Мастер – класс на тему: «Роспись дымковской глиняной игрушки «Лошадка»
материал по рисованию (подготовительная группа)

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народной  дымковской игрушке.  Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов.

 Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка (ныне г. Киров)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.odt22.98 КБ
Файл master-_klass.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инжавинский детский сад «Берёзка» Инжавинский муниципальный округ Тамбовской области

Мастер – класс

на тему:

«Роспись дымковской глиняной игрушки

«Лошадка»

                                                                            Воспитатель : Корташова Н.Н.

                                                            р.п. Инжавино

                                                                      2024г.

(2 слайд)

 Цель: расширить представление детей  о истории дымковского промысла, познакомить с элементами росписи народной глиняной игрушки.

         Задачи:

-дать представление о происхождении дымковской игрушки;

- познакомить с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;

- сформировать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.

- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;

- создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами-красками (акварельные краски, гуашь);

- поощрять стремление  сделать свою игрушку красивой, содержательной, выразительной.

-развивать художественно-творческие способности детей в изобразительной деятельности.

Оборудование для педагогов: образцы дымковской игрушки – Барышня, лошадка, животные, птицы; таблица  с элементами  дымковской росписи, альбомный лист (для каждого),  заготовки дымковской  игрушки – лошадки ,  наборы красок гуаши,  емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.

Методы и приемы работы:

  1. Наглядный: использование презентации о росписи дымковской глиняной игрушке; показ образца работы.
  2. Словесный:  объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.
  3. Практический: роспись глиняной заготовки-лошадки, индивидуальная помощь при росписи игрушки..

 

                                      План мастер-класса:

1.Презентация опыта педагога-мастера.

2.Мотивация.

3.Самостоятельная работа по росписи дымковской игрушки-лошадка.

4. Подведение итогов.

3(слайд)                                   Ход     мастер-класса:

1.Презентация опыта педагога-мастера.

(На столе приготовлена дымковская игрушка)

Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народной  дымковской игрушке.  Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов.

 Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка (ныне г. Киров)

Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой. В каждом доме топилась печь. Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит  пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигались при высокой температуре, а  лишь прокаливались, после чего расписывались. Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково.  Но в узорах дымковской игрушки нет ничего от цвета серого дыма. Если посмотреть на узор - он необычно прост. Зато краски яркие-яркие.

(4 слайд) Кто же может быть героем дымковской игрушки?

-Фигурки барышень в шляпках, с муфтами, с зонтиками, с сумочками

- Фигурки в кокошниках с детьми на руках изображают кормилицу, няньку или мамку.

-Кавалеры, горожанки, купчихи, офицеры, скоморохи, звери и птицы.

         -Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

(5 слайд)Посмотрите, как красив дымковский узор.

 Элементы узора повторяются, круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии.

- Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор.

Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:

o   круги – означали солнце,

       волнистые линии – небо,

       маленькие кружочки – семена,  

Педагог-мастер:  Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.

      Для росписи глиняной игрушки используют  акварельные краски, гуашь, акриловые краски. Цвета выбирают насыщенные,  без оттенков, что создает красочный, праздничный образ.

         Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины наносится тычком. В качестве тычка, можно использовать ватную гигиеническую палочку, а также можно использовать обратную сторону кисточки.

(6 слайд) Изготовление дымковской игрушки из глины-лошадки.

                 Педагог-мастер: технология изготовления довольно проста. Дымковская игрушка «Лошадка» состоит из следующих частей: цилиндрический корпус,  четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками. Делается дымковская игрушка поэтапно.

Основные этапы: лепка, сушка, обжиг, побелка и роспись. Лепят дымковские игрушки по частям. Берем небольшой кусок глины, чтобы помещался в руку, разделим материал на пять частей. Самая большая часть пойдет на туловище, другая часть – на шею с головой, потом четыре ноги и оставшуюся часть разделим на гриву, два небольших уха и хвост лошадки .

 Приступаем к формированию овального туловища и шеи, переходящей в удлиненную мордочку будущей игрушки. На этом этапе применяются приемы вытягивания и приглаживания глины. Шею с головой прикрепляем к туловищу, приглаживая глину.

Формируем четыре цилиндрические ножки и прикрепляем их к туловищу, заглаживая стыки пальцами. Далее из вытянутой колбаской глины прилепляем к шее гриву лошадки, все сглаживаем пальцами, смоченными в воде. После того как грива готова, формируем два небольших треугольника – это будут ушки лошадки – прикрепляем их к голове. В последнюю очередь прикрепляем хвост, его можно сделать произвольно, вверх или вниз. Места скрепления деталей обильно смачиваем водой, затем заглаживаем стыки и выравниваем фигурку мокрыми пальцами.

             Второй этап – это сушка изделия. Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т.д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель. Поставим игрушку в теплое помещение с хорошей вентиляцией на три дня. При этом испаряется большая часть влаги в глине и она уменьшается в размере.

       Третий этап – это обжиг игрушки. После просушки игрушку ставим в духовку, где она досушивается в течение 1,5-2 часов.  Раньше обжиг производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

  После обжига забеливаем изделие, это может быть белый акрил или даже белая гуашь. Главное – равномерно нанести белый слой и хорошо его высушить.

       Четвертый этап – нанесение незамысловатых узоров, в основном это точки, кружочки, полоски. Используют для росписи  акварельные краски, акриловые краски или гуашь. Грива и уши лошадки чаще темные. Сама заготовка, традиционно белого цвета. На туловище располагаются круги  разных цветов и размеров. Крупные кружочки могут чередоваться с мелкими кругами. Узор рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки.  Поэтому принято считать, что двух одинаковых игрушек найти невозможно.

 

(7 слайд) 

2. Мотивация:

Педагог-мастер: Я, предлагаю вам, почувствовать себя народными мастерами и расписать уже изготовленную глиняную «Лошадку»- дымковским узором. Роспись дымковской игрушки очень увлекательный процесс, не только для детей, но и для взрослых.

Используют для росписи  акварельные краски или гуашь. Сама заготовка, традиционно белого цвета. Грива и уши лошадки чаще всего темные. На туловище располагаются круги  разных цветов и размеров. Крупные кружочки могут чередоваться с мелкими кругами.  Здесь вы можете раскрыть свой творческий потенциал и поработать над собственным шедевром.

3.Самостоятельная работа  – роспись заготовленной игрушки под музыкальное сопровождение. (Пока педагоги расписывают народную игрушку, педагог-мастер рассказывает историю возникновения праздника и первой глиняной игрушки-свистульки.)

(8слайд): 

История возникновения праздника.

Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию. Из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой». 

                Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка  к весенней ярмарке «Свистунья». Почему свистунья? Об этом рассказывает легенда. Однажды город Вятка окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но, русский народ - люди находчивые. Придумали горожане «военную хитрость». Все жители, и стар, и млад взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор, отмечают свою победу веселой ярмаркой «Свистуньей».

Итог.

Педагог-мастер: Посмотрите, какие яркие у нас получились дымковские лошадки. Дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью и по сей день.

                  Уважаемые коллеги, я благодарю Вас, за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках нашего мастер-класса, вы получили определённое представление  об изготовлении дымковской игрушки, и мой мастер-класс  пробудил в вас желание  творческого поиска, и вызвал интерес к данной теме. Спасибо за совместную творческую работу!

  Литература:

1. Косминская В.Б. Халезова Н.Б. « Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей».  Москва. Просвещение.1999г. стр.138.

2.Орлова Л. В. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Дымковская роспись.» Москва. Мозаика-Синтез.2005г. стр.16.

3.Рондели Л.Д. « Народное декоративно-прикладное искусство». Москва. Просвещение. 2000г. стр.143.

4. Уткин П.И., Королева Н.С. «Народные художественные промыслы»

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Инжавинский детский сад «Берёзка» Инжавинский муниципальный округ Тамбовской области Мастер- класс на тему: «Роспись дымковской глиняной игрушки «Лошадка» Подготовила воспитатель: Корташова Наталия Николаевна

Слайд 2

Цель : знакомство с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки. Задачи: - познакомить с декоративно-прикладным искусством-дымковской игрушкой; -сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком; -развивать воображение, художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности; -вызвать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.

Слайд 3

Слобода Дымково.

Слайд 4

Герои дымковской игрушки: Барыни. Кормилицы Кавалеры. Мужики. Горожанки. Купчихи. Офицеры. Скоморохи. Звери. Птицы.

Слайд 6

Алгоритм изготовления дымковской лошадки из глины. 1. 2. 3. 4. Основные этапы: 1.Лепка. 2.Сушка. 3.Обжиг. 4.Побелка. 5.Роспись.

Слайд 7

Элементы росписи дымковской лошадки. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины.

Слайд 8

Первыми дымковскими игрушками стали «Свистульки»

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Мусор может быть игрушкой»

Задачи нашего совместного мероприятия:• Показать родителям, как можно использовать бросовый материал для совместных занятий с детьми, а так же, как эмоционально можно настроить детей на взаи...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Мягкая игрушка Лошадка"

Какую только мягкую игрушку не найдешь сегодня в магазине — выбор просто огромнейший. Но согласитесь, игрушка, сделанная своими руками, будет уникальной, ценной и даже более «душевной&raqu...

Мастер класс на тему: "Создание Дымковской игрушки"

Ценность Дымковской игрушки заключена в том, что это уникальная ручная работа. Нет в мире двух одинаковых Дымковских игрушек, ведь даже один и тот же мастер не сможет создать две дымковские игрушки по...

Мастер-класс Лепка и роспись дымковской игрушки "Петушок"

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольного и дополни тельного образования. Мастер-класс направлен на изготовление и пополнение развивающей среды группы по приобщению к истокам русской народно...

Мастер-класс для педагогов "Роспись дымковской игрушки"

Чем знаменито Дымково?Игрушкою своей!В ней нету цвета дымного,Что серости сырей.В ней что-то есть от радуги,От капельки росы.В ней что-то есть от радости,Гремящей, как басы!...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Роспись дымковской игрушки»

Цель: знакомство с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.Задачи:- познакомить с декоративно – прикладным искусством &nd...

Конспект мастера-класса с детьми: роспись ёлочной деревянной игрушки.

Новый год – самый любимый, чудесный, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как п...