Главные вкладки

    Консультация для воспитателей. Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей. Подготовила воспитатель ГБОУ Школа №1056 Якушевич Татьяна Станиславовна
    консультация

    Якушевич Татьяна Станиславовна

    Консультация для воспитателей по Формированию у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx22.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей:

    Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей

     «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»

    В. А Сухомлинский

    Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

    Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, стремление и умение практически участвовать в построении общества;

    Главная цель трудового воспитания дошкольника — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

    Задачи трудового воспитания могут воплощаться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в кругу семьи. ДОУ играет важную роль в общем развитии ребенка.

    Осуществление задач трудового воспитания дошкольника, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду», возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Каковы же эти условия?

    Систематическое включение каждого ребенка в труд

    Учет нагрузки на ребенка.

    Подбор оборудования для труда..

    Создание в группе трудовой атмосферы.

    Виды труда

    Самообслуживание. Самообслуживание- это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя.

    Хозяйственно-бытовой труд. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.

    Труд в природе. Труд в природе- уход за растениями, обитателями живого уголка, выращивание овощей на огороде, растений в уголке природы и в цветниках.

    Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

    Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.

    Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

    Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

    • углубить практические знания воспитанников;

    • выявить интересы и склонности воспитанников;

    • развивать интерес и умение осуществлять действия.

    При проведении образовательной деятельности с воспитанниками  стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

    Традиционные формы:

     - традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

    - различные виды игр;

    - наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

    - чтение художественной литературы;

    - трудовая деятельность;

    - экспериментальная деятельность;

    - решение проблемных задач и ситуаций;

    - развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

    - театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в

    различных ситуациях, имитационные упражнения);

    - изобразительная деятельность.

    Нетрадиционные формы: 

    - творческое моделирование и проектирование;

    - разработка и составление алгоритмов;

    - просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

    - виртуальные экскурсии.

    Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

    Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по алгоритмам: название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда.

    https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-454076-1458416328.jpg

    Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

    Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

    Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

    Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

    Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь.

    Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

    Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя с ними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: зачем строителю каска?, зачем шахтеру каска с фонариком?, зачем повару фартук и колпак ?, зачем космонавту скафандр и т.д.

    Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры

    Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями  проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.

    Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия.

    Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.  Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

    Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.

    Формирование правильного отношения к труду окружающих и к собственному труду имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка. Под влиянием знакомства с трудом взрослых ребенок усваивает общественную значимость труда, а при правильной организации воспитательной работы его собственный труд начинает определяться общественными мотивами. Сложившееся в детском возрасте правильное отношение к труду позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

    работа с педагогами по  повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...

    "Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей"

    Результаты изучения состояния трудового воспитания в ряде областей показывают, что дети старшего дошкольного возраста располагают знанием лишь отдельных фактов из области того или иного вида труда, в ...

    Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями»

    Любой труд делает человека   более радостным, более творческим,  умным, культурным, образованным....

    семинар -практикум «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

    Проблемы гражданского воспитания становятся все более актуальными в современном российском обществе. В наше время все большее внимание уделяется воспитанию гражданина, который направлял бы свои знания...

    Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых.

    Аннотация. В этой статье я рассказала о том, как важно знакомить детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Это влияет на формирование  у детей представлений  о значимости труда, о необхо...

    Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями

    Презентация для консультации для педагогов ДОУ в рамках реализации годововй задачи по ранней профориентации дошкольников Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процес...