консультация для педагогов «Формообразующие движения и их значение в развитии технических навыков изображения предметов окружающего мира средствами рисунка»
консультация по рисованию (подготовительная группа)

правильное овладение формообразующими движениями является необходимым фактором, который помогает детям дошкольного возраста овладеть техникой рисования только в том случае, если в каждой возрастной группе воспитанники  получат определённый, указанный для этой группы объём навыков и умений. Усвоение всеми детьми одних и тех же навыков и умений не препятствует индивидуальным проявлениям в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение формообразующими движениями позволяет детям свободно применять их при создании изображения. Правильное овладение ими поможет научиться изображать более сложные предметы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konsultatsiya_izo.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №81 «Жаворонок» г.Брянска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Формообразующие движения и их значение в развитии технических навыков изображения предметов окружающего мира средствами рисунка»

Подготовил воспитатель:

Артамонова С.В.

Брянск 2022г.

Формообразующие движения и их значение в развитии технических навыков изображения предметов окружающего мира средствами рисунка.

Уважаемые коллеги, прежде, чем приступить к сообщению, хотела бы дать определение тем понятиям, из которых состоит тема консультации.

  1. Формообразующие движения и их значение
  2. Технические навыки изображения предметов окружающего мира
  3. Средства рисунка

Технические навыки изображения предметов - это умение детей правильно использовать карандаш, кисть и краски при рисовании, а также способность к воспроизведению линий в любом направлении.

Формообразующие движения - владение такими движениями руки, с помощью которых может быть передана форма любого предмета окружающего мира.

К средствам рисунка относят следующие составляющие рисунка: его форма, величина, строение, пропорции частей, расположение на листе бумаги, цвет, композиция.

Исходя из этих трех основных определений, попробуйте расшифровать тему консультации более простыми словами

Обучение детей дошкольного возраста овладению движениями рук при правильном использовании карандаша, кисти и красок в передаче формы, величины, строения, цвета, композиции, пропорций частей, расположение на листе бумаги предметов окружающего мира.

Отлично, коллеги, вы хорошо справились с заданием, я вижу, вы включились в работу.

Рассмотрим значение формообразующих движений.

Большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета.

Ориентировочно-исследовательские действия - это действия, направленные на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих задач.

!!!!!Как вы понимаете ориентировочно-исследовательская деятельность перед изображением предмета? (МНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ)

Подводя итого вашим ответам, можно сказать, что формообразующие движения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста развиваются одновременно во взаимосвязи со зрительным восприятием: чем лучше дети учатся контролировать свои движения взглядом, тем отчётливее и точнее они передают форму предмета. Восприятие окружающей жизни – основа методики обучения.

Есть небольшое правило – так как каждый предмет состоит из геометрических фигур, то можно предложить детям разбирать изображаемый предмет на геометрические фигуры, которые просто нужно расположить правильно на листе. Поэтому прежде, чем изобразить предмет, его нужно обследовать. Нужно обсудить, из каких фигур состоит предмет, какого размера эти фигуры, как их надо расположить, чтобы получилась нужная картинка.

Чтобы дети всегда помнили об этом, можно предложить им следующие упражнения:

- с помощью геометрических фигур составить узор (по предложенному варианту и самостоятельно, чередуя 2-3 фигуры одного-двух цветов);

- «изобразить» дом, высотный дом, машину, автобус и т. п.

Тоже самое можно проделывать со счетными палочками. Они служат «линиями» при «рисовании» картинки палочками.

В дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования. Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.

Ребёнка окружает огромное количество предметов. Показать, как рисуется каждый предмет невозможно. Как же научить детей изображать разнообразные предметы и явления действительности? Важно научить детей овладевать такими изобразительными движениями, которые позволили бы передать форму разнообразных предметов в рисунке – это формообразующие движения. Изображения предметов окружающего мира по форме, если их сопоставлять с геометрическими формами, условно можно разделить на три группы:

  1. Предметы, состоящие из линий и различных их сочетаний.
  2. Предметы круглой и овальной формы.
  3. Предметы прямолинейной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной).
  4. В особую группу следует выделить предметы, состоящие из названных форм в их различных сочетаниях (для их изображения не нужны новые формообразующие движения).

В такой же последовательности происходить и обучение детей формообразующим движениям:

Во 2-ой группе раннего возраста происходит освоение линий и изображение предметов, состоящих в основном из линий: травка, дождик, заборчик, ниточки для шариков.

Качеств формообразующих движений следует начинать отрабатывать начиная с младшей группы: отработка навыков сохранения направления движении по окружности и прямой, т.к. в младшем дошкольном возрасте основными формами являются линии, круг и квадрат.

В средней группе эти умения усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной и округлой формы разного характера. В этом возрасте необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать, тем самым повторяя форму предмета: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений.

В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков, но одно из средств выразительности рисунка – использование линий разной интенсивности. Начинать учить проводить легкие линии, это позволяет находить нужную форму предмета или объекта. В этой группе окончательно сформированы движения, направленные на изображение округлых и прямолинейных форм разного характера (круги, квадраты, треугольники, разные по величине; овалы, прямоугольники, трапеции, разные по пропорциям).

В подготовительной группе дети свободно владеют умением менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос. Новым является освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное: при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмерок.

В целом, развитие и совершенствование формообразующих движений происходит в течение всего дошкольного детства. Благодаря развитым формообразующим движениям дети передают форму предметов точнее. Рисунки становятся богаче по содержанию, по качеству исполнения, вызывают у детей эмоциональный отклик. У детей возникает желание рассказать о своей работе сверстникам, педагогам, родителям. Поэтому так важно, чтобы к старшему дошкольному возрасту, у детей были сформированы формообразующие (рисовальные) движения. Такие движения дают возможность детям изображать самые разнообразные предметы.

В случае если дети не овладели в достаточной форме формообразующими движениями, следует:

-создать условия для ребенка дома:

-стол, или уголок с определенным набором изобразительных средств; раскраски с крупным изображением;

-посещение занятий по изобразительной деятельности;

-рекомендуется родителям проявлять интерес к успехам ребенка, относиться к продукту их изобразительной деятельности, как к произведению искусства.

Рассмотрим развитие формообразующих движений по возрастам

Качества формообразующих движении следует начинать отрабатывать начиная с

младшего дошкольного возраста.

В этом возраста начинается отработка навыков сохранения направления движении по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов и предметов прямолинейного контура. Учитывая сложность формообразующего движения, требующего координации движения руки и зрительного контроля, целесообразно обучать детей способу раздельного рисования сторон прямоугольной формы, фиксируя остановку на углах и поворот движения словом. Навык удержании направленности движения по прямой необходим и для овладения закрашиванием (по прямой сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих навыков продолжается до подготовительной группы.

В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать, тем самым повторяя форму предмета: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений. Продолжать учить изменять направление движения в зависимости от направленности линий контура изображаемых предметов. Умение усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной и округлой формы разного характера (прямоугольных, квадратных, круглых, овальных). Так, движение руки при рисовании овала отличается от движении руки при рисовании круга по направлению. Чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге, к движению по другой дуге): вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова движение переходит в равномерное закругление и снова выпрямляется.

В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех перечисленных навыков, но одно из средств выразительности рисунка - использование линий разной интенсивности. Начинать учить проводить легкие линии, это позволяет находить нужную форму предмета или объекта. В этой группе окончательно сформированы движения, направленные на изображение округлых и прямолинейных форм разного характера (круги, квадраты, треугольники, разные по величине; овалы, прямоугольники, трапеции, разные по пропорциям). Передача простейшего строения предметов и различного пространственного положения частей требует разнообразных поворотов рисующей руки. При этом формообразующее движение остается прежним, но изменяется положение руки рисующего. Рисуя формы в различном пространственном положении, дети упражняют руку, она становится более подвижной, и ребенок легко справляется с различными поворотами. Изображение пространственных свойств предметов требует умения соразмерять движения с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т.д.). Умение подчинять движение соразмерению отрезков и частей изображения начинают учить в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже усвоен.

В подготовительной группе дети свободно владеют умением менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различных форм округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос. Новым является освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное (при рисовании завитков вправо и влево, петель - восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм (вазы, фигурки животных)). Овладеть техникой рисования, всеми входящими в нее навыками и умениями дети могут только в том случае, если в каждой возрастной группе они получают определенный, указанный для этой группы объем навыков и умений.

Формирование навыков формообразующих движений у детей дошкольного возраста невозможно без включения игровых ситуаций, использование игровых упражнений. Существует системы игровых упражнений разработанные Е.А. Флериной., Р.Г. Казаковой, Г.Г. Григорьевой, Т.Н. Дороновой, С.Г. Якобсон. Сегодня хотим вам привести в пример некоторые приемы при обучении детей формообразующим движениям, которые вы можете использовать на занятиях. Использование таких игровых приемов повышает интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный, эмоциональный настрой, вызывает желание рисовать, повышает эффективность процесса обучения.

Все игровые приемы можно разделить условно на две группы:

  • сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр (развертываются по поводу каких-либо предметов или бросового материала)
  • сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Игровое упражнение (Е.А.Флерина). Оно используется для более эффективного процесса обучения детей созданию простейших линейных форм и развитие формообразующих движений.

Например, детям предлагается пришить пуговицы на шубку кукле Маше. Шубка не застегнется, если все пуговицы не будут ровные и большие, Маша не замерзнет на улице.

Упражнения используются во всех группах детского сада. Полезно проводить некоторые упражнения руки с карандашом или кистью в воздухе, не касаясь бумаги.

Прием обыгрывания игрушек. Используется непосредственно перед началом занятия или в первой части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Обыгрывание игрушек, предметов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, что в дальнейшем помогает лучше привлечь внимание детей к обследованию данного предмета перед его изображением.

Например, на занятии в подготовительной группе появился Буратино-путешественник, веселый, озорной. Оказывается, он заблудился в городе и ничего не успел увидеть, но слышал, какой это красивый и интересный город. Ему уже пора уезжать, и он огорчен тем, что ничего не увидел. Воспитатель советуется с детьми, просит подумать, как можно быстро на одном занятии показать Буратино город. Дети рисуют самые интересные и любимые места в городе, а потом семилетние дети, словно забывая, что это игрушка увлеченно рассказывают Буратино о городе.

Прием обыгрывания выполненного изображения состоит из игровых действий, которые помогают раскрыть качество изображения, осознать причины успехов и неудач. Игровые действия направлены на анализ изображения по нескольким признакам: выразительность формы, передача строения, цвет и др.

Например, белочка узнает грибы по цвету шляпок (цвет), нанизывает на ветку грибы только с толстой ножкой (строение), самые маленькие грибы оставляет подрасти (величина). Старшие дошкольники могут « путешествовать» на волшебном корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, в лето) и даже на другие планеты.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Самые маленькие дети понимают, почему колобок « скатился» с нарисованной дорожки,- дорожка получилась кривая (линии не ровные, отрывистые). При таком анализе никто из детей не обижен, более того они не только понимают, что у них не получилось, но и охотно исправляют ошибку,

Обыгрывание незаконченного изображения. Этот прием направлен на руководство процессом изображения.

Например, «Замерзнет девочка в такой шубке, посмотри она вся в дырах, ветер продует, мороз заморозит бедняжку» (обращается внимание на неровное закрашивание); «Ты не замерзла без рукавичек и шарфика?», тем самым, подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и более выразительного рисунка.

На занятиях рисованием возможно применение другой группы игровых приемов, приемы с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, продавцов и покупателей.

Например, дети-художники (подготовительная группа) могут нарисовать афиши по сказкам, оформить обложку для книги. Художники-модельеры украшают узором силуэты блузок, юбок, платьев, затем изделия продаются в магазине «ОДЕЖДА». «Продавец» должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель, таким может быть один из фрагментов анализа детских работ. Любой прием, в котором дети и взрослые выступают в той или иной роли (волшебники, птицы и т.п.) относится к этой группе. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения между персонажами или людьми.

Таким образом, применение разнообразных игровых приемов стимулирует изобразительное творчество детей во всех возрастных группах, но в каждой отличается своеобразием.

Подводя итог можно сказать, что правильное овладение формообразующими движениями является необходимым фактором, который помогает детям дошкольного возраста овладеть техникой рисования только в том случае, если в каждой возрастной группе воспитанники получат определённый, указанный для этой группы объём навыков и умений. Усвоение всеми детьми одних и тех же навыков и умений не препятствует индивидуальным проявлениям в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение формообразующими движениями позволяет детям свободно применять их при создании изображения. Правильное овладение ими поможет научиться изображать более сложные предметы.

На следующей консультации мы рассмотрим тему: «Техника предметного рисования путем обучения формообразующих движений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР "Развитие представлений о предметах окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности"

Цель: раскрыть и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий для развития представлений о предметном мире у детей дошкольного возраста.Объект исследования:  позн...

Система занятий по рисованию и аппликации как средство развития у младших дошкольников эстетического восприятия формы предметов окружающего мира

В настоящее время в соответствии с  Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования большое внимание уделяется развитию личности дошкольника, мотивации и способност...

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста»

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста» ...

Консультация для педагогов" Поддержка детской инициативы как основы для развития личностных качеств и достижений целевых ориентиров средствами кейс- технологий."

Данная консультация поможет педагогу познакомить воспитанников с интерактивной технологией, которая направлена для краткосрочного обучения. на основе реальных или вымыщленных ситуаций, направленная не...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников»

В данном материале раскрывается проблема гиподинамии и её негативном влиянии на здоровье дошкольников, предложены способы повышения двигательной активности ребёнка....