Проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»
проект по рисованию (старшая группа)

Глушкова Ольга Валерьевна
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»

Введение.

Обоснование выбора темы проекта.

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на:

растерянность детей при использовании способов нестандартного раскрашивания;

на сложности в умении экспериментировать с изобразительными материалами;

на ожидание детьми чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

иногда возникают трудности в проявлении фантазии, художественного творчества;

трудности в умении передавать личное отношение к объекту изображения;

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Выбор темы проекта продиктован тем, что применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию интеллектуальных способностей детей в процессе изобразительной деятельности, воспитывает у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Актуальность.

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.

Цель проекта: раскрытие творческого потенциала ребенка через нетрадиционные приемы рисования.

Задачи: познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования; учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности; вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; способствовать формированию учебно-познавательной компетентности: восприятие, внимание, воображение, мышление; формировать коммуникативную компетентность; развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

Методы: работа с текстом, сравнение.

Тип проекта: долгосрочный, групповой, исследовательский творческой направленности.

Основное содержание.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»:

1. я пришла к выводу, что рисование помогает овладеть формами; структурирует зрительные образы; помогает постичь свойства материалов; обучает движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий, что способствует постепенному осмыслению окружающего мира.

2. проанализировала и отобрала для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, интересны ребёнку 5-6 лет.

3. для достижения поставленных целей и задач я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (см. приложение к проекту).

Заключение.

Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, но и в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети учатся использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов.

Приложение.

Планирование занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник с детьми старшей группы (5 - 6 лет).

ОКТЯБРЬ

Занятие 1

«Звездная ночь». Свеча+акварель.

Цель: познакомить детей с данным видом нетрадиционной техники рисования.

Задачи: закрепить умение тонировать рисунок акварелью; развивать чувство композиции.

Материалы: лист А4, свеча, акварель, кисти, иллюстрации.

Занятие 2

«Волшебные отпечатки». Монотипия.

Цель: познакомить детей с монотипией.

Задачи: познакомить детей с симметрией; развивать пространственное мышление.

Материалы: силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, акварель, кисти.

Занятие 3

«Бабочки в саду». Сочетание техник: монотипия и свеча+акварель.

Цель: закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках.

Задачи: развивать чувство композиции, творческие способности, воображение.

Материалы: силуэты бабочек, акварель, кисти, свеча, слайд-шоу.

НОЯБРЬ

Занятие 1

«Разноцветные кляксы». Раздувание.

Цель: познакомить с изобразительной техникой – раздувание.

Задачи: развивать цветовосприятие, воображение, творческие способности.

Материалы: акварель, бумага, трубочка для коктейля, кисти.

Занятие 2

«Репейник». Тычок жесткой полусухой кистью.

Цель: познакомить детей с новой техникой.

Задачи: упражнять детей в рисовании техникой тычкование (жёсткой кистью); развивать творческие способности, воображение, цветовосприятие.

Материалы: бумага, жесткая кисть, гуашь.

Занятие 3

«Колючий кустик». Сочетание раздувания и техники тычка.

Цель: закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках.

Задачи: развивать чувство композиции, творческие способности, воображение.

Материалы: акварель, гуашь, трубочка для коктейля, бумага, кисти.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1

«Снежинки». Рисование манкой.

Цель: познакомить детей с техникой рисования манкой.

Задачи: развивать чувство композиции, творческие способности.

Материалы: листы тонированной бумаги А4 (тон - тёмный, жесткие кисточки, клей, манка, салфетки, слайд-шоу.

Занятие 2

«Зимние узоры». Кляксография.

Цель: познакомить с изобразительной техникой – кляксография.

Задачи: развивать воображение, творческие способности детей.

Материалы: тёмно-синяя, фиолетовая тушь, листы бумаги А4, пластмассовая ложечка, гуашь, простой карандаш.

Занятие 3

«Ёлочка нарядная». Рисование пальчиками, акварель+ восковые мелки

Цель: учить изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+ восковой мелок) для украшения ёлочки.

Задачи: закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами.

Материалы: различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь, слайд-шоу.

ЯНВАРЬ

Занятие 1

«Зимняя ночь». Чёрно-белый граттаж.

Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белого граттажа.

Задачи: учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики.

Материалы: лист плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисточки, заострённые палочки, эскизы, слайд-шоу.

Занятие 2

«Филин». Тычок полусухой жёсткой кистью.

Цель: учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка.

Задачи: развивать умение пользоваться выразительными средствами графики, закрепить навыки работы с данными материалами.

Материалы: бумага формата А4, жёсткие и мягкие кисти, черная гуашь, слайд-шоу.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1

«Белая береза под моим окном». Томпонирование (поролоновый тампон).

Цель: познакомить с приемом рисования березы поролоновым тампоном. Задачи: вызвать интерес к рисованию; развивать творчество.

Материалы: лист бумаги А4, тонированный (сине-голубой, сине-сиреневый, гуашь белая, голубая, поролоновые тампоны, салфетки.

Занятие 2

«Пингвины на льдине»

Цель: учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов.

Задачи: закрепить понятие о холодных цветах; упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

Материалы: листы А4, гуашь, кисти, слайд-шоу.

Занятие 3

«Портрет зимы». Восковые мелки+акварель.

Цель: закрепить умение рисовать восковыми мелками.

Задачи: закреплять умение аккуратно тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый); развивать цветовосприятие.

Материалы: лист А4, синий восковой мелок, акварель, кисти, слайд-шоу.

МАРТ

Занятие 1

«Открытка для мамы». Печать по трафарету.

Цель: совершенствовать умения детей в данной технике.

Задачи: развивать воображение, чувство композиции, ритма.

Материалы: лист А4 (с наклеенной вазой, сложенный вдвое, тонированный, гуашь, кисти, тампоны из поролона, трафареты цветов, слайд-шоу.

Занятие 2

«Подснежники для мамы». Акварель + восковой мелок.

Цель: учить рисовать восковыми мелками.

Задачи: учить с помощью акварели передавать весенний колорит; развивать цветовосприятие.

Материалы: бумага А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации.

Занятие 3

«Весеннее настроение». Рисование по мокрому.

Цель: закрепить умение рисовать по мокрому.

Задачи: учить смешивать разные краски, переходить от одного цвета к другому; развивать цветовосприятие, воображение.

Материалы: листы бумаги для акварели А4, акварель, кисти, иллюстрации.

АПРЕЛЬ

Занятие 1

«Космос». Набрызг, печать поролоновыми тампонами.

Цель: учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать.

Задачи: развивать цветовосприятие; упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Материалы: бумага А4, кисти, гуашь, поролоновые тампоны, жёсткие кисти, салфетки, иллюстрации.

Занятие 2

«Скворушка». Печать поролоновыми тампонами, ватными палочками.

Цель: закрепить технику печатания.

Задачи: учить создавать художественный образ, дополнять рисунок деталями.

Материалы: тонированная бумага А4, поролоновые тампоны, ватные палочки, гуашь, мягкие кисти, слайд-шоу.

Занятие 3

«Волшебные цветы». Изонить.

Цель: познакомить с техникой изонити.

Задачи: развивать воображение, творчество.

Материалы: бумага А4, гуашь, нити, салфетки.

МАЙ

Занятие 1

«Солнечный цветок». Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование.

Цель: совершенствовать умения в данных техниках.

Задачи: учить использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Материалы: белая бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки, зелёная бумага, синтепон, клей.

Занятие 2

«Берёзовая роща». Рисование свечой.

Цель: закрепить умение рисовать свечой и акварелью.

Задачи: учить создавать выразительный образ; развивать чувство композиции, творческие способности.

Материалы: бумага А4, свечи, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти.

Занятие 3

«Сады цветут». Рисование пальчиками, тычками.

Цель: закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе, сочетать разные техники рисования, продумывать композицию.

Задачи: развивать эстетический вкус, творческие способности.

Материалы: бумага А4 (светло-зелёная, голубая, гуашь, мягкие и жёсткие кисточки, ватные палочки, салфетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Проект Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Этот материал может быть использован педагогами для работы с детьми, родителями, а также с педагогами....

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

Презентация по теме самообразования: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»

Тема самообразования: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»...

Проект на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть п...

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»

В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник. Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют о...