Программа кружка «Акварелька»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Камзолова Екатерина Васильевна

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте   предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

  • необходимость пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • сформировать у них изобразительные навыки и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarelka.docx619.32 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\PC\Downloads\Иванова_page-0001.jpg

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Цели и задачи

5

3

Принципы и подходы

6

4

Возрастные особенности

7

5

Планируемые результаты

8

6

Формы, способы, методы, средства реализации

программы

8

7

Календарно-тематическое планирование

9

8

Учебный план реализации программы по

дополнительному образованию

16

9

Календарный учебный график

17

  1. Пояснительная записка

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте   предполагает решение двух взаимосвязанных задач:

  • необходимость пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
  • сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать зубной щеткой, ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности

«Нетрадиционные техники рисования» разработана на основе программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и имеет художественную направленность.

Новизна программы заключается в приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография , монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия в кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в кружке позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться

всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие для детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок. Оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания. Продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность.

Программа опирается на принципы построения общей дидактики:

  • Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
  • Принцип систематичности и последовательности: постановка задач.

«От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».

  • Принцип развивающего характера художественного образования.
  • Принцип постановки задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
  • Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
  • Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

В процессе реализации программы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, моделирование композиций.

Речевое развитие: стихи и рассказы о природе.

Художественно-эстетическое: прослушивание музыкальных произведений;

Социально - коммуникативная: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения,

воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизной        и        отличительной        особенностью программы «Акварелька» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. Вся деятельность в разработанной мной программе носит творческий характер.

В системе работы мною используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Применяются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Т.о., нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

  1. Цели и задачи

Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • Обучающие:
  • учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
  • учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки и др.);
  • учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
  • Развивающие:
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,

замечать и творить Красоту;

-развивать       творчество       и       фантазию,        наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

  • Воспитательные:
  • воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

-воспитывать навыки самостоятельности.

Для        успешной        реализации        поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.

Работа с взрослыми предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

  1. Принципы и подходы

Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе создаётся развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти себе увлекательное занятие.

При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований:

  • Соответствие        возможностям        ребёнка        для        перехода        к следующему этапу развития
  • Предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности
  • Проектирование        предметной        среды        вытекает        из        исходной инициативы детей, их стремления на деле применять свои знания и умения.

Развивающая среда опирается на принципы:

  • Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития
  • Принцип информированности, обогащённости
  • Принцип активности
  • Принцип эмоциональной насыщенности
  • Принцип системности
  • Принцип статичности и подвижности
  • Принцип эмоционального благополучия и комфортности
  • Принцип закрытости
  • Принцип обеспечения половых различий
  • Принцип универсальности

  1. Возрастные особенности 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В   этом    возрасте    у    вашего    ребенка    активно    проявляются:

  • Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
  • Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
  • Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим     лицом,     добиться     недостающего     ему     признания.
  • Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша
  • Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
  • Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

  1. Планируемые результаты

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

-обострению тактильного восприятия;

  • улучшению цветовосприятия; - концентрации внимания;
  • повышению уровня воображения и самооценки;

-расширению и обогащению художественного опыта;

-формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом;

-формированию навыков трудовой деятельности;

  • развитию активности и самостоятельности детей в изодеятельности;

-умению находить новые способы для художественного изображения;

-умению передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация    программы     поможет     детям     дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который они изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

  1. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Форма организации детей на занятии: кружковая деятельность.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Используемая технология: игровая. Методы и приемы проведения занятия:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые.
  • право выбора

-рассуждение

-закрепление

-оценивание

Используемые методы:

  • позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

  1. Календарно-тематическое планирование программы на 2021-

2022 учебный год

Тема

Техника

рисования

Программное

содержание

Оборудовани

е

Месяц

1

Бабочки, которых        я видел летом.

Пуантилизм

Познакомить детей с новой техникой рисования.

Развивать воображение,

аккуратность        при выполнении работы.

Альбомный лист,        гуашь, салфетки, ватные палочки

Сентябр ь

2

«Осеннее

Набрызг

Знакомство        с

Листы

Сентябр

дерево»

техникой

бумаги,

ь

«набрызг».

гуашь, кисти,

Продолжать

зубные

развивать        умение

щетки,

рисовать        деревья.

палочки,

Развивать        чувство

трафарет

цвета.

(крона

дерева,

опавшая

листва).

3

«Фрукты        в

Натюрморт

Познакомить        с

Листы

Октябрь

вазе»

техникой

бумаги,

пуантилизм

фломастеры,

(рисование

гуашь,

точками),

ватные

развивать        умение

палочки,

работать в данной

пастель

технике.

Воспитывать

аккуратность.

Продолжать

развивать        умение

тонировать бумагу пастелью.

4

Кленовый

лист

Рисование        с

помощью губки

Познакомить с

рисованием с помощью губки. Развивать мелкую моторику.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Листы

бумаги, гуашь, поролон (губка), палитра, кленовый лист

Октябрь

5

«Белочка        в

Рисование

Развивать умение

Листы

Октябрь

дупле»

ладошкой,

рисовать

бумаги,

пальчиками.

ладошкой,

гуашь, кисти,

совершенствовать

салфетки.

технику рисования

пальчиком.

Развивать

композиционные

умения.

Воспитывать

аккуратность.

6

«Унылая

Рисование

Развивать умение

Листы

Октябрь

пора!        Очей

ладошками,

детей отражать в

бумаги,

очарованье»

пальцами

рисунке признаки

гуашь,

осени,

салфетки,

соответствующие

губка.

поэтическим

строкам.

Использовать

различные способы

рисования деревьев

(пятно, замкнутое

контуром,

подробная

деталировка,

дерево,

изображенное

кулачком,

ладошкой).Развива

ть эмоционально-

эстетические

чувства,

воображение.

Закреплять умение

отличать пейзаж от

картин другого содержания.

7

Любимая

игрушка

Рисование

пальчиками

Развивать        умение

рисовать пальчиками гуашью, ориентироваться на листе,        работать аккуратно.

Совершенствовать в        данной        технике умения.

Альбомный

лист,        гуашь, салфетки.

Ноябрь

8

Веселое

солнышко

Витражная

роспись

Развивать

творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику.

Закрепить навыки правильной и

аккуратной штриховки.

Бумага А4,

акварель, влажные салфетки, кисть, восковые мелки, иллюстрации

, эскизы.

Ноябрь

9

Герои

сказки

Пластилино-

графия

Передача

выразительного образа в техники пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

Картон,

пластилин, дощечки, картинки        с героями сказок.

Ноябрь

1

0

Астры ко

дню матери

витраж

Закрепить свойства

разных материалов, используемых в работе. Развивать композиционные навыки, пространственные представления.

Картон,

восковые мелки, акварель,

Ноябрь

1

1

Первые

снежинки

Манная

крупа

Познакомить с

новой техникой рисования.

Развивать чувство композиции,

Бумага А4,

манная крупа, клей ПВА, кисть.

Ноябрь

ритма, творчество,

воображение.

1

2

Зимний

пейзаж

Монотопия

Продолжать

знакомить с техникой монотопия, развивать

аккуратность.

Альбомный

лист, бумага, кисти

декабрь

1

3

Снегири на

ветках

Тычок,

ладошка

Совершенствовать

навыки рисования способом тычка и ладошкой.

Развивать умение самостоятельно создавать композицию.

Декабрь

1

4

Деревья

зимой

Кляскографи

я, ватные палочки

Продолжать

обучение детей приемом рисования, развивать воображение,

фантазию, интерес к творческой деятельности.

Декабрь

1

5

Письмо для

деда Мороза

Техника по

выбору детей

Создать

предпраздничное нестроение.

Развивать умение изображать детей свои желания и эмоции через рисунок, самостоятельно выбирать и

выполнять работу в

понравившейся технике.

Альбомные

листы, краски, карандаши, восковые мелки, кисти, салфетки.

Декабрь

1

6

Снеговик

Рисование

солью

Познакомить с

нетрадиционным материалом для рисования.

Воспитывать аккуратность

Листы

бумаги синего цвета, соль, клей, кисти

Январь

1

7

Северное

сияние

Рисование по

мокрому

Упражнять детей в

рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Воспитывать желание восхищаться явлениями

природы.

Альбомный

лист, краски, кисти, салфетки

Январь

1

8

Морозный

узор

Восковые

мелки, акварель

Развивать

зрительную наблюдательность, способность замечать

необычное в окружающем мире

и желание отразить увиденное в своем

творчестве.

Альбомный

лист голубого цвета, восковые мелки, краски, кисти, салфетки

Январь

1

9

Снегири        на

ветках

«тычок»

жесткой кистью, ладошками

Совершенствовать

навыки рисования способом «тычка» и ладошкой, развивать умение самостоятельно создавать композицию.

Альбомный

лист, гуашь, кисти, салфетки.

Февраль

2

0

Подарок

папе

Пуантилизм

Развивать умение

работать аккуратно. Продолжать развивать умение в данной технике.

Воспитывать

желание делать приятно близким.

Альбомный

лист, гуашь, ватные палочки, салфетки.

Февраль

2

1

Самолет

Пластилино-

графия

Совершенствовать

работу в данной технике.

Воспитывать аккуратность.

Картон ½,

пластилин, дощечки, салфетки

Февраль

2

2

Сказки

зимнего леса

«Тычок»

жесткой кистью

Использование

белого цвета и темного фона как средств

выразительности образа

заснеженного леса; дорисовка дополнительных деталей кистью.

Альбомный

лист, краски, кисти, салфетки.

Февраль

2

3

Цветок для

мамы

Рисование на

мятой бумаге

Познакомить с

техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.

Листы

бумаги, акварель, кисти.

Март

2

4

Весна

красна

Поролоном

Помочь детям

освоить способ изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его

внешнего вида.

Альбомный

лист, краски, поролоновая губка, салфетки

Март

2

5

Весенний

пейзаж

Монотопия

Совершенствовать

умение детей рисовать в данной технике.

Продолжать учить создавать образ

дерева.

Листы

бумаги, гуашь, акварель, кисти.

Март

2

6

Цветущая

весна

Витражная

роспись

Совершенствовать

умение в данной технике

Альбомные

листы, восковые

мелки, краски,

Март

кисти,

салфетки

2

7

Празднична

я верба

Рисование

пальчиком, ватной палочкой

Рассказать почему

верба является символом Пасхи, пополнить знания о празднике.

Развивать умение рисовать вербу

Альбомный

лист, краски, кисти, ватные палочки, салфетки

Апрель

2

8

Космически

е дали

Коллаж

Развивать умение

создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Вызывать эмоциональное отношение к образу.

Картон

черного цвета, краски, кисти,

Апрель

2

9

Рисуем

планету

Рисование

манной крупой и акварельным и красками

Развивать

зрительную наблюдательность, способность замечать

необычное в окружающем мире

и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение

Картон ½ А

4, влажные салфетки, акварель, манная крупа, клей ПВА

Апрель

3

0

Букет цветов

в вазе

Монотопия

Изображение

цветочного букета в технике предметной монотипии. развитие навыков

рисования гуашью,

Альбомный

лист, гуашь, акварель, фломастеры, кисти, салфетки

Апрель

акварелью;

«оживление»

цветов фломастерами

3

1

Праздничны

й салют

Восковые

мелки акварель

Учить изображать

салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

Листы

бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.

Май

3

2

Одуванчики

Рисование

ватным диском

Развивать умение

рисовать в данной технике, аккуратность при выполнении работы

Альбомный

лист, краски, кисти, ватные диски, салфетки

Май

  1. Учебный план программы дополнительного образования

«Акварелька» на 2021-2022 учебный год

п/п

Наименование учебной

деятельности

Количество часов

Контрольное

мероприятие

1.

Рисование пальчиками

3

выставка

2.

Рисование кистями

4

выставка

3.

Рисование ладошками

2

выставка

4.

Рисование ватным диском

1

выставка

5.

Рисование ватной

палочкой

1

выставка

6.

Пейзажи

2

выставка

7.

Коллаж

3

выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...

Рабочая программа хореографического кружка " Акварельки"

Муниципальное казённое образовательное учреждениедополнительного образования детейДОД «Дом детского творчества» Согласовано...

Программа кружка «Акварелька» МБДОУ «Детский сад №140» (срок реализации 2 года, возраст 5-7 лет)

Цель: Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.Задачи: 1.     Познак...

Рабочая программа кружка "Акварельки"

Рабочая программа расчитана на дополнительное образование детей и включает в себя тематическое планирование по всем возрастным группам....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Акварелька»

Программа разработана на основетиповых программ по изобразительному искусству  и авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной.Программа является модифицированной....

Рабочая программа кружка "Акварелька" на 2021-2022 учебный год

.Данная программа разработана с целью развития у детей художественно- творческих способностей через освоение нетрадиционных техник рисования....

Рабочая программа кружка "Акварелька"

Актуальность: Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать.Рисование-одно из самых любимых детских занятий, которое доставл...