Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"
консультация

Солонина Марина Андреевна

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.

Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в своей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!

Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!

Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.

Для каждой возрастной группы они свои.

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами побываем в стране Творчества, познакомимся с традициями этой страны и её особенностями. Кто-то скажет нам все это известно, но я очень надеюсь, что какие-то открытия ждут всех. Все рисовали в детстве? А кто продолжает рисовать и сейчас?

Рисование – это обязательный этап в развитии каждого человека. Все мы в детстве рисовали: кто-то в альбомах, кто-то мелом на асфальте, кто-то на обоях или линолеуме. Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты изобразительной деятельности (рисунки, поделки и др.) – это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром, по рисункам можно определить состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение. Большую роль творческая деятельность может сыграть в развитии ребенка по причине своей доступности. Как же научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует много приемов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получите от таких занятий не только удовольствие, но и много пользы.

Итак, учимся рисовать необычные рисунки обычными предметами! С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

• рисование пальчиками

• рисование ватными палочками

• тычок жесткой полусухой кистью

• рисование ладошками

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• оттиск поролоном

• печать по трафарету

• свеча и акварель

• набрызг

• тычкование

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:

• кляксография обычная

• рисование зубочисткой

• монотипия

• батик

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Нетрадиционные художественно-графические техники:

Штампование

Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.

«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.

«Рисование ладошкой или пальчиками»

Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Оттиск смятой бумагой»

Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

«Рисование ватными палочками»

Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!

«Рисование по мокрой бумаге».

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

«Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками»

Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д.

«Кляксография»

Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.

«Пластилинография»- пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

«Рисование мыльными пузырями»

Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать.

Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.

«Ниткография»

Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета.

«Батик»

Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками.

 

Рисование нетрадиционной техникой:

• - способствует снятию детских страхов;

• - развивает уверенность в своих силах;

• - развивает пространственное мышление;

• - учит детей свободно выражать свой замысел;

• - побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• - учит детей работать с разнообразным материалом;

• - развивает чувство композиции, ритма, цвета - восприятия;

• - развивает мелкую моторику рук;

• - развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

• - во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Советы родителям:

1. материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

2. знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства,

3. предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;

4. не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;

5. хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

методические рекомендации родителям по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

в домашних условиях

 

 «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

                   чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»

 

Как же помочь ребенку в развитии его творческих способностей?

1.  Творческое "рисование" можно устраивать в выходные дни, в первую половине дня, выбирая наиболее активное, позитивное состояние ребенка и когда достаточно дневного света. Рисование в первой половине дня поможет уберечь детей от информационной и эмоциональной перегрузок. Рисование вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений   полученных за день.

2.  Очень важно в процессе рисования следить за реакцией, эмоциональным настроем и состоянием ребенка. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнал к завершению занятия.

3.  Перед началом рисования обеспечьте малыша всем необходимым тем, что понадобится непосредственно для рисования.

4.  Продолжительность творческой работы ребёнка занимает — 5—20 минут и более (2-3 лет-10 минут; 3-4 лет-15 минут; 4-5лет-20 минут), в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка.

5.  Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовал что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.      

         6. Никогда не критикуйте работы ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия. 

        7. Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
        8. Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; желательно вывешивать работы ребенка на стену.

            9. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.  Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

     10. Приручаем ребёнка после рисования мыть руки и убрать всё на место.   После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию, работа с краской, мытье рук.

                           Памятка для родителей.

Уважаемые родители!

Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества. Попробуйте сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать.

Веселые брызги.

Набираете полную кисть краски, держите его над бумагой, а с другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны- фигурки, вырезанные из картона.

Отпечатки листьев.

На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски, так чтобы они были достаточной густой. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось.

           Штампы.

Штампы и печатки несложно сделать из овощей ( картофель, морковь) ластик. Нарисовать на срезе задуманный рисунок и срезать все ненужное. С другой овоща или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы- получается удобная ручка у готовой печатки. Теперь нужно прижать ее к подушечки с краской а затем – к листу бумаги, должен получиться ровный и четкий отпечаток.

Рисование по сырой (мокрой) бумаге.

 Лист бумаги смачивается чистой водой, а потом кисточкой или пальцами нанести рисунок. На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной группы.

                        Рисование губкой.

Вам понадобится несколько губок- для каждого цвета отдельная. Обмакните губку в краску слегка отожмите чтобы удалить излишки. Теперь легкими прикосновениями работаем на листе бумаги.

Монотипия.

Лист бумаги складывается пополам. На одну из них наносят пятно краской, а вторая прижимается к первой, тщательно разглаживается в разные стороны и разворачивается. Угадай, что получилось?

Рисование свечкой или восковыми мелками.

 Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.   Нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы: сначала контур, а потом его весь закрасить- получается «пушистость» (воск не закрашивается).

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге

  Эта техника интересна тем что в местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется «эффектом мозаики». Рисование по мятой бумаге можно в любом возрасте, т.к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают бумагу, расправляют и рисуют на нем.

Желаем Вам творческих успехов!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Консультация для родителей«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»                        ...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Советы родителям по использованию нетрадиционных способов рисования. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомы...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд, но это - и большая радость. Рисуют дети на стекле Рисуют дети на асфальте, Возводят город на песке, - Такого нет еще на карте. ...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд , но это - и большая радость .Рисуют дети на стеклеРисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет еще на карте.В руках мел...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд , но это - и большая радость .Рисуют дети на стеклеРисуют дети на асфальте,Возводят город на песке, -Такого нет еще на карте.В руках мел...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"

Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"...