало кто знает, что любимая всеми "Сорока-ворона" не заканчивалась покачиванием бездельника мизинца:
"Ты дров не носил, воды не носил".
Игра имела продолжение. Взрослый говорил:
"Знай наперед: здесь водичка холодненька".
(и поглаживал ребенка у запястья).
"Здесь тепленька"
(поглаживал у локтя);
"Здесь горяченька"
(поглаживал у плеча);
"А здесь кипяток, кипяток!"
(щекотал ребенка под мышкой)
Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки. Она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете -сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.
Недаром игры, по типу движений аналогичные "Сороке-вороне", встречаются у очень многих народов. Еще в 1873 г. выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками подразделяются на два типа.
Первый - fendtnplay - собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action rhyme - игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. («Зайка серенький сидит», «Ветер дует нам в лицо.) Классификация эта достаточно условна. Но, к какому бы типу не принадлежали игры, главное, что они нравятся детям.
Пальчиковые игры в быту
• Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);
• Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает;
• Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;
• Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.
Правила проведения пальчиковых игр
•Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые).
•Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; расжатие; расслабление.
• Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми;
• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;
• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
• Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи
Заключение
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия её с нижележащими структурами.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
(Приложение 1).
Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке. На ладошечку, моя крошечка, И погладь ты меня по ладошечке. | Мама гладит ладошку малышу. Мама протягивает ладошку свою малышу, и теперь малыш гладит мамину ладошку. | |||
Ивану-большому — дрова рубить. Ваське-указке — воду носить. Мишке-среднему — печку топить. Гришке-сиротке — кашу варить. А крошке Тимошке — песенки петь. Песни петь и плясать. Родных братьев потешать. | Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. | |||
Вот большой, смешной толстяк, Любит хвастать просто так. Как дела? — спроси его. Он подпрыгнет, крикнет: - Во! | Показывают большой пальчик и шевелят им. | |||
Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. | Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. | |||
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья. | Загибают пальчики поочереди. По коленкам ударяют. | |||
Этот пальчик хочет спасть, Этот пальчик лег в кровать. Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. | Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. Показывают ладошки перед собой с растопыренными пальчиками. Хлопают. | |||
Мы делили апельсин Много нас, а он один! Эта долька для Иринки! Эта долька для Маринки! Эту дольку дам Роману! Эту дольку съел Сергей! А последнюю - Андрей! | Ладошка плотно сжата в кулачок. Потрясли кулачком, показали "апельсинку" Отгибаем мизинец. Отгибаем безымянный. Отгибаем средний. Отгибаем указательный. Отгибаем большой. | |||
Этот пальчик - маленький, Этот пальчик - слабенький, Этот пальчик - длинненький, Этот пальчик - сильненький, Этот пальчик - толстячок, Ну а вместе кулачок! | Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. | |||
Кто в деревне живет? Лежебока-рыжий кот. Маленький теленок, Желтенький цыпленок, Белая овечка, Мышка под крылечком. Раз, два, три, четыре, пять. Их не трудно сосчитать. | Загибать пальчики поочереди, начиная с большого. | |||
Где ладошка? Тут? Тут! На ладошке пруд? Пруд! Палец большой, гусь молодой. Указательный поймал, Средний гуся ощипал, Безымянный печь топил, А мизинчик суп сварил. | Показывают ладошку. Рисуют круг на ладошке. Загибают пальчики поочереди. | |||
Пальчик – мальчик, где ты был? С этим братцем - в лес ходил. С этим братцем - щи варил. С этим братцем – кашу ел. С этим братцем – песни пел. | Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. | |||
Как на горке снег, снег, И под горкой снег, снег. И на елке снег, снег, И под елкой снег, снег. А под снегом спит медведь, Тише, тише, не шуметь. | Встают на носочки, руки вверх. Приседают. Встают, руки в стороны. Обхватывают себя руками. Качаются из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя.Пальчик к губам, шепотом. | |||
Наша елка велика, Наша елка высока, Выше мамы, выше папы, Достает до потолка. Будем весело плясать, Будем песни распевать, Чтобы елка захотела В гости к нам прийти опять! | Руки разводят в стороны. Руки вверх поднимают. Тянутся на носочках высоко. Ножку на пяточку ставят. Другую ножку на пяточку. Хлопают в ладошки. | |||
На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? Мы замочком повертели, Мы замочком покрутили Мы замочком постучали, Постучали, и открыли! | Пальцы в замочек, слегка покачивать. "замочком" вперед-назад. Повертеть "замочком" Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга. Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга. Показать ладошки | |||
Стук, стук, постук, Раздается где-то стук. Молоточки стучат, Строят домик для зайчат. Вот с такою крышей, Вот с такими стенами, Вот с такими окнами, Вот с такою дверью И вот с таким замком. | Стучат кулачками друг о дружку. Показывают крышу надо головой. Ладошки около щечек. Ладошки перед лицом. Одна ладошка перед лицом. Ручки сцепляют в замочек. | |||
Жили-были в домике Маленькие гномики. Токи, Пики, Лики, Чики, Мики, Стали гномики стирать. Токи-рубашки, Пики-платочки, Лики-штанишки, Чики-носочки, Мики-умница был, Всем водичку носил. | «Домик» над головой из ладошек. Показывают руками, какие «маленькие». Загибают пальцы. Показывают, как стирают, трут ладонь о ладонь. Загибают пальчики. | |||
Тесто ручками помнем Сладкий тоpтик испечем Серединку смажем джемом А верхушку сладким кремом И кокосовою крошкой Мы присыплем торт немножко. А потом заварим чай, В гости друга приглашай. | Сжимают и разжимают пальчики на столе как будто мнут тесто. Круговые движения указательным пальчиком по столу. Круговые движения ладошками по столу. «Щепотку делают» Хлопают. | |||
Тесто круто замесили, Ух-тух, ух-тух. Сковородки раскалили, Ух-тух, ух-тух. Испечем оладушки, Лады, лады ладушки. Горячи оладушки! | Пальчики сжимают и разжимают. Хлопают. Трут ладошку о ладошку. Хлопают. Пекут оладушки. Дуют на раскрытые ладошки. | |||
Тесто бабушкой катаем, С мамой лепим пирожки, Ну, а с папой уплетаем Пирожки за две щеки. | Движения, имитирующие катание теста скалкой. Лепят «пирожки» Указательными пальчиками рук на щечки показывать. | |||
Этот пальчик самый большой, Самый весёлый, самый смешной! Этот пальчик -указательный. Он солидный и внимательный. Этот пальчик - средний, Ни первый, ни последний. Этот пальчик - безымянный, Он не любит каши манной. Самый маленький мизинчик Любит бегать в магазинчик! | Большой палец Указываете на что-нибудь указательным пальцем Отгибаете средний палец Согните средний палец, как будто он не хочет каши. Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать. | |||
Ивану-большаку - дрова рубить, Ваське-указке - воду носить. Мишке-середке — печку топить. Тришке-сиротке — кашу варить. А крошке Тимошке - песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать. | Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. «Фонарики» Хлопают. | |||
Сожми кулак – раскрой ладошку. Теперь меняй их быстро, крошка! Опять – ладошка и кулак, Давай быстрее делать так! | Сжимают и разжимают кулачки. | |||
Солнышко встало, здравствуй, сказало. Эй! Братец, Федя, разбуди соседей! Вставай Большак! Вставай Указака! Вставай Середка! Всавай Сиротка! И крошка-Митрошка! Привет, ладошка! | Пальчики растопырены в разные стороны. Большой палец показывают, и им же задевают все пальчики на ладошке другой руки. Ударяют ладошкой по ладошке. | |||
Дождик, дождик, кап-кап-кап, Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять. Мы промочим ножки. Выйди, выйди солнце. Выгляни в оконце. Выйди, выйди солнышко Мы посеем зернышко. | На ладошку капли. Пальчиком грозят. Зовут солнце ладошкой. Окошко из ладошек делают. Хлопают в ладошки. | |||
Посадили зернышко, Выглянуло солнышко. Солнышко, свети — свети! Зернышко, расти — расти! Появляются листочки, Распускаются цветочки. | Ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко». Кисти сжимаем и разжимаем по очереди. ладони вместе, руки двигаются вверх. Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно. Кисти сжимаем и разжимаем по очереди. | |||
Рыбка плавает в водице Рыбке весело играть Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла | Сложенные вместе ладони дети изображают, как плывет рыбка. Грозят пальчиком. Медленно сближают ладони и хлопают. Снова плывут. Пальчиками шевелят будто «ротик у рыбки». Ладошки разводят в разные стороны. | |||
В синем небе облака. Под горой бежит река. Рано утром из реки Тянут сети рыбаки. Много рыбы наловили, Вкусную уху сварили. Ах! | Встают на носочки, поднимают руки вверх. Приседают, руки вперёд. Встают. Имитируют движение, как бы перебирая руками сеть. Разводят руки в стороны. Выполняют круговые движения рукой, как бы помешивая уху в котелке. | |||
Этот пальчик – маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный – кольцо носит, Ни за что его не бросит. Ну а этот – средний, длинный. Он как раз посередине. Этот указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. Пальчики не ссорятся, Вместе дело спорится. | Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. | |||
Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, Чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине Этот пальчик безымянный Он избалованный самый. А мизинчик хоть и мал Очень ловок и удал! | Круговые движения на подушечке пальчика с последующим загибанием пальчика. | |||
А по морю слёз ходит пароход. Утирает нос, только нос не тот. Нос у нас был маленький Нос у нас был пуговкой, А теперь вот аленький, А теперь распух вот он Только это не беда! Слезы высохнут, когда, Снова будет нос как нос, Просто нос не любит слёз! | Утереть слёзы. Утереть нос. Дотронуться до носа. Ещё раз. Поцеловать. Ещё раз. Крепко обнять. | |||
Солнышко, покажись. Красное, снарядись, Чтобы год от года, Давала нам погода. Теплое леточко, Грибы в Берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка, И я яблочек немножко. | Пальчики в разные стороны оттопыривают, ладошки сближены друг к другу. Хлопают. Загибают пальчики. | |||
Понемножку по ладошке Наши пальчики идут, Серединку на ладошке Наши пальчики найдут. Чтоб внимательнее стать, Нужно точку нажимать. Помассировать по кругу, А теперь расслабить руку. Давим, Тянем, Отдыхаем. Мы внимательными станем! | Пальцы одной руки легко стучат по ладони другой. То же другой рукой. Нажимать на центр ладони пальцем другой руки. Круговые движения Указательным пальцем одной руки по центру ладони другой. Легко пошевелить пальцами. Крепко сжать кулаки. Напряженно вытянуть пальцы. Расслабить кисть. Скрестить руки на груди. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»
Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, п...
Статья на тему: Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития...
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста
Семинар – практикум...
Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»
Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...
Презентация по сенсорике и мелкой моторике для детей раннего возраста
laquo;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский...
Из опыта работы воспитателя «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры «Тактильные дощечки»»
Дидактическая игра "Тактильные дощечки" направлены на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики и заинтересуют самого непоседливого ребенка....
Мастер-класс Тема: Пальчиковые дорожки в развитии речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».
Цель: создание условий для профессионального общения, распространения опыта развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых дорожек....