«Инновационная технология арт-терапии - техника грантах при работе с детьми дошкольного возраста»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Мананникова Мария Ивановна

Подготовила и провела:

Воспитатель – Мананникова М.И.

г. Орёл, 2024

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

• познакомить с нетрадиционной техникой рисования - граттаж, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;

• обучить технологии грунтовки листа под рисунок;

• способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;

• содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Форма работы: коллективная.

Раздаточный материал: картон, покрытый воском и прогрунтованный, деревянные шпажки, кисть широкая, бумажная салфетка, влажные салфетки, клеенка.

Наглядные пособия: готовые картины, выполненные в данной технике.

Демонстрационный материал: выставка рисунков по нетрадиционной технике.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Благодарю за то, что вы нашли время и присоединились к нам. Я приглашаю вас на мастер – класс. Тема моего мастер-класса «Инновационная технология арт-терапии - техника грантах при работе с детьми дошкольного возраста».

Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка». Работы Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей, снимает нервное напряжение и обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Техника, с которой я вас сегодня познакомлю, позволяет не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Она позволяет раскрыть свои способности, уникальность в ИЗО деятельности, и безусловно получить удовлетворение от работы.

Хочу напомнить, что рисование - один из методов общения ребенка, который имеет огромное значение в формировании его личности и является одним из важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с мышлением ребёнка, самостоятельной, практической и творческой деятельностью.

Творческий процесс способствует повышению самооценки ребенка. Если при традиционном рисовании какой-то элемент ему не удается, то композиция в технике «Граттаж» в любом случае получится красивой и оригинальной.

Слово «Граттаж» произошло от французского слова — скрести, царапать, поэтому другое название техники так и называется - техника царапанья.

Граттаж – это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Граттаж – это техника рисования, которая способствует подготовке ребёнка к школе. В первую очередь она помогает расслабиться через цветовое воплощение, затем снять зажимы через чёрный, и в итоге рука ребёнка привыкает делать мелкие внимательные движения, процарапывая рисунок.

Что касается ребят более младшего возраста, то средней возрастной группе вначале предлагается трафаретные и шаблонные рисунки. При подготовке материалов к занятию в среднем дошкольном звене это полностью делает педагог. Воспитанники старшей и подготовительной группы уже могут самостоятельно участвовать в этом увлекательном процессе. Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности.

Использование нетрадиционных техник рисования не только делает этот процесс более интересным и занимательным, но и способствует развитию пространственного мышления, учит детей свободно выражать свой замысел, а также побуждает детей к творческим поискам и решениям.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

Для выполнения работы в технике «граттаж» нам понадобятся следующие материалы и инструменты: картон, покрытый воском и прогрунтованный, деревянные шпажки, кисть широкая, бумажная салфетка, влажные салфетки, клеенка.

.

Представляю вам работы, выполненные в этой технике. Одно из основных средств выразительности рисунка, исполненного в технике граттаж, является линия. С помощью линии ребенок создает описание своих эмоций. Линия, казалось бы, самое минимальное средство выразительности, но в тоже время в детском рисунке является основным мощным средством выражения.

Данная техника состоит из следующих этапов работы:

  1. Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка.
  2. Мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используем обыкновенную восковую свечу.
  3. Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.
  4. Далее берем любой острый предмет: зубочистку или деревянную шпажку и процарапываем рисунок по черному фону.

Если возникают затруднения с выбором сюжета, то предлагаются шаблоны.

Предлагаю преступить к этому увлекательному занятию.

Для создания более комфортной атмосферы включается инструментальная музыка во время практической работы.

Берем любой острый предмет: зубочистку или деревянную шпажку и процарапываем рисунок по черному фону.

 

После завершения работы предлагается организовать выставку получившихся работ.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Здоровый организм и хорошо поставленная речь – важнейшие условия всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире...

Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Инновационная технология.  Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияЦель:  формирование творческой личности.   Нетрадиционные техники ...

буклет Применение инновационных здоровьесберегающих технологий с использованием степ-платформ в работе с детьми дошкольного возраста

буклет для педагоговПрименениеинновационныхздоровьесберегающихтехнологийс использованиемстеп-платформ в работе с детьми дошкольноговозраста...

Инновационная технология арт-терапии – техника граттаж при работе с детьми дошкольного возраста

Изотерапия  – коррекция изобразительным искусством, является одним из видов арт - терапии.Граттаж техника рисования очень необычная. Имеет эффект арт-терапии для тех деток, которые любят де...