Рисование в технике Эбру
презентация к уроку по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Буряк Алла Валериевна

Цель: Формирование представлений детей о новом нетрадиционном способе рисования «Эбру».

Задачи:

  1. Обучать детей элементам рисования с усложнением по воде в технике ЭБРУ, стимулировать развитие коммуникативной функции речи.
  2. Развивать технические умения, правильно пользоваться шпажкой и гребнем, свободно двигаться в разных направлениях; развивать чувства цвета и фантазию посредством совместным творчеством взрослого и ребёнка.
  3. Воспитывать творческую самореализацию, индивидуальность и уверенность в себе, воспитывать уважительное отношение к работам сверстников. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_risovanie_v_tehnike_ebru.pptx2.86 МБ
Файл konspekt_1.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«раскрась душу цветом счастья. Роспись на воде « эбру »

Слайд 2

История зарождения. 1. В Японии первое упоминание о методе создания узоров на воде датировано IX веком. Об этом свидетельствуют найденные листы манускрипта из рисовой бумаги, украшенные подобной техникой. Японская методика называется « сумингаши » или, в переводе на русский язык, «плавающие чернила». 2. Ещё одно название – «дрейфующий песок» – дали китайцы в Х веке бумаге, оформленной в похожей технике. 3. Декоративная бумага, рисунок на которой создавался при помощи воды, в XV веке появилась и в Средней Азии. Причём техника создавалась независимо от японской « сумингаши ». 4. Самостоятельно развивалось направление рисования на жидкой поверхности и в исламском искусстве. Результат такого творчества украшает старинные рукописи, в том числе Коран. Не зная о японской и китайской технологиях, персидские мастера придумали свою методику, которую назвали « кагазэ абри ». По-русски это переводится как «дымчатая бумага». 5. Своё название водяной техники есть и у иранских мастеров – « абру-бад », что переводится как «облака и ветер».

Слайд 3

6. Турки допускают, что название искусства рисования – « абри » напоминает слово « абре », означающее в переводе красочный, пёстрый. Это очень похоже на описание получаемых картин . Хотя сама техника рисования по водной глади в Турции появилась в 16 веке, термин « эбру » возник только в конце 19 века, когда этот вид творчества начали преподавать в академии изобразительных искусств в Стамбуле. В Турции эта методика пользуется большой популярностью до сих пор. В эпоху Возрождения этот необычный вид творчества из Ближнего Востока перекочевал в Европу, где его стали использовать для оформления книг, декорирования различных предметов – шкатулок, сундуков, элементов мебели. О большом интересе европейцев к мраморной живописи свидетельствуют многочисленные статьи и теоретические работы 17–19 веков по описанию этой художественной техники.

Слайд 4

инструменты эбру Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение. Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить. Раствор для эбру ( китре ). В качестве загустителя используется экстракт растения гевен . Эта горная колючка произрастает в Анатолии, Иране, Пакистане, некоторых районах на Кавказе. В июле растение срезают, чтобы собрать из его стебля смолу. Ее высушивают на солнце. Так получается лепестковая китре . Для получения нужного нам раствора лепестки нужно настаивать 2 недели. Кисти ( фырчалар ). Основная задача кистей – вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Для этого традиционно и по сей день в эбру используется волос конского хвоста. Ручка традиционно изготавливается из стебля розы. Шило ( биз ). Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности китре так, чтобы получались нужные формы. Таким можно даже писать портреты. Вместо шила вполне подойдут спицы, иголки, бамбуковые шпажки и т.п. Гребень ( тарак ). Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона. Краски ( бойалар ). Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода.

Слайд 5

Виды эбру Исторически существовало и существует несколько техник : эбру Баттал , Осветленное эбру , Эбру шаль, Соловьиное гнездо, Хатип эбру

Слайд 6

Перед тем, как приступить к созданию узоров – нужно подготовить фон для рисунка. Он будет удерживать краски, которые вы будете наносить потом. Набираем краски в кисточку и произвольно разбрызгиваем по всей поверхности. Первые капли растворятся – это нормально! Затем краска будет оставаться на поверхности. Фон можно сделать однотонным или использовать несколько цветов: краска не будет смешиваться, образуя прожилки и узоры. Попробуйте использовать гребень для придания фону более сложного орнамента. !!! Важно: Не используйте больше двух-трех цветов краски для фона. Если её будет слишком много, то слой получится жирным и сложнее будет переносить рисунок на бумагу. ФОН

Слайд 7

Создание основного рисунка Вся суть рисования Эбру сводится к тому, чтобы создать на поверхности воды круг из краски, а затем при помощи шила всячески деформировать его, создавая удивительные узоры. !!! Важно: Не забывайте вытирать краску с шила, когда меняете цвет. Чтобы рисунок был более четким, это следует делать и после каждого касания. С помощью всех инструментов вы можете создавать самые разные изображения. Расслабьтесь и не пытайтесь делать рисунки точными и ровными, ведь Эбру больше подходит для абстракции и волнообразных орнаментов

Слайд 8

Перенос изображения на бумагу Когда изображение готово, приступаем к переносу рисунка на бумагу. Для этого осторожно приложите лист к поверхности жидкости и подождите 10-15 секунд. Можете аккуратно провести по бумаге с наружной стороны, чтобы помочь рисунку отпечататься. Теперь медленно достаем лист: цепляем край и перетаскиваем через бортик емкости. Так лишняя влага стечет обратно в лоток. После этого осталось только высушить ваше творение, поставить его в рамку или поместить в альбом для сохранности.

Слайд 9

Универсальность эбру Готовый рисунок может быть перенесён не только на лист бумаги, но и на любую шероховатую поверхность: *Дерево . Необходимо тщательно просушить и, по желанию, покрыть прозрачным лаком. *Керамика . Перенести рисунок, погружая изделие в ёмкость с готовым рисунком. Просушить. * Ткань. Для закрепления красителя достаточно погладить ткань горячим утюгом .

Слайд 10

* Картонная поверхность. Достаточно просто просушить. * Пенопластовые заготовки. Просушить. * Елочные игрушки и пасхальные яйца. Просушить на воздухе. !!! Важно: Не переносите готовый рисунок на глянцевые гладкие поверхности. Краситель не зафиксируется на поверхности и, при стягивании, он получится смазанным.

Слайд 11

Терапевтические аспекты рисования в технике эбру освобождение от внутренних эмоций; успокаивающее для психики взаимодействие с водой; обретение внутреннего ритма и спокойствия в творческом процессе ; уникальность узора в технике эбру как дополнительный стимулирующий и терапевтический эффект ; полученный рисунок - руководство для практикующего психолога ;



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию на воде в технике «Эбру» для детей подготовительной к школе группе «Зимние узоры»

Цель: Формирование представлений детей о новом нетрадиционном способе рисования «Эбру».

Задачи:

  1. Обучать детей элементам рисования с усложнением по воде в технике ЭБРУ, стимулировать развитие коммуникативной функции речи.
  2. Развивать технические умения, правильно пользоваться шпажкой и гребнем, свободно двигаться в разных направлениях; развивать чувства цвета и фантазию посредством совместным творчеством взрослого и ребёнка.
  3. Воспитывать творческую самореализацию, индивидуальность и уверенность в себе, воспитывать уважительное отношение к работам сверстников. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

Материалы: мультимедийная презентация, волшебные колпачки, лотки для рисования, раствор для Эбру, специальные краски для Эбру, палочки, салфетки, альбомный лист, фартуки, клеёнка, ноутбук, изображение окна.

Ход образовательной деятельности.

Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, занятие у нас сегодня будет необычным. А каким бы вы хотели видеть наше занятие? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы хотите, чтобы оно было волшебным? (Ответы детей).Тогда посмотрите на экран.

Под музыку «Где водятся волшебники» на экране появляется видео ролик.

Воспитатель: На протяжении большого времени, люди задаются вопросом: Кто такие волшебники? И где они живут? А вы ребята, как думаете, Кто же они волшебники? И где они живут? (Ответы детей).

Воспитатель: А каких волшебников вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: А что или кто помогает волшебнику делать чудеса?

Дети: волшебные предметы - волшебная палочка, скатерть самобранка, зеркальце и т. д.

Воспитатель: Хотите стать волшебниками? А какими волшебниками вы хотите быть? (Ответы детей: добрыми). У меня тоже есть такая волшебная палочка, мне ее подарила одна знакомая Фея. Но я не знаю, работает ли моя палочка или нет, давайте проверим. Тогда закрывайте глаза, начинается волшебство! (Звучит «волшебная» музыка. Воспитатель одевает детям колпачки)

Воспитатель: Ребята, мы превратились в волшебников, моя палочка действительно волшебная.

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, за окном тоже волшебная пора. Кто скажет какая? (Ответы детей). Зима и в самом деле волшебное время года. (Воспитатель раздает детям колпачки, включает презентацию, на которой изображены различные зимние узоры).

Воспитатель: Какие зимние явления природы вы знаете? (Снегопад, метель, изморозь, вьюга, иней).

Молодцы, правильно! А вы когда-нибудь замечали, что на окнах тоже бывает иней? Он необычно ложится на окно, в виде узора, как будто его кто-то нарисовал. А нарисовала его сама природа, получается морозный узор на окне. Если внимательней посмотреть, то можно увидеть различные изображения.

Игра «На что похоже?»

- На что похоже, как думаете?

- Кто обратил внимание на последний узор?

- Что заметили? Чем он отличается? (Нарисован красками). Правильно, этот морозный узор нарисован красками, на воде, в технике Эбру, с которой я вас сегодня познакомлю.

Воспитатель: Эбру – это древнее искусство рисования, пришло оно к нам из Турции. Как я уже говорила, рисуют красками на воде. Слово «эбр» означает «похожий на облака» или «ветер и облака Эбру - это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры. Рисунки на воде получаются неповторимыми, волшебными. Сегодня мы будем рисовать в технике Эбру морозный узор.

Игра «Живые краски»

Воспитатель. Предлагаю сначала поиграть, и превратиться вам в специальные живые краски, а я буду художником. Пока звучит музыка, вы двигаетесь, словно по воде. Как только музыка прекратится – вы превращаетесь в любую фигуру. А потом должны угадать, что за фигура получилась у каждого из вас. (Проводится игра).

- Чтобы рисовать на воде, нужно надеть специальные фартуки (надевают фартуки для художественной деятельности) и сказать волшебные слова.

Гимнастика для пальцев

- Ой, сердит мороз, (трут ладошки)

Ветки снегом он занес. (взмахивают кистями рук)

Хватает за нос, (хватают себя за нос)

Щиплет до слез, (щиплют себя за щеки)

Ребятишки не пугаются, («моют» руки)

И в художников превращаются. (встряхнули пальчиками, как звездочки)

Воспитатель: Я приглашаю вас к столу. Сейчас я вам покажу и расскажу, как создаются прекрасные узоры. У меня в лотке вода, но не простая вода, которая течет из-под крана, в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции, называется - гевен. Краски тоже необычные, а волшебные.

Нам понадобится вот такая острая палочка, чтобы рисовать на воде. И обязательно нам нужна салфетка, потому что при соприкосновении с водой краска должна быть всегда чистая.

Палочкой набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капля краски растекается по поверхности воды. Затем вновь вытираем палочку и опускаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия.

На один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, кружатся, словно танцуют.

У нас получилось несколько цветовых кругов и, мы уже сможем сделать узор. Двигая палочкой слева направо, сверху вниз мы заставляем краски еще больше двигаться, кружиться, они переплетаются между собой, создавая удивительные узоры.

Теперь берем лист бумаги, кладем на воду, приглаживаем края. Поддеваем палочкой и достаем о край лотка, чтобы стекла лишняя вода. Посмотрите, что получилось у меня.

Мои юные художники, хочу вас предупредить: краски необычные, если ими долго работать, они засохнут. Палочка острая и ей надо работать осторожно. Она должна быть все время направлена вниз. А теперь подойдите к своим лоткам с водой. Приступаем.

Дети под спокойную музыку создают рисунки на воде. Педагог при затруднении оказывает помощь детям.

Воспитатель. А теперь свершится наше главное чародейство: возьмем бумагу и аккуратно ее промокнем в нашем лотке. И так же аккуратно поднимем ее.

Дети выполняют задание. Вот такие волшебные узоры останутся с нами в любое время года. Интересные получились изображения, правда? А похожи ли они на те, что мы видели на презентации? (Ответы детей).

Заключительная часть

Воспитатель: Отлично ребята, вы все молодцы! Я вижу, что вы стали настоящими художниками. Вы умеете фантазировать, придумывать что-то свое новое. У меня есть рама для окна, предлагаю разместить готовые работы вместо стекол и составить морозное окно. Это красота пусть останется с вами. Педагог собирает рисунки детей и кладет на поверхность для высыхания. В какой технике мы рисовали? (Эбру). Дети снимают фартуки.

Рефлексия

Воспитатель: Предлагаю поиграть, я начинаю предложение, а тот, на кому я передам снежинку – заканчивает.

Игра «Незаконченное предложение»

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую…

Вот и закончилось наше сегодняшнее занятие, мы стали немножко волшебниками, научились рисовать чудо. Спасибо ребята за работу. Давайте нашим гостям скажем «до свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование в технике эбру

Рисование в технике эбру...

Конспект занятия рисование в технике эбру "Земля в иллюминаторе"

Эбру - рисование на воде.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10022305","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"343","style":"width: 480px; height: 343px;","width":"480"}}...

«БИТЮГ - РЕКА, КАКОЕ КРАСИВОЕ СЛОВО! И РОСА, И СИЛА, И СИНЕЕ ЧТО-ТО...» Рисование в технике Эбру...

Наблюдаем. Познаем. Творим: Материалы международной научно- практической конференции обучающихся, студентов и педагогов: Воронеж, 25 марта 2017 г. / Отв. ред. И.А. Дендебер. – Воронеж, Воронежский гос...

Рисование в технике Эбру

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детейподготовительной группыТема: «Сказочная птица» Цель. Знакомство с нетрадиционной тех...

Конспект мастер-класса рисование в технике эбру "Цветы для мамы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14674861","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

Конспект НОД рисование в технике "Эбру"

Конспект НОД рисование в нетрадиционной технике «эбру»для детей 5-6 лет«В гостях у восточной принцессы»...

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в технике ЭБРУ "Иней покрыл деревья"

На этом занятии мы закрепили  умение работать в нетрадиционной технике рисования: ватными палочками, зубочисткой, целлофановым пакетом, поролоновым тампоном....