Конспект занятия по рисованию «Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством. Жостовская роспись подноса"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Продолжать знакомить детей с народно - прикладным искусством. Дать представление о жостовском промысле, колорите, об истории происхождения жостовской росписи, об основных элементов росписи. Знакомить с терминологией мастеров (Малевка, теневка и т.д) Закреплять умение составлять композицию на круге (заполнять середину и оформлять края)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_risovaniyu.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию «Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством.

Автор: воспитатель Какоурова Наталья Станиславовна.

Тема: «Жостовская роспись подноса »

Цель: Продолжить знакомство с народным прикладным искусством – жостовская роспись.

Задачи:

*дать представление о промысле, о колорите, об истории происхождения жостовской росписи, об основных элементов росписи;

*закреплять умение составлять композицию на, круге, овале и др. . заполняя середину и оформляя края;

*развивать фантазию, внимание, воображение;

*воспитывать интерес к народным промыслам.

Оборудование и материал: иллюстрации с жостовской росписью, подносы , краски, кисти, салфетки, заготовки подносов (плотная бумага), «волшебные круги»

Словарная работа: композиция, «замолевок», «тенежка», «прокладка», «бликовка», «чертёжка», «привязка»

Ход занятия.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»

- Ребята, поспешите, на эту красоту посмотрите. Подносы разноцветные в ряд стоят, яркими рисунками, радуют ребят. Это жостовские подносы.

«Жостовские подносы»

О жостовских подносах давно молва бежит,

Купава золотая на полотне лежит,

Фиалки голубые в подносиках живут.

И ласточки лихие летают там и тут.

А.И.Загрядский.

- Я предлагаю отправиться в местечко под названием Жостово и посмотрим с чего все началось.

Беседа о жостовской росписи.

В давние – давние времена в селе Жостово, что находится недалеко от Москвы, изготавливали необычные подносы.

Как вы думаете, какое название дали этим подносам? (ответы детей)

Правильно, ребята, название их пошло от имени села Жостово.

Жостовские мастера прославили свое село на всю Россию. Никто лучше их не умел рисовать цветы на железных подносах. Как вы думаете, чем отличается жостовская роспись от других? (ответы детей)

Совершенно верно, они отличаются яркими, крупными цветами, расположенными на черном, лакированном фоне. Обратите внимание, какое разнообразие форм. Формы и размеры разные у подносов: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Как же делают такое чудо?

Сначала подносы придумали делать из бумаги, но они были не прочными (можно показать наглядно). И мастера решили создавать их из железа. Это был очень трудный процесс, потому что все делали вручную. В наши дни подносы стали делать по новому, металл прессуют. Краски используют тоже новые. Но основа осталась черного цвета и она покрывается лаком. Когда краска высыхает, мастера приступают к нанесению рисунка. Художники не используют трафаретов, поэтому нет ни одного одинакового подноса.

- Ребята, что в основном изображено на подносах?

Букеты состоят из разных цветов – ромашки, розы, колокольчики, васильки, маки. А где расположены цветы? Какие краски используют? (ответы детей)

Игра «Продолжи предложение»

Полюбуйся на меня,

Я поднос из Жостово,

В середине много роз

Ярких как … (солнышко)

Рядом мак и василек,

По бокам ромашки,

Вот такую красоту подарю … (Наташке)

Пусть посмотрит на поднос

И представит лето,

Веет запах васильков

По тропинке где – то.

Физкультминутка «Цветы»

На лугу растут цветы не бывалой красоты. (руки в сторону)

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (руки верх)

Ветер дует иногда, только это не беда. (машут руками0

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (наклоны, приседают)

А потом опять встают и по – прежнему цветут.( поднимаются)

- А вот, как жостовские мастера создавали свои подносы? Я открою вам тайну. На самом деле жостовская роспись многослойная. Что это значит, скажите? (ответы детей)

Да, краски накладываются друг на друга, в строгой последовательности. Для этого жостовские мастера используют специальные приемы.

Сначала художник придумывает, какой цветок будет рисовать. Разбавленной краской наносит его изображение на поднос, замалевывает. Этот прием называется «замалевка»

Затем мастер наносит полупрозрачными красками тени. Пием называется «тенёжка»

Далее наступает очень ответственный момент, когда мастер прорисовывает детали цветов. Они становятся объемными. Прием называется «прокладка» цветом.

Чтобы добавить рисунку цвет, используют прием «бликовка» Цвет добавляют с помощью белой краски. Букет становится светлее, как будто на него светит солнышко.

На следующем этапе у цветов прорисовываются прожилки, семечки, края лепестков. Для этого мастер берет тонкую кисточку. Называется этот прием «чертёжка»

А чтобы связать все цветы в один букет, мастер как – бы привязывает их друг другу с помощью стебельков, травинок, усиков. Прием называется «привязка»

Предлагаю вам стать мастерами и создать свой неповторимый поднос. Но сначала я хочу узнать , запомнили ли вы этапы работы. А помогут нам в этом волшебные круги (на кругах поэтапно нарисованы действия)

Для работы у все готово: краски, кисти, салфетки и подносы.

Прежде нам надо подготовить свои пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывают лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик.

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Наши подносы готовы, и я предлагаю отправиться на ярмарку. Вы будете купцами, а я покупателем.

Звучит песня Н.Некрасовой «Ой, полна, полна коробушка»

Воспитатель по очереди подходит к детям. Дети хвалят свои работы.

- Все работы хороши, порадовали меня вы от души. Такие работы не стыдно поларить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством

материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством....

Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художест...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Занятие «Знакомство с искусством – русское народное декоративно-прикладное искусство»

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, горо...

Мастер класс по декоративно-прикладному искусству "Жостовская роспись"

Мастер класс был проведен среди воспитателей в рамках педсовета по обмену опытом работы по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста....

«Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, привива...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...