Главные вкладки

    Сообщение на МО воспитателей ГБОУ Школы №2075 «Формирование у дошкольников формообразующих движений для изображении предметов окружающего мира»
    учебно-методический материал по рисованию

    Виданова Наталья Витальевна

    Материал предназначен для воспитателей ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_formoobrazuyushchih_dvizheniy.docx23.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

     ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГБОУ Школы №2075

     «Формирование у дошкольников формообразующих движений для  изображении предметов окружающего мира»

     

    Составил: педагог- организатор ГБОУ Школы №2075 ДО№2

                                                                                                             Виданова Н.В.

            г. Москва

              2019г.

    В дошкольном детстве предметное рисование направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования. Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

    Для создания изображения предметов детям необходимо овладеть такими движениями руки, с помощью которых может быть передана форма любого предмета. Эти движения называются формообразующими. Большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета.  

    Особое место в развитии рисовальных движений принадлежит младшему возрастному периоду, когда ребенок впервые берет в руки карандаш и водит им по бумаге. От случайных, беспорядочных движений ребенок постепенно переходит к осознанным движениям. Рука ребенка делается все более послушной, штрихи и линии приобретают все более разнообразный характер. Ребенок все с большим интересом следит за движением руки и получающимися на листе бумаги яркими линиями, конфигурациями, штрихами. Наступает очень важный момент в развитии изобразительной деятельности ребенка в целом: он начинает соотносить движения руки с характером получающихся штрихов, линий, понимать их взаимосвязь. Дети начинают узнавать в них знакомые предметы. Ребенок стремится повторить то или иное движение с целью получения линий или штрихов определенной конфигурации. Этот процесс детерминирован детским опытом: чем богаче опыт, тем разнообразнее и богаче ассоциации, тем интереснее «замысел» ребенка в последующем развитии изображения. Таким образом, рисование только тогда становится изобразительной деятельностью, когда от узнавания в начертанных линиях и конфигурациях предметов окружающего мира ребенок переходит к произвольному изображению. В этот момент очень важно, чтобы педагоги и родители задавали детям следующие вопросы: «Что ты рисуешь?», «Что ты нарисовал?», «На что это похоже?» Называя свои линии и каракули словом, ребенок осознает и закрепляет в слове возникшую связь изображения с реальным предметом. Это способствует пониманию изобразительной функции рисования. Ребенка окружает огромное количество предметов. Показать как рисуется, лепится, вырезывается каждый предмет невозможно. Как же научить детей изображать разнообразные предметы и явления действительности? Важно научить детей овладевать такими изобразительными движениями, которые позволили бы передавать форму разнообразных предметов в рисунке – формообразующие движения. Изображения предметов окружающего мира по форме, если их сопоставлять с геометрическими формами условно можно разделить на три группы:

     1.Предметы, состоящие из линий и различных их сочетаний.

    2.Предметы круглой и овальной форме.

     3.Предметы прямолинейной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной).

    4.В особую группу следует выделить предметы, состоящие из названных форм в их различных сочетаниях, (для их изображения не нужны новые формообразующие движения).

             Развитие и совершенствование названных формообразующих движений продолжается в старшем дошкольном возрасте. Форма предметов передается более точно. Рисунки детей благодаря этому становятся богаче по содержанию, по качеству исполнения, вызывают у детей эмоциональный отклик. У детей возникает желание рассказать о своей работе сверстникам, педагогам, родителям. Поэтому так важно, чтобы к старшему дошкольному возрасту, у детей были сформированы «рисовальные движения». Они дают возможность детям изображать самые разнообразные предметы. В случае если дети не овладели в достаточной форме формообразующими движениями, то следует создать условия для ребенка:

     -стол, или уголок с определенным набором изобразительных средств;

     -раскраски с крупным изображением;

     -посещение занятий по изобразительной деятельности;

     -проявлять интерес к успехам ребенка;

     -относиться к продукту изобразительной деятельности, как к произведению искусства.

    Наблюдение за предметами в естественной обстановке (не только за объектами природы, но и наблюдение рукотворных вещей) позволяет сформировать у ребят «живые» представления.

    Чем старше ребенок, тем в большей степени осознается эта связь. Например, в младшей группе при показе педагогом способа изображения предмета (например, круглой формы) воспитатель говорит: «Карандаш «бежит», как пальчик по колечку бежал, нигде не останавливается. Круглое колечко рисует». Тем самым педагог устанавливает связь между способом действия и обследованием, обследующим жестом. В средних, старших группах педагог при планировании последовательности изображения, состоящего из нескольких частей предмета, напоминает дошкольникам о том, что рисовать надо в той последовательности, в которой рассматривали предмет: сначала самую крупную часть, затем другие крупные части и т.д. К семи годам дети постепенно осваивают правило: чтобы хорошо нарисовать, надо хорошо рассмотреть. При неполном, частичном обследовании дети уже знают порядок изображения. Показ тоже может быть частичным (той самой сложной части, которую обследовали, например, морды собаки, лисы). Полный показ способа изображения, способа действия выполняется педагогом в тех случаях, когда дети знакомятся с ним впервые. По мере освоения дошкольниками способов изображения детей целесообразно привлекать к показу-напоминанию уже известных способов. При сравнении изображаемого предмета с сенсорными эталонами (форм, величин, цвета) наглядные действия необходимо подкреплять словом.

    При планировании занятий необходимо конкретизировать общие задачи с учетом степени их новизны, уровня освоения детьми, а значит, возможной самостоятельности. Важно, чтобы задачи были направлены на развитие всех компонентов деятельности детей (постепенное формирование специфических, нравственно ценных и доступных мотивов деятельности; принятие цели-темы, поставленной педагогом, стимулирование ее самостоятельной постановки ребенком). Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки при изображении. В связи с этим мы выделяем обследование предметов перед их изображением и включение в этот процесс движения руки по контуру предмета, что дает возможность связать последующее действие (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой предмета. Учитывая эффективную роль пассивных движений (движение руки ребенка рукой педагога) на ранних этапах формирование двигательных навыков, во второй младшей, а иногда и в средней группе использовался этот метод; в более старших группах основное место отводится подражательным действиям детей. 

    Усвоение всеми детьми одних и тех же навыков и умений не препятствует индивидуальным проявлениям в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании изображения

    Например, воспитатель планирует:

    1. Оживить впечатления детей от игры в серсо.

    2. Вызвать желание нарисовать рассыпавшиеся колечки для кукол (игровая мотивация).

    3. Побуждать к активному обследованию особенностей формы колец (учить обследовать форму жестом по контуру, сопровождая движение взглядом).

    4. Активизировать в речи название формы «круглая».

    5. Познакомить детей со способом изображения круглой формы, фиксируя внимание на способе действия.

    6. Вызвать интерес к повторению изображения и его эстетическому восприятию.

    В предварительной работе важно организовать игры в серсо. По ходу игры обращать внимание, как быстро катятся по полу колечки, не попавшие на стержень. Можно спросить дошкольников, почему они так быстро катятся, обратить внимание на их форму, обследовать колечки жестом. На самом занятии целесообразно организовать работу с детьми в контексте игровой ситуации (куклы растеряли колечки, они укатились от них, нечем играть и т.п.). Сначала обследуется одно колечко с привлечением отдельных детей к обследованию жестом. Воспитатель показывает способ изображения, фиксируя внимание ребят на способе действия, характере формообразующего движения, совпадении его с обследующим жестом. Затем показ повторяется.

    В процессе занятия педагог «оживляет» образ, обыгрывая детские рисунки, фиксирует внимание на способе действия («Вот какое колечко круглое прикатилось, фломастер бежит, нигде не останавливается... Вот еще колечко прикатилось». Используется дополнительный показ и совместное действие -рисование).

    На последующих занятиях по мере приобретения детьми опыта меняется и характер задач. Речь идет о познавательной деятельности детей, усвоении ими основной программной задачи (изображение предмета круглой формы) уже на репродуктивном уровне.

    Например, воспитатель может планировать такие задачи:

    1. Вызвать интерес детей к теме рисования в повседневной бытовой деятельности и на самом занятии.

    2. Побуждать детей к самостоятельному определению темы рисунка на основе игровой ситуации и мотива.

    3. Побуждать детей всматриваться в разнообразные по цвету, величине круглые пуговки (пришиты на картон), подводить к самостоятельному определению формы, обследуя их жестом.

    4. Подвести детей к выводу о сходстве предметов круглой формы.

    5. Побуждать дошкольников к припоминанию и применению (переносу) известного способа изображения.

    6. Активизировать живое, образное восприятие рисунков. При подготовке к занятию педагог обращает внимание детей

    на предметы круглой формы: пуговицы (во время одевания на прогулку, после сна), затем проводит вместе с ребятами индивидуальное обследование: дети при этом пальчиком обводят пуговки, вместе с воспитателем замечают, что они круглые, большие и маленькие и т.п.; вспоминают, что они еще знают круглое, и т.д.

    Педагог пришивает пуговицы к одежде детей и кукол, дети помогают (находят, подают нужные пуговицы); помогают няне, кастелянше разобрать пуговки в шкатулке, по поручению воспитателя делают это вместе с мамой дома. Воспитатель может многое придумать, понимая цель такой подготовки детей.

    На самом занятии можно использовать кукол, изображенных на картоне. Дети любят играть с такими куклами. Они обновляют для них одежду (вырезают из цветной бумаги пальто, платье и т.п.).

    На занятии воспитатель просит ребят обвести пуговицу пальцем по контуру и выясняет, на какую форму она похожа. Дети рассматривают одежду для кукол (без пуговиц) и совместно решают «пришить» - нарисовать пуговицу. Воспитатель показывает способ изображения, напоминая, что пуговки рисуются так же, как и колечки, фломастер нигде не останавливается. Можно привлечь к показу отдельных детей («Иди, Лена, «пришей» пуговку к шубке куклы Кати. Вот какая большая пуговка, еще одна. Одевайся, Катя, в пальто»).

    Дети рисуют на вырезанных из бумаги силуэтах различной одежды для кукол. Куклы «примеряют одежду, уходят гулять, в детский сад» и т.д.

    В том случае, если дошкольники впервые рисуют форму красками, следует особо выделить задачу по технике (например, показать детям, как рисовать красками круглую форму, обратить внимание на положение кисти, поворот руки и другие особенности рисовального движения).

    На каждом последующем занятии задачи обучения усложняются. Педагог учит дошкольников самостоятельно обследовать предметы, определять их внешние признаки, сравнивать, обобщать, находить адекватные способы изображения.

    Например, при рисовании на тему «Повесим разноцветные шары на елку» на доске помещают силуэт елки большого размера -для коллективного рисунка, а каждому ребенку раздают небольшие силуэтные изображения. Педагог ставит следующие задачи:

    1. Оживить впечатления детей от предпраздничной подготовки к встрече Нового года. Вызвать радостное чувство от предвкушения праздника.

    2. Пробудить у малышей желание украсить елочку: «повесить» шары и т.д. На основе игрового мотива (звери придут на праздник, а елку не украсили) подвести к самостоятельной постановке изобразительной задачи.

    3. Вызвать эстетическое восприятие елочных игрушек-шаров: любование, удивление блеском, цветом, яркостью, красотой.

    4. Побуждать к самостоятельному обследованию по выбору любой игрушки (цвет, величина, детали разные, а форма - одна, круглая) и определению формы.

    5. На основе припоминания других, уже знакомых ребятам круглых предметов и сравнения подвести детей к пониманию обобщенности способа изображения. (Все круглое рисуется одинаково.)

    6. Направлять детей на припоминание и выражение в слове способа изображения красками («Чтобы кисточка повесила на елку круглые, ровные, красивые шары, как она должна «бежать» по листочку? За палочкой, всегда бежать и поворачиваться за палочкой»).

    7. Стимулировать смелые, уверенные изобразительные действия дошкольников, желание варьировать изображение.

    8. Побуждать детей проявлять инициативу в выборе цвета, дополнении образа деталями (на основе ассоциаций): «повесить» на елку серпантин, гирлянды, конфеты и т.п.

    9. Вызвать у ребят радость от процесса и результата изображения, активное восприятие рисунков.

    В системе общевоспитательной работы целесообразно рассматривать игрушки вместе с детьми, но их обследование должно быть ненавязчивым, интересным для детей. Например, ребята могут помогать воспитателю отыскивать и вешать на елку разные игрушки, в том числе и круглые шары. Тех ребят, кто затрудняется в определении формы, можно попросить обвести шар пальчиком. В дальнейшем на занятии детям предлагается вспомнить, как они рисовали круглые предметы. Затем педагог напоминает, что круглые шары надо рисовать таким же способом: все круглое рисуется одинаково. Если к такому обобщению детей подвели раньше, их можно спросить, как надо рисовать предметы круглой формы, и напомнить дошкольникам движение, проведя пальчиком по столу или показав движение в воздухе.

    В процессе рисования воспитатель радуется появлению красивых разноцветных шаров, больших и маленьких. Обыгрывая рисунок, воспитатель от имени зайчика или мишутки просит ребят, чтобы не вешали «битые» (неровные) шары на елку, чтобы шары были без дырочек (закрашено без просветов) и т.д.

    Цикл занятий по изображению предметов круглой формы завершается к концу года тематикой, которую дети определяют относительно самостоятельно. На этих занятиях они самостоятельно определяют форму и выбирают способ изображения. Так, для зайчика (Винни-Пуха и т.п.) могут нарисовать новые игрушки (на выбор), которые появились у них в группе. Педагог выставляет на полку игрушки круглой формы и предлагает детям рисовать любую, которая понравилась. Способ изображения дети определяют сами. При возникающих затруднениях некоторым детям достаточно поставить вопрос: «Вспомни, как рисуется все круглое?», другим предложить обследовать предмет. А если возникнет необходимость, использовать индивидуальный показ и совместные действия.

    Завершающее занятие может быть более сложным. Например, рисование на тему, предложенную Т.С.Комаровой, «Что ты знаешь кругленькое?» требует от дошкольников большей самостоятельности и творчества. Ребята самостоятельно определяют тему, применяют способ изображения и выбирают материал.

    Смысл приведенных тем и примеров программных задач в акцентировании внимания педагога на необходимости их тщательного продумывания и конкретизации формулировок с целью последовательного планирования, усложнения характера познавательной деятельности детей. Без этого нет подлинного развивающего обучения. Если педагог четко не представляет этапы продвижения детей в цикле работы, то и методика обучения на занятии нередко не адекватна поставленным общим задачам. Общие задачи, как правило, во всех занятиях формулируются одинаково с добавлением слов: «учить», «продолжать учить», «совершенствовать», «закреплять» умение и т. п. Эти формулировки показывают только то, что процесс освоения знаний, умений идет на уровне упражнений, повторов. Но каков характер познания, а значит, и развития детей при этом - неизвестно. Упражнение возможно и на механическом, репродуктивном уровне по готовому образцу.

    Соответственно задачам каждого занятия строится и методика обучения. Этот цикл занятий типичен для процесса освоения любого нового способа изображения, освоения изображения предметов новой формы. Они имеют место и в младшей, и в средней группе (при освоении изображений предметов овальной формы). Такой цикл занятий возможен и в старших группах, но не в рисовании, так как абсолютно новых задач там нет, а в аппликации. Например, при освоении приемов вырезания предметов симметричной формы, способов силуэтного вырезывания.

    Применительно к предметному рисованию уже в средней, тем более старшей группе при изображении многочастных предметов процесс обследования и поиска способа изображения строится при максимальной активизации опыта детей. В этих случаях полезно выявить индивидуальный опыт детей для того, чтобы помощь педагога была разумной.

    Показателен в этом плане такой пример. Весной в детском саду во второй младшей группе появилось несколько цыплят. Дети наблюдали за ними, кормили, пели им песенки, изображали в играх и танцах и т.п. Общение было живым, интересным. Цыплят несколько дней приносили в группу и выпускали в большую коробку. Затем воспитатель решила провести занятие по рисованию. Дети умели к тому времени узнавать и изображать круглую форму, но не знали, как рисовать клюв и ножки цыпленка. Однако воспитатель не стала их учить, а просто раздала ребятам листы бумаги - зеленые полянки, лужайки - и предложила «выпустить» (нарисовать) на лужайку цыплят. Абсолютно все дети выполнили изображение. На рисунках было изображено не менее двух цыплят, у некоторых детей 10, 16, а у одного ребенка - 22. Оказалось, что дошкольники не только нашли самостоятельно способ изображения, но и нарисовали цыплят выразительно, в разных ракурсах (в профиль и анфас «На жердочке сидит»), в движении, дополнили рисунок деталями (тарелка для корма, червячки). Так, «живое», эмоциональное, активное общение с птицами позволило детям самостоятельно выполнить выразительные и творческие рисунки. Безусловно, самостоятельность, смелость, активность и быстрота исполнения были обусловлены предшествующим, разумным, развивающим обучением детей, начиная с первой младшей группы. Поэтому, обучая детей в системе, педагогу необходимо по возможности выявлять интеллектуально-эмоциональный, изобразительный опыт детей перед предстоящим рисованием. Это важно для поиска индивидуального подхода к детям в постановке задач и применении методов обучения. Такой подход позволяет в какой-то мере определить зону актуального и зону ближайшего развития ребенка, строить работу с ним более целенаправленно. Обучение детей по подгруппам, контакт с семьей, системное построение педагогического процесса позволяют педагогу понимать возможности развития каждого ребенка на данном этапе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ГБОУ детский сад № 994 (1971) Образовательная область « Познание» «Ознакомление с окружающим миром» Конспект досуга «Наши помощники – дорожные знаки» в старшей группе «Солнышко».

    Программное содержание:расширять знания детей о дорожных знаках и их назначениях.закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге.формировать у де...

    ГБОУ СОШ № 657 Дошкольное отделение № 2 Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе № 4 На тему: « Будни и праздники »

    Цель: продолжать знакомить детей с традиционными праздниками.Задачи: -  показать отличие праздничных дней от будней; закрепить знания о традиционных праздниках.- воспитывать уважительное, заботли...

    Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром"

    Автором представлена консультация для педагогов дошкольных учреждений по развитию познавательной активности дошкольников в процессе организации образовательной деятельности....

    Система занятий по рисованию и аппликации как средство развития у младших дошкольников эстетического восприятия формы предметов окружающего мира

    В настоящее время в соответствии с  Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования большое внимание уделяется развитию личности дошкольника, мотивации и способност...

    «Не для школы - для жизни учимся» Эссе воспитателя ГБОУ Школа №121 ДГ 60А Лощининой Елены Борисовны

    quot;Не для школы-для жизни учимся". Эссе воспитателя ГБОУ Школа №121...

    Консультация для воспитателей. Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей. Подготовила воспитатель ГБОУ Школа №1056 Якушевич Татьяна Станиславовна

    Консультация для воспитателей по Формированию у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей...