Главные вкладки

    "Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями"
    методическая разработка

    Вольвака Елена Викторовна

    Педагогический совет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_no_3.docx23.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 «Виноградинка»

    Конспект педагогического совета

    для воспитателей

    Тема: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями»

    Подготовила:

     Старший воспитатель – Вольвака Е.В.

    х. Ведерников

    2018-2019  у.г.

    Цель:  Организация  работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов посредством организации работы по формированию представлений  о социальной  значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями.

    Задачи: Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений детей о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми, результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.

    Способствовать построению модели организации ООД при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых.

    Активизировать деятельность педагогов по ознакомлению дошкольников с профессиями.

    Планируемый результат: В процессе обсуждения и проведения мероприятия участники смогут повысить уровень теоретических знаний по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями; освежить в памяти технологию ознакомления детей с профессиями; обменяться имеющимся опытом по организации работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых.

    Ход мероприятия:

    С.В: Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю  Вам отгадать зашифрованное слово, составив его из первых букв слов, которые сейчас появятся на экране.

    На экране появляется слайд со словами: «пир», «рис», «огонь», «фрукт», «ель», «сосулька», «слон», «ирис», «яблоко».  Зашифрованное слово – «Профессия».

    С.В.:

    Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.

    Согласно Д.Б. Эльконину,  в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении контактов детей со взрослым миром.

    Задачи по формированию позитивных установок к различным видам  труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области  «Социально-коммуникативное развитие».

    В п. 3.1. ФГОС ДО  определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение  имеет создание необходимых условий. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием  успехов, достигнутых ребенком в труде.

       Содержание образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности  должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

    В соответствие с ФГОС ДО, трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого  является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

    1.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

    2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности  ребенка в аспекте труда и творчества.

    3. Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

    Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества, будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий  и должен строиться  с учетом принципов:

    - поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

    - содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;

    - построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

    - полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;

    - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    - возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

    - развивающего образования (системности и последовательности);

    - новизны (использование новейших информационных технологий);

    - интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

    Виды труда в ДОУ

       Самообслуживание: труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.

       Хозяйственно-бытовой труд: предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.

       Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде)

       Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практически навыки и ориентировки, формирует интерес к работе. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, поэтому он вводится со старшей группы, после того как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. В этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.

       Компоненты трудовой деятельности

    Мотив – это причина, побуждающая к трудовой деятельности важно не только то, что и как делает  ребенок, но и то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудиться. Мотивы могут быть разными: потребность в положительной оценке взрослых, самоутверждение, потребность в общении с взрослым, желание чему-то научиться, общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

    Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной  взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения.

       При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т.п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок  получает значимый для него или для близких результат, который  можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей.

    Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает  трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

       Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу. Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей полностью осуществляется воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты,  располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми ( 6-7 лет)коллективной работы – распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

       Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. В соответствии с ФГОС ДО, результат труда каждого ребенка оценивается как успешный  по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно-необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

       Пространство для трудовой деятельности – оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать:

    - психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

    - дизайн современной среды дошкольного учреждения;

    - особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

    Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасными. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит  и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться  с культурой труда: следует приучать ребенка к тому, что рабочее место содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы. Все оборудование  должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, аккуратно оформленные коробки для хранения природного материала, нарядные фартучки. Оборудование целесообразно объединять по видам труда.

       Для решения задачи по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества необходимо уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

    Для родителей можно оформить папки-передвижки с рекомендациями, стенгазеты, провести мастер-классы и творческие фотоотчеты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

    работа с педагогами по  повышению педагогического мастерства в работе с детьми по трудовому воспитанию...

    "Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями людей"

    Результаты изучения состояния трудового воспитания в ряде областей показывают, что дети старшего дошкольного возраста располагают знанием лишь отдельных фактов из области того или иного вида труда, в ...

    Обобщение опыта на тему: «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями»

    Любой труд делает человека   более радостным, более творческим,  умным, культурным, образованным....

    "Развитие у воспитанников шестого года жизни представлений о социальной значимости труда взрослых через проект «Путешествие в мир профессий»"

    В статье представляю вам свой опыт практических достижений по теме «Развитие  у воспитанников шестого года жизни представлений о социальной значимости труда взрослых через проект «Пут...

    семинар -практикум «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ЛЮДЕЙ»

    Проблемы гражданского воспитания становятся все более актуальными в современном российском обществе. В наше время все большее внимание уделяется воспитанию гражданина, который направлял бы свои знания...

    Консультация для воспитателей. Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей. Подготовила воспитатель ГБОУ Школа №1056 Якушевич Татьяна Станиславовна

    Консультация для воспитателей по Формированию у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессией людей...

    Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями

    Презентация для консультации для педагогов ДОУ в рамках реализации годововй задачи по ранней профориентации дошкольников Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процес...