Консультация для педагогов "Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых"
консультация (старшая группа)

Аннотация. В этой статье я рассказала о том, как важно знакомить детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Это влияет на формирование  у детей представлений  о значимости труда, о необходимости того или иного вида деятельности человека определённой профессии, позволяет сформировать у детей уважительное отношение  представителям той или иной  профессии, бережное отношение к результатам их труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых.

Автор: Кобринец Елена Петровна

Аннотация. В этой статье я рассказала о том, как важно знакомить детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Это влияет на формирование  у детей представлений  о значимости труда, о необходимости того или иного вида деятельности человека определённой профессии, позволяет сформировать у детей уважительное отношение  представителям той или иной  профессии, бережное отношение к результатам их труда.

Ключевые слова: труд, профессии, забота, потребность, значимость.

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде людей, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Именно эта задача – формировать представления об общественной значимости труда людей – оказывается чрезвычайно важной. В  детском саду ставится задача постепенного развития у детей (с учётом возрастных особенностей) интереса к труду, желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка первоначального представления о роли труда в жизни общества. Поэтому мы решаем задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: в непрерывно-образовательной деятельности, так и в свободной деятельности (проводим наблюдения, экскурсии, рассматриваем иллюстрации, читаем произведения художественной литературы, играем в сюжетно-ролевые игры и прочее)

Формирование общественных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего чётких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребёнку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья одежды, приготовления котлет, стирки белья, уборка территории и т. д.).

Так, например, нами были организованы наблюдения за работой дворника – примерно два раза в квартал (по сезонам). В каждом из времён года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначения его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью – убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, делали горку, посыпали песком ледяные дорожки.

Так же были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада.

Одним из ярких примеров такой экскурсии, является экскурсия в прачечную. В тёплое время года, во время прогулок, дети обратили внимание на бельё, развешенное на веревках. Они задавали вопросы: где у нас в садике стирают бельё, кто стирает, как? Ведь процесс стирки белья скрыт от глаз ребёнка, видны только результаты (вывешенное бельё). И тогда мы организовали экскурсию  в прачечную, где совместно с машинистом по стирке белья рассказали и показали последовательность работы в прачечной. Для закрепления полученных знаний задавали детям вопросы: «Для чего (с какой целью) бельё надо стирать, сушить?»

В медицинском кабинете дети наглядно познакомились с трудом медицинской сестры; на пищеблоке они своими глазами увидели процесс приготовления обеда. При посещении медицинского кабинета, пищеблока особо подчёркивали, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо.  

На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда мы формируем общественные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определённой профессии: няня вымыла посуду – посуда чистая; накрыла столы к обеду – можно есть; расстелила кровати – можно детям идти спать; то есть няня заботится о детях в отсутствии родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботиться  о том, чтобы все были сыты. Портниха шьёт платья, рубашки, пальто… – заботиться о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной  профессии, бережное отношение к результатам их труда

Полученные представления необходимо перенести в практическую деятельность ребенка, т.е. в игру, художественно-творческую и посильную трудовую деятельность, для полного усвоения и закрепления знаний.

Обращая внимание детей на результат того или иного труда, надо уточнять, сколько времени и сил затратил человек на его достижение – изготовление предмета, вещи, приготовление пищи, и т.д., с какой любовью и творчеством трудился. Это позволяет детям осознать, что к результатам труда людей надо относиться бережно, с уважением.

Обязательно надо обращать внимание на то, что зачастую результат труда является плодом коллективной работы представителей одной или нескольких профессий. Люди помогают друг другу в труде, аккуратно и старательно выполняя свои обязанности и поручения. От качества работы каждого зависит качество конечного продукта – коллективного результата труда.

На основе таких первичных обобщений мы формируем более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения даёт возможность  при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривается с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, её исполняющим. Это доступно детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Дети подрастают, вместе с ними растёт их любознательность, интерес к профессиям людей. И теперь мы проводим более сложные занятия по ознакомлению детей с профессиями строителя, учителя, полицейского, шахтёра, пожарного,  библиотекаря… Воспитательная эффективность  ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей. Например, во время экскурсий в овощной магазин, мы старались обратить внимание на общий порядок, тщательно продуманную работу: овощи лежат по отдельности в лотках, продавец пакует в мешочки, взвешивает.

Во время наблюдения за работой строителей подчёркивали, как дружно и слаженно они работают, обращали  внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу.

Так же в своей работе мы посчитали важным вызвать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями,  которые происходят в результате труда: например, наблюдая, как маляры красят стены на веранде – старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, мы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

На заключительном этапе работы по ознакомлению детей с социально значимой трудовой деятельность взрослых с детьми необходимо провести беседы о выборе профессии. В ходе бесед дети должны осознать, что выбрать профессию и научиться ей очень важно для человека. Профессий много, чтобы профессия приносила радость, надо выбрать ту, которая больше всего подходит, а значит, поможет реализовать себя, добиться успеха в жизни, принести пользу людям и стране.

Формирование правильного отношения к труду окружающих и к собственному труду имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка. Под влиянием знакомства с трудом взрослых ребенок усваивает общественную значимость труда, а при правильной организации воспитательной работы его собственный труд начинает определяться общественными мотивами. Сложившееся в детском возрасте правильное отношение к труду позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

работа с педагогами по  повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...

"Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей"

Результаты изучения состояния трудового воспитания в ряде областей показывают, что дети старшего дошкольного возраста располагают знанием лишь отдельных фактов из области того или иного вида труда, в ...

Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями»

Любой труд делает человека   более радостным, более творческим,  умным, культурным, образованным....

Консультация для воспитателей. Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей. Подготовила воспитатель ГБОУ Школа №1056 Якушевич Татьяна Станиславовна

Консультация для воспитателей по Формированию у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей...

Статья на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ».

Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей....

Консультация для воспитателей «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей»

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представ...