Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бестужева Светлана Николаевна

Любой труд делает человека   более радостным, более творческим,  умным, культурным, образованным.                                                                    В. А. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Обобщение опыта на тему:  

«Формирование представлений

о социальной значимости труда взрослых

в процессе ознакомления

дошкольников  с профессиями»

Подготовила воспитатель:                                                                                      Бестужева С.Н.

2017г.

     Педагогический опыт трудового воспитания детей дошкольного возраста 

Любой труд делает человека                                                                            более радостным, более творческим,                                                             умным, культурным, образованным.                                                                    В. А. Сухомлинский.

       Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте, поэтому в этом возрасте следует интенсивно заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения. Одной из составляющих нравственного воспитания является трудовое воспитание, и именно в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучать ребенка к труду будет гораздо сложнее.  Поэтому в моей работе с детьми трудовое воспитание занимает одно из первых мест, я работаю над тем, чтобы у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долго ответственность за порученное ему дело. Я стараюсь сделать все возможное, чтоб труд радовал ребенка и приносил ему только положительные эмоции и яркие впечатления.  

   Задачи по формированию позитивных установок  к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста также  отражены и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально- коммуникативное развитие».

      В п.3.1.ФГОС ДО  определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда  и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутым ребенком в труде.    

      Целью моей работы с детьми является: формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.                                                                                                                                 2.  Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать  в различных видах труда и творчества.                 

3.   Воспитание целостного  отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: воспитание личности    ребенка в аспекте труда и творчества.                                        

    Способность к труду не дается от природы, а прививается в раннем возрасте, оказывает на детей воспитательное воздействие, готовит их к жизни в обществе и имеет особое значение для последующей учебы ребенка в школе.                                                                                                                 Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества, будет успешен при создании организационных  и психолого - педагогических условий.  

     Я в своей педагогической деятельности по формированию у детей положительных установок к труду  придерживаюсь следующих принципов:

 - поддержки  инициативы детей в различных видах деятельности;                      - содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;                                                  - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;                                                                                                             - полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;                                                                                                                          - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;                                                                                              -возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);                                    - развивающего образования (системности и последовательности);                                                        - новизны (использование новейших информационных технологий );               - интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение  различных задач и образовательных технологий).                                                                     Ознакомление с трудом взрослых и профессиями я осуществляю не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.   Интеграционный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели - ознакомлению с той или профессией.

     

Данную работу я организую через следующие виды деятельности.

1. Совместная  деятельность взрослого с детьми:                                                                                                     -  образовательную деятельность осуществляемую в процессе организации различных  видов детской деятельности:  игровой, коммуникативной,  познавательно- исследовательской,  продуктивной, музыкально- художественной,  (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми) такие темы как: «хлебушек душистый, теплый, золотистый»,  «завтрак на тарелочке», «красивая скатерть», «красивый подсвечник», «шкатулка в подарок маме»,  «вкусная пицца»  и т. д.                                                                                             Также  в ходе режимных  моментов я осуществляю (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций):  например эксурсии в кабинет медсестры на такие темы:  «как правильно  полоскать  горло», «забинтуем Мишке лапу», «обработаем ранку»; наблюдение за работой повара  на кухне  («Как правильно раскатать тесто»,  «Угадай на вкус», «Вкусная булочка для друзей» и т.д.).                                                                                                                                - Чтение художественной литературы: (А. Кардашо-вой «Наш доктор», К.Чуковский «Айболит», Г.Сапгир «Садовник»; Б.Заходер «Портниха», «Строители»).                                                                                                                 - игровая деятельность это  сюжетно – ролевые игры  такие как («больница», «магазин»,  «строители») и т.д.                                                                                      – дидактические игры,  настольно- печатные игры  («швейный цех», «кому что нужно для работы»,  «кем я буду», «разложи профессии», «карусель»).                                                                                                                                                                          2. Самостоятельная  деятельность детей: («наведем порядок в кукольном уголке», «вымоем посуду»; «книжки заболели»  и т.д.).                                                                3. Взаимодействие с семьями воспитанников («моя мама пахнет хлебом»,    «где ночуют трамваи и автобусы», и т.д.).                                                                        4. Организация взаимодействия с учреждениями  социума ( «кто такой библиотекарь»)

    При ознакомление детей с трудом взрослых ставлю целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы- условия труда - инструменты для работы- выполняемые трудовые операции- результат труда.

    Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада.

     Наиболее действенные способы  ознакомления с трудом взрослых -  это  наблюдение за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи, с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний.  Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов  я уточняю, закрепляю, дополняю сведения, полученные во время наблюдений.

   Знакомство с профессиями в ходе социально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставлю проблему, которую необходимо решить,  и непосредственно образовательная деятельность также способствует расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в  ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, использую  разнообразные   методы и приемы-  наглядные,  словесные, практические, проблемно- поисковые, игровые.

 Центральное место в работе отвожу игре. Одним из основных видов игры является сюжетно ролевая, она позволяет конкретизировать и расширить представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

     Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомится с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в игре подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

     Этот процесс условно можно представит, как комплекс, состоящий из следующих компонентов:

- получение сведений о профессиях от родителей, воспитателей, сверстников и детей более старшего возраста;

-из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

-приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые могут быть исследованы в ней ( изготовление игрушек, лепка, рисование, аппликация и т.д.).

     С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?

     В младшей группе происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными профессиями людей, которые детей окружают: воспитател, помощник воспитателя, медсестра, повар.

      В средней  группе добавляется профессии шофера, почтальона, врача,                также профессии родителей.

     В старшей группе детям показываю результаты труда, его общественную значимость, добавляю профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, знакомлю с трудом людей творческих профессий  (художника, писателя, мастером народно- прикладного искусства). Дети играют в  «магазин», «аптеку», «поликлинику». Совершенствуются игры в которых отражены отдельные профессии – продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика. В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания  Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии своих  родителей.

     Детей седьмого года  жизни  буду  продолжать знакомить с профессиями родного города. Где в  сюжетно- ролевых играх  будут отображать работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.)

      Важную роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых  я отвожу семье.   Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как мы постоянно сталкиваемся с необходимостью    дать ребенку сведения о той или иной профессии.  Это прежде всего доступные беседы  о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, то есть всего увиденного и услышанного.

     Подводя итог, хочется отметить, что я создаю такие условия для  ознакомления детей с трудом взрослых, чтобы этот процесс  стал увлекательной деятельностью. Это обогащение детей знаниями о реалиях окружающего - предметах, явлениях, событиях. Кроме  этого, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в  рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группе оформляю специальные уголки по ознакомлению с трудом взрослых  с игровыми модулями, сюжетно ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...