Как взаимодействовать с семьями воспитанников: новые задачи для педколлектива по ФОП ДО.
консультация

Деренская Ирина Борисовна

На основании п.26 федеральной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования») организовывается взаимодействие педагогов и родителей по проектированию и реализации содержания образовательной  программы, в части, дополняющей, поддерживающей и тактично направляющей воспитательные действия родителей (законных представителей) обучающихся раннего и дошкольного возраста и кооперирующей общие усилия на совместную образовательную деятельность по созданию условий для реализации Программы.

Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Решаемые задачи: информирование и просвещение родителей (законных представителей) о реализуемой программе, в вопросах укрепления здоровья, вовлечениие в образовательный процесс;

Направления деятельности педагогического коллектива по построению взаимодействия: диагностико-аналитическое, просветительское, консультационное. Формы реализации.

 

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты сотрудничества ГБДОУ с семьями воспитанников: 

Повышение  родителями (законными представителями) их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

--Развитие у родителей ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

-Установление партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач

- Изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;

- Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

-Положительные изменения в неблагополучных семьях;

-Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_semey.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Как взаимодействовать с семьями воспитанников: новые задачи для

педколлектива по ФОП.

Автор: Деренская Ирина Борисовна,

Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №91

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    На основании п.26 федеральной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования») организовывается взаимодействие педагогов и родителей по проектированию и реализации содержания образовательной  программы, в части, дополняющей, поддерживающей и тактично направляющей воспитательные действия родителей (законных представителей) обучающихся раннего и дошкольного возраста и кооперирующей общие усилия на совместную образовательную деятельность по созданию условий для реализации Программы.

Цель: 1.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

Задачи:

1. Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО.

2.Просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

Цель: 2. Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Задачи:

3.Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи.

4. Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач.

5. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Направления деятельности педагогического коллектива по построению взаимодействия.

Диагностико-аналитическое:

получение и анализ данных:

  • о семье каждого обучающегося;
  • о запросах семьи в отношении охраны здоровья и развития ребенка;
  • об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
  • планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;

согласование воспитательных задач.

Формы реализации:

Опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, "почтовый ящик",педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей,

открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;

Просветительское:

просвещение родителей (законных представителей) по вопросам:

  • особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
  • выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
  • ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
  • информирование об особенностях реализуемой образовательной программы;
  • условиях пребывания ребенка в группе; содержании и методах образовательной работы с детьми.

Консультационное:

консультирование родителей (законных представителей) по вопросам:

  • их взаимодействия с ребенком;
  • преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями в условиях семьи;
  • особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;
  • возникающих проблемных ситуациях;
  • о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возрастов;

о способах организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.

Формы реализации:

Групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ГБДОУ для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайт ГБДОУ и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей.

Досуговые формы - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.

Направления деятельности      реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями).

Направления взаимодействия:

1.Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей

  • Формы: социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи,
  • беседы (администрация, педагоги, специалисты),
  • наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком,
  • анкетирование,

проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.

2.Информирование родителей: рекламные буклеты, журнал для родителей; визитная карточка учреждения, информационные стенды, выставки детских работ, личные беседы, общение по телефону, индивидуальные записки, родительские собрания, родительский клуб, сайт организации, передача информации по электронной почте и телефону, объявления, фотогазеты, памятки

3.Консультирование родителей.

консультации на различную тематику, (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование)

4.Просвещение и обучение родителей.

семинары – практикумы, мастер – классы, по запросу родителей, по выявленной проблеме (направленность - педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право), приглашение специалистов, сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет, творческие задания, тренинги, семинары, подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении.

5.Совместная деятельность детского сада и семьи

 Совет родителей, родительский комитет, дни открытых дверей, организация совместных праздников, совместная проектная деятельность, выставки совместного семейного творчества, семейные фотоколлажи, субботники, экскурсии, походы, совместные досуг

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие.

Знакомить с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду. Показывать значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Заинтересовывать в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения. Создавать мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, труду, просмотр художественных и мультипликационных фильмов. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада. Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, с формами работы ДОУ по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие.

Ориентировать на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками по средством совместных наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов. Совместно планировать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан. Привлекать к совместной исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

Речевое развитие.

Показывать ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству. Показывать ценность домашнего чтения.

Ориентировать в выборе художественных и мультипликационных фильмов. Совместно проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Привлекать к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Художественно-эстетическое развитие.

Привлекать к активным формам совместной с детьми деятельности. Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов. Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного «воздействия на психическое здоровье ребенка. Привлекать к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду. Организовывать встречи с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.

Физическое развитие.

Помогать сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Знакомить с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Информировать об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом. Привлекать к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе). Знакомить с опасными для здоровья ребенка ситуациями и способами поведения в них. Привлекать к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Знакомить с формами работы доу по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Планируемые результаты сотрудничества ГБДОУ с семьями воспитанников:

-Повышение  родителями (законными представителями) их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.

--Развитие у родителей ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

-Установление партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач

- Изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;

- Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

-Положительные изменения в неблагополучных семьях;

-Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и дошкольным учреждением является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребенка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны дошкольного учреждения и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Успешность музыкального развития детей, посещающих  детский сад, в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка д...

Методическая разработка, отражающая технологию педагогического взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения задач по образовательному направлению «Физическое развитие»

Круговая тренировка.Интервальный вариант с полными интервалами отдыха (т.е. участники между «станциями» отдыхают 60-90 с.) с вариантом образно-игровой тренировки....

«Дистанционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: новый формат как новые возможности»

В статье описан опыт работы по внедрению дистанционных форм сотрудничества с родителями....

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год

Приложение  №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...