Программа кружка по художественному творчеству "Карандашик"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Шерстукова Наталья Николаевна
Программа кружка
 по художественному творчеству
"Карандашик"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_karandashik_peredelannyy.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:


(2 года с 5 – 7 лет)

Воспитатель:

Шерстукова Н. Н.

Пояснительная записка

Поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Карандашик"

Актуальность: Нетрадиционное рисование развивает у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки .

Цель кружка:  Развивать потенциальные способности детей в процессе комментированного рисования, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи кружка:

     Образовательные: 

     -учить детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Развивающие: 

-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные: 

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Программа разработана для детей 5-7 лет. Рассчитана на 2 учебных года. Включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет 25 минут.

Методы работы:

  • Индивидуальный.
  • Групповой.
  • Наглядный.

Формы работы:

  • Игры.
  • Беседы, работа с наглядным материалом.
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
  • Чтение и заучивание художественной литературы.
  • Рассматривание репродукций картин.

Способы проверки:

  • диагностические задания;
  • выставки детских работ.

Нетрадиционные техники рисования, используемые в  реализации программы «Карандашик»

  • Монотипия (Рисование по мокрой бумаге)
  • Отпечатки листьев
  • Рисование пальчиками
  • Рисование ладошками
  • Точечный рисунок «Пуантилизм»
  • Бумажная чеканка (рисование ПВА)
  • Пластилинография
  • Граттаж
  • Рисование манкой
  • Рисование цветным песком
  • Набрызг
  • Рисование солью (аппликация, в бутылочках)
  • Печать поролоном по трафарету
  • 0ттиск печатками
  • Рисование мыльными пузырями
  • Скатывание бумаги
  • Рисование молотком
  • Рисование в технике  «линогравюры»
  • Рисование по ткани
  • Рисование «Живыми красками»
  • «Эбру» - рисование на воде (молоке)
  • Рисование в стиле «zentagle» (черно-белое)
  • Рисование на камнях

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии.

Материал:

  •  акварельные краски, гуашь;
  •  восковые и масляные мелки, свеча;
  •  ватные палочки;
  •  поролоновые печатки;
  •  коктельные трубочки;
  •  палочки или старые стержни для процарапывания;
  •  матерчатые салфетки;
  • Цветные нитки (шерсть)
  • стаканы для воды;
  •  подставки под кисти; кисти.
  • Соль, манка, крупы
  • Пва

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию

1.Создание игровой ситуации.

2.Показ воспитателя.

3.Использование движения руки.

4.Сравнение двух техник.

5.Проговаривание последовательности работы.

6.Педагогическая диагностика.

Основные правила при проведении кружка:

  1. Использование приема транслирования информации,
  2. Отбор тематического содержания,
  3. Главный герой рисования – ребенок,
  4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,
  5. Педагог создает схематические изображения,
  6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,
  7. В качестве «физкультминутки» - используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
  2. Обеспечение главных условий общения,    
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
  4. Использование различных коммуникативных средств.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

  1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,
  2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),
  3. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,
  4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,
  5. Словесные игры, игры – драматизации.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в районных конкурсах в течение года.

Показатели прохождения рабочей программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • используют цвет для создания различных образов.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь. ; развёрнуто комментируют свою творческую работу
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

Методические приемы

октябрь

1

Сказка про краску

Вводное . смешивание красок

Закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразительных загадок.

Бумага А5, акварель, цветов, гуашь в мисочках, , кисти, палитра

 

  1. Рассказ педагога.
  2. Худ. Слово.
  3. Беседа.
  4. Практическая работа.

Итог.

В садах созрели яблоки

Рисование в стиле «Пуантилизм» (Рисование методом точечного рисунка)

Познакомить детей с методом точечного рисунка. Закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка.

Лист бумаги формата А5, ватные палочки, набор гуаши, салфетки

1. Вступительная беседа.

  1. Худ. слово.
  2. Самостоятельная работа детей.
  3. Итог.

Волшебные листья.

Печатание листьями

Учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.

Сухие листья, краски, кисти, вода

  1. Стихотворение об осени
  2. Беседа
  3. Физминутка «Листья полетели»
  4. Показ, объяснение
  5. Сам. Работа
  6. Итог

Грибы на полянке

Рисунок из ладошки

Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление.

Листы А5, краски

  1. Чтение стихотворения  «Грибы».
  2. Беседа.
  3. Подвижная игра
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

ноябрь

2

Ежики

Тычок жесткой полусухой кистью, +аппликация

«сухие листья»

Познакомить с  техникой «тычок жесткой полусухой кистью»,

Учить раскрашивать детали рисунка  кончиком кисти

Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями

Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей.

  1. Загадывание загадки.
  2. Чтение рассказа Е.Чарушина «Еж».
  3. Сам. деятельность детей.
  4. Физкультминутка «Еж с ежатами»

Лисичка-сестричка

 Печать по трафарету

 Развивать у детей способность создавать сюжетную композицию. Учить рисовать с помощью поролонового тампона по трафарету. Развивать чувство композиции

Листы А5, краски, поролон, трафарет лисы

  1. Загадывание загадки.
  2. Чтение рассказа «Лиса»
  3. Рассматривание картин.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Пальчиковая гимнастика

Итог.

Снежинки.

Примакивание поролоном по трафарету

Учить детей с помощью трафарета снежинок примакивать поролоном развивать чувство композиции.

Развивать длительный плавный выдох.

Листы А5, голубая гуашь, поролон, трафарет снежинки

  1. Беседа
  2. Чтение стихотворения «Снежинка»
  3. Рассматривание.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Подвижная игра «Снежинки».

Итог.

Дымковский конь.

Оттиск печатками

Познакомить с дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

Листы А5, трафарет дымковского коня, печатки  элементов узора

  1. Чтение стихотворения.
  2. Рассматривание дым игрушек.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Подвижная игра.

Итог.

декабрь

Снеговик.

пластилинография

Учить передавать образ снеговика техникой пластилинографией. Развивать чувство композиции.

бумага, пластилин

1.        Чтение стихотворения

2.        Беседа.

3.        Загадывание загадки.

4.        Физкультминутка.

5.        Самостоятельная деятельность детей.

Итог.

Золотая рыбка.

Рисунок из ладошки

Вызвать интерес к изображению. Учить обводить пальцы руки, простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Карандаши, акварель, кисти, бумага.

1.        Чтение стихотворения.

2.        Беседа.

3.        Самостоятельная деятельность детей.

4.        Пальчиковая гимнастика.

Итог.

Узоры на тарелочке

Оттиск печатками

Познакомить с колоритом городецкой росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции.

И

Трафареты, краски Изделия городецких мастеров, бумага, гуашь, кисти.

  1. Показ изделий народного промысла.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Объяснение.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Игра «Карусель».

Елочка – нарядная.

 Оттиск печатками, рисование пальчиками

Учить  рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Листы А5, краски, печатки,

  1. Чтение стихотворения.
  2. Показ приемов рисования.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Итог.

январь

  1. Чтение стихотворения.
  2. Показ приемов рисования.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог.

Узоры на окне.

Рисование акварелью+ манка

Отрабатывать технику закрашивания и присыпание по мокрому манки.  Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.

Листы А5, краски акварель, манка, кисти

Снегири на ветке рябины

Карандашный набросок,

Раскрашивание гуашью

+ «живые краски»+ печатание  штампами

Учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья

«живыми красками» передать  форму  ветки рябины, печатать ягоду; воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радоваться полученному результату.

Листы А5, карандаши, ластики, гуашь, ватные палочки, «живая краска» - (мука, соль, красители, вода)

  1. Загадывание загадки.
  2. Рассматривание птицы.
  3. Показ приемов рисования
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Пение песни «Мы кормушку мастерили».
  6. Итог.

Зимняя сказка

Граттаж

Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Листы А5, восковые мелки, свечка, черная гуашь, стержень

  1. Загадывание загадки.
  2. Показ приемов рисования
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог.

февраль

Зимние забавы

Рисование солью

Учить обводить по контуру рисунка клеем ПВА и выкладывать солью. Радоваться полученному результату

Листы А5 с рисунком, ПВА, Синяя соль с блестками

  1. Стих-е «Детство» Сурикова
  2. Показ приемов
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Сам.работа
  5. Физминутка
  6. Итог

Подарок для папы

Рисование восковыми мелками и акварелью+ работа с картоном и фольгой

Учить рисовать восковыми мелками праздничное небо, красить всей кистью альбомный лист, создавать на этом фоне аппликацию. Развивать чувство композиции. Познакомить детей с техникой монотипии.

Восковые мелки, акварель, кисти, картон, фольга, трафареты, клей, вода и пр.

  1. Слушание песни  о папе
  2. Беседа
  3. Показ приемов
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Сам.работа
  6. Физминутка
  7. Сам.работа
  8. Итог

Небо при закате солнца

Монотипия пейзажная

Познакомить детей с новой техникой монотипии по- сырому.

Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные НТР.

Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

Лист бумаги, гуашь, акварель, кисть, губки, ванночки и баночки с водой, салфетки.

  1. Загадка о небе, о закате
  2. Рассматривание образца
  3. Показ приемов
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Сам. работа
  6. Физминутка
  7. Сам.работа
  8. Итог

Цирк

Пластилинография

Познакомить детей с новой техникой рисования пластилином. Закреплять с детьми скатывание мелких шариков. Развивать фантазию, воображение. Развитие мелкой моторики.

ЛистыА5, пластилин, горячая вода,

  1. короткие стихи о цирке
  2. рассматривание образца
  3. показ приемов
  4. пальчиковая гимнастика
  5. сам.работа
  6. физминутка
  7. сам.работа
  8. итог

март

Ромашки для мамы

Ниткография

Познакомить детей с техникой ниткографией. Закреплять работу с ПВА по контуру, воспитывать желание приносить радость близкому человеку

Картон А5, разные виды ниток (в основном шерстяные цветные), клей ПВА

  1. Песни о маме
  2. Рассматривание образца, показ приемов
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Сам. Работа
  5. Физминутка
  6. итог

Бумажная чеканка

рисование клеем ПВА

Познакомить с новой техникой рисования ПВА

Плотный картон, простой карандаш, клей ПВА (бутылочка с носиком),аэрозольная краска-золотая, мягкая тряпочка

  1. Рассматривание образца, показ приемов
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Сам. Работа
  4. итог

Лекарственные растения

Гипсопластика+рисование пластилином

Познакомить с новой техникой рисования гипсопластикой. Отрабатывать   жгутовое рисование пластилином. Воспитывать  правила обращения с лекарственными растениями

Гипсовый бинт, горячая вода, пластилин, гуашь

  1. Худ.слово
  2. Рассматривание образца, показ приемов
  3. Физминутка
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Сам.работа
  6. итог

Картины из цветного песка

Цветной песок

Познакомить с новой техникой рисования  цветным песком. Развивать мелкую моторику, воображение, творческую фантазию

бумага, раскраски с крупными деталями, ножницы, клей ПВА (густой) ; кисточка для клея, цветной песок.

  1. Худ.слово
  2. Рассматривание образца, показ приемов
  3. Подвижная игра
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Итог

апрель

Космос

(рисование  цветными мыльными пузырями + аппликация)

Познакомить с новой техникой рисования с помощью мыльных пузырей . Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Вода в баночке, детский шампунь или

жидкое мыло, гуашь, акварель или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.

1.Рассматривание картин с космосом, беседа

2.Рассматривание образца, показ приемов

3. Пальчиковая гимнастика

4.Физминутка «космонавты»

5. Сам.работа

6. Итог

Пасха

Объемные рисунки из мокрой салфетки

Познакомить с новой техникой рисования, развивать мелкую моторику, воспитывать уважение к народным праздникам

Салфетки бумага, листыА5, краска вода

1.Худ.слово

2. Иллюстрации

3.показ, объяснение

4.сам.работа

5.физминутка

6. Итог

Мой платочек

Узелковый батик

Познакомить с новой техникой рисования. Воспитывать культуру поведения .

ткань, акварель и гуашь, кисть нитки, вода

  1. Рассматривание  иллюстраций с батиком
  2. Показ, объяснение
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Физминутка
  5. Сам.работа
  6. итог

Грачи прилетели

Рисование по-мокрому (монотипия)

Продолжать знакомить  детей с пособом рисования «по мокрому».. Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке.

 

Лист бумаги, акварель и гуашь, кисть №6, №3, губка.

  1. Репродукции картин о весне Саврасова «Грачи прилетели
  2. Показ, объяснение
  3. Пальчик.гимнастика
  4. Сам.работа
  5. Итог

май

Салют в День Победы

Рисование методом тычка сухой кистью

Продолжать знакомить  детей со способом рисования тычком жёсткой сухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.

Лист бумаги, тонированный в черный цвет или темно-синий, жесткая кисть, тонкая кисть, гуашь, восковые мелки, акварель, кисть, вода.

  1. Стихи о дне Победы
  2. Слушание музыки «День Победы»
  3. Показ, объяснение
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Сам.работа
  6. Итог

Как я люблю одуванчики

Рисование мыльными пузырями+ оттиск смятой бумаги

Совершенствовать умение  в данной технике. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа

 

вода в баночке, детский шампунь или

жидкое мыло, гуашь, акварель или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.

  1. Открытки с лекарственными растениями
  2. Худ.слово
  3. Показ, объяснение
  4. Игра
  5. Сам.работа
  6. Итог

Трава-мурава

Рисование растений молотком

Познакомить с новой  техникой рисования

Зеленые растения, молоток, листы

  1. Худ.слово
  2. Показ, объяснение
  3. Физминутка
  4. Сам.работа
  5. итог

Итого

32

Календарно - тематический  план  занятий

кружка «Карандашик»

подготовительная к школе группа

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Методические

 приемы  

Оборудование

Октябрь

Натюрморт

(рисование манной крупой)

Учить отражать особенности изображаемого предмета при помощи манки, изучая смешивание цветов. используя манную крупу.

  1. Худ. слово.
  2. Беседа.
  3. Показ приемов рисования.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Краска, бумага, кисти

Манная крупа

Кони  расписные.

(«живые краски» -мука, соль, красители)

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.

  1. Рассказ педагога.
  2. Худ. Слово.
  3. Беседа.
  4. Практическая работа.
  5. Итог.

Фигурки коня, гуашь, печатки, кисти,

Маленькие камешки

Рисование на камешках

Познакомить детей с новой техникой рисования – роспись камней. Развивать изображение, фантазию

  1. Показ картинку. рассматривание.
  2. Описание игрушки.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Игра
  5. Итог.

Камни, гуашь, кисти.

Пестрые кошки 

(рисование ватными палочками в стиле «пуантилизм»)

Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров..

  1. Чтение стихотворения.
  2. Показ приемов рисования.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог.

Бумага, краски, ватные палочки

Украшение подноса узорами рябины  

рисование

пальчиком

Учить составлять узор из рябины в круге. Закрепить приемы печатания пальцем, добиваясь четкого оттиска. Учить рисовать листья пальцами.

  1. Разыгрывание ситуации
  2. Рассматривание образцов.
  3. Самостоятельная  деятельность детей
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Итог.

Бумага, краски.

Ноябрь

Фруктовая мозаика

Рисование на ткани

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов красками

  1. Вступительная беседа.
  2. Худ. слово.
  3. Самостоятельная работа детей.
  4. Итог.

краски, бумага

В подводном мире

Рисование мыльными пузырями

Учить превращать отпечатки мыльных пузырей  в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.

  1. Чтение стихотворения
  2. Беседа.
  3. Загадывание загадки.
  4. Физкультминутка.
  5. Самостоятельная деятельность детей.
  6. Итог.

Фломастеры, бумага, карски, кисти

Красивый пейзаж  

Рисование песком

Знакомить с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Учить рисовать деревья, кусты, горы, реки с помощью песка.

  1. Рассматривание картин.
  2. Чтение стихотворения Кушнера «Что я узнал!»
  3. Беседа.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Упражнение «Пошли пальчики гулять»
  6. Итог.

Песок, картон, клей, карандаши

Пластилинография  

«как мы играем»

Продолжать  учить рисовать пластилином, не выходя за контур

  1. Рассматривание образца
  2. Беседа
  3. Физминутка
  4. Сам. Д-сть
  5. Итог

Бумага. Пластилин влажные салфетки

Декабрь

Полярное сияние

Рисование пастелью.

Совершенствовать технику рисования пастелью, продолжать осваивать способы тушевки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде каскадов.

  1. Беседа.
  2. Рассматривание картин.
  3. Физминутка.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

бумага,  карандаши, фломастеры., ножницы, клей

Домик для Снегурочки

свеча

Закрепить умение работать свечой. Развивать творческое воображение  через создание сказочного домика. Уметь передавать личное отношение к объекту изображения.

  1. Игровой момент.
  2. Худ слово.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог

Свеча, гуашь, бумага.

Новогодняя маска

монотопия

Учить видеть половину изображения. Наносить его на половину согнутого листа близко к сгибу, чтобы при складывании получилось целое изображение

  1. Загадывание загадок.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Подвижная игра
  5. Итог.

Бумага, краски, кисти

Январь

Рождественская ночь

граттаж

Учить осваивать технику граттажа. Развивать глазомер и координацию движений. Развивать творческое воображение при использовании нетрадиционного материалов

  1. Худ слово.
  2. Рассматривание картинок, самостоятельная деятельность детей.
  3. Итог.

Острая палочка. Свечи, тушь, картон

Я – рыжий

Комментированное рисование

Осваивать прием словесного рисования и формировать художественно – конструктивные умения, совершенствовать умения составлять юмористические рассказы.

  1. Беседа.
  2. Чтение рассказа.
  3. Физкультминутка.
  4. Комментированное рисование.
  5. Драматизация и составление рассказа.
  6. Итог.

Бумага, карандаши, краски

Волшебные кляксы

кляксография

Развивать глазомер, путем покачивания листа с кляксой так, чтобы клякса развивалась в разные стороны

  1. Худ слово.
  2. Игровой момент.
  3. Показ приема рисовании.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Карандаши, тушь, кисти, иллюстрации

Февраль

Я рисую море

Волшебные веревочки

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования. Развивать воображение.

1. Загадывание загадок

2.Вступительная беседа.

3.Самостоятельная работа детей.

4.Итог.

Бумага, гуашь, зубная щетка

Корабли пустыни

трафарет

Учить детей отражать в рисунке представления о пустыне и ее обитателях. Продолжать освоение техники изготовления шаблона и трафарета.

  1. Чтение стихотворения
  2. Показ картинку. рассматривание.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Игра
  5. Итог.

Бумага, гуашь, трафареты, фломастеры.

Мозаика

Рисование по мятой бумаге 

Учить рисовать, дуя через трубочку. Развивать творческую фантазию.

  1. Игровая мотивация.
  2. Худ слово.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. итог

Краски, трубочки.

Невиданные звери

Рисование клеем ПВА

Продолжать знакомить со способом рисования клеем ПВА

  1. Беседа.
  2. Физкультминутка.
  3. Беседа.
  4. Рисование по заданной теме.
  5. Итог.

Краски, бумага, кисти

Март

Портрет мамы

Рисование портретов  с помощью шаблонов

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, Развивать чувство композиции.

  1. Чтение стихотворения Цветы для мамы.
  2. Беседа.
  3. Физкультминутка.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Игра «Цветы»
  6. Итог.

Карандаши, бумага, пастель

Мои любимые рыбки 

Рисование солью

Продолжать знакомить с техникой рисования солью. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение.

  1. Рассматривание иллюстраций.
  2. Чтение стихотворения «Где спит рыбка»
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Итог.

Восковые мелки, бумага, краски.

Птицы волшебного сада Рисование на шишках

Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

  1. Чтение стихотворения
  2. Показ картинку. рассматривание.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Игра
  5. Итог.

Краски, бумага, дым игрушки.

Натюрморт

(ниткография

Закреплять умение составлять натюрморт, упражнять выкладывать рисунок цельной нитью на липкой основе

  1. Худ. слово.
  2. Беседа.
  3. Показ приемов рисования.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Карандаши, бумага, восковые мелки

Весенний пейзаж

Монотипия

С использованием природного материала

Учить создавать образ весенней картины, дополняя рисунок природным материалом

  1. Худ слово.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Итог

Гуашь, бумага.

Апрель

Космические дали

 (набрызг, печать поролоном по трафарету+ мыльные пузыри)

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету и мыльные пузыри 9планеты)

  1. Чтение стихотворения
  2. Показ картинку. рассматривание.
  3. Самостоятельная деятельность детей
  4. Итог.

Поролон, краски, бумага, трафареты

Загадочные животные

Рисование в стиле «zentagle@ (зентагл) (черно-белый рисунок)

Совершенствовать умение детей работать одной краской. Создавая темные и светлые оттенки

  1. Чтение стихотворения  
  2. Беседа.
  3. Подвижная игра
  4. Самостоятельная деятельность детей.

       5.Итог.

Бумага, гуашь, кисти,

Вишня в цвету 

(тычкование)

Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

  1. Чтение стихотворения.
  2. Беседа.
  3. Физкультминутка.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Игра «Цветы»
  6. Итог.

Краски, бумага, карандаши

Волшебные точки

Учить детей изображать контур рисунка простым карандашом, по его следу делать точечный рисунок тампоном. Познакомить с новым способом изображения.

  1. Худ. слово.
  2. Беседа.
  3. Показ приемов рисования.
  4. Самостоятельная деятельность детей.
  5. Итог.

Тампон из поролона, гуашь, простой карандаш.

Май

Звездное небо

Воспитывать эстетическое восприятие природы ее изображение нетрадиционными худ техниками, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

  1. Отгадывание загадок.
  2. Беседа.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Пальчиковые игры.
  5. итог

Бумага, гаушь, кисти, свеча.

Путешествие в лес

 Научить  переносить умения и навыки комментированного рисования на себя. Упражнять в создании фигур из геометрических форм, использую приемы дополнения и изъятия лишнего.

  1. Сюрпризный момент.
  2. Загадывание загадок.
  3. Беседа.
  4. физкультминутка
  5. Комментированное рисование.
  6. Итог.

Геометрические формы, иллюстрации, восковые мелки, карандаши, схемы, бумага

На рыбалке

Комментированное рисование

Формировать представление об особенностях рисования водной и воздушной перспектив, упражнять в создании изображения по замыслу. Развивать связную речь

  1. Беседа.
  2. Рисование воздушной перспективы.
  3. Рисование водной перспективы. Физкультминутки.
  4. Изображение лодки с рыбаком.
  5. Итог.

Гуашь, бумага, кисти

Н.В Микляева стр 79

Итоговая выставка рисунков

Рассмотреть с детьми рисунки. Рисование по замыслу.

  1. Беседа.
  2. Физкультминутка
  3. Итог

Детские рисунки

Итого

32

                                                       Заключение  

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.  Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным,  увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Литература:

  1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  3. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  4. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
  5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
  7.  Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
  8. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. -  96с.
  10. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  11. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
  12. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию образовательная область «Художественное творчество»

Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно, важное, значение для воспитания и развития ребенка имеет ...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития" Образовательная область "Художественное творчество"...

Рабочая программа направление «Художественно-эстетическое развитие» образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.Задачи:      развитие продуктивной деятельност...

Методическая разработка программы раздела "Художественно-эстетического развития". Образовательная область "Художественное творчество"

Для методической разработки программы мною выбран раздел"Художественно - эстетическое развитие". Художественно - эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...