Проект "Волшебники"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Семенова Татьяна Алексеевна

Данный проект направлен на изучение  нетрадиционных техник рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebniki.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад «Росинка» города Ядрин

Проект

“Волшебники”

(для детей старшего дошкольного возраста).

Подготовила и провела:

воспитатель первой категории

Семенова Татьяна Алексеевна

2022г

Паспорт проекта

“Волшебники”

Авторы: Павлова Татьяна Алексеевна – воспитатель старшей группы №5 «Гномики» .

Вид проекта: познавательно-творческий, художественно- эстетический групповой, краткосрочный

Срок проведения – 5 месяцев

Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) [1].

Художественно – эстетическое развитие личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества. Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение к изобразительному искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Содержание художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста представлено в разделах комплексных программ дошкольного образования и в парциальных программах. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева (М., 2014) художественно-эстетическое развитие предусматривает приобщение к искусству, развитие изобразительной деятельности, конструктивно – модельной деятельности, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста [2].

Но мы подробнее рассмотрим «Рисование».

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно разбудить эти творческие способности, дремлющие до поры до времени.

Главное, чтобы рисование, а именно нетрадиционное рисование, приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук;

- свобода выбора изо материалов и техник.

Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:

- бумага разной фактуры, формы и размера;

- гуашевые и акварельные краски;

- кисти № 2,3,5; кисти из щетины;

- восковые и цветные мелки;

- маркеры, фломастеры;

- простые и цветные карандаши;

- графитный карандаш или уголь, свеча;

- глина, пластилин, соленое тесто;

А также дополнительные средства: бумажные салфетки, палитра, поролон, зубная щетка, двойные баночки для воды, коктейльная трубочка, высушенные цветы и листья деревьев, шишки, семена растений, крупа, соль ,черная плакатная тушь, нитки и т. д.

Рисовать с использованием нетрадиционных техник можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

-рисование пальчиками, ладошками;

-рисование тычками из поролона, ватными палочками

-печатание листьями, картофелем, морковкой;

-Рисование свечой, углем

В среднем и старшем дошкольном возрасте - нетрадиционные техники:

- Рисование свечой, углем;

- Кляксография с трубочкой;

- Монотипия;

- Набрызг;

- Восковые мелки + акварель;

- Оттиск смятой бумагой;

- Рисование поролоном;

- Гравюра (граттаж);

- Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;

- Тиснение;

- Тычок жесткой (щетина) полусухой кистью;

- Рисование по сырому;

- Кляксография с ниткой;

- Рисование на ткани;

- Рисование солью;

- Расчёсывание краски;

Цель проекта:

  • Изучить нетрадиционные техники рисования.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей художественно – творческие способности и активность в достижении цели.

2. Развивать свободу изобразительных движений руки, плавность, ритм движений.

3. Обучать техническим, изобразительным навыкам и умениям в нетрадиционных техниках.

4. Развивать творческое воображение.

5. Обучать детей техническим навыкам и умениям, от которых зависит качество и разнообразие изображаемых ребенком образов и объектов. Вызывать положительное, эмоциональное отношение к рисованию.

6. Формировать свободное владение изобразительными материалами.

7. Видеть красоту созданного изображения.

8. Расширять знания об изобразительном искусстве, обогащать представление о предметах и явлениях действительности.

Предполагаемые результаты:

  • формировать у детей элементарные знания о нетрадиционных техниках рисования.
  • формировать эстетические и нравственные чувства в процессе реализации проекта;
  • активизировать желание узнавать новое;
  • приобретать родителями знания и практические навыки при взаимодействии с детьми.

Предметно- пространственная среда:

  • Ноутбук
  • Дидактические картинки
  • Различные материалы в соответствии с техникой рисования

Продукт проектной деятельности:

  • тематическая выставка в уголке творчества;
  • компьютерная презентация по теме “Нетрадиционная техника рисования”;

Используемая литература:

  1. Давыдова Г Н «Нетрадиционная техника рисования».

2. Казакова Р Г Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование 2008 год.

3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Дет сад; день за днём. Учебное пособие 2010 год.

Интернет источники:

План-схема реализации проекта

“Волшебники”

Этап (сроки)

Основные направления реализации проекта

Материалы и средства реализации проекта

Примечания

1 этап

подготовительный

Формулирование проблемы, постановка цели, планирование деятельности

консультация для родителей

- выявление первоначальных знаний детей о нетрадиционных техниках рисования;

- информирование родителей о предстоящей деятельности;

- составление плана работы.

Дети, родители, воспитатели

Воспитатели, родители

2 этап

Основной-цикл практических дел

продуктивная деятельность

Январь:

1) Рисование на молоке.

Февраль:

1)Отпечатки- картинки;

2) Отпечатки листьев;

3)Монотипия.

Март:

1)Рисование мыльными пузырями;

2)Рисование мятой бумагой;

3)Рисование солью;

4)Кляксография;

5)Пластилинография.

Апрель:

1)Гратаж;

2)Фротаж;

3)Печать из ниток;

4)Рисование из ладошки.

Май:

1)Набрызг;

2)Рисование пальчиками и губкой для посуды.

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

3 этап

заключительный

Презентация проекта

- выставка детских работ (коллаж)

Воспитатели, дети , родители

Выводы по проекту.

  1. Детям удалось понять о нетрадиционных техниках рисования.
  2. Дети проявили интерес к созданию картин.
  3. Как и в любом виде занятий были проведены применены игровые методы.
  4. У детей наблюдалась сплочённость.
  5. Родители приняли участие в формировании понятий о нетрадицонных техниках рисования.

Достигнутые результаты.

1. Дети освоили нетрадиционные техники рисования.

2. Родители приняли участие в образовательном процессе.

Приложения.

Приложение 1.

Рисование на молоке

Даже сложно сказать рисование это, или просто интересный эксперимент. Хотя, наверное, и то и другое одновременно.

Но факт в том, что повторить пришлось три раза подряд. Святослав очень впечатлился процессом! Его глаза периодически округлялись, а рот расплывался в улыбке.

Поэтому, очень рекомендую провести этот эксперимент с ребенком, тем более для этого все ингредиенты всегда под рукой.

Итак, вам понадобится:

молоко

несколько емкостей с разбавленной краской. Я брала обычную гуашь разведенную водой

немного жидкого мыла.

Наливаем молоко в широкую тарелку.

Капаем разными красками и наблюдаем, как краска растекается, можно немного посмешивать цвета палочкой.

В завершение процесса, капаем жидкого мыла, либо обмакиваем ватную палочку в мыло и опускаем в тарелку.

И наблюдаем волшебство.

Приложение 2

Картинки-отпечатки

Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: #1055;енопластовая форма; #1050;арандаш; #1050;раска; #1050;исть; #1041;умага; #1041;аночка для воды.

Приложение 3

Отпечатки «листики»

Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: #1051;истик; #1050;раска; #1050;исть; #1041;умага; #1041;аночка для воды.

Приложение 4

Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: #1043;ладкая поверхность; #1043;уашь; #1050;исть; #1041;умага; #1041;аночка для воды.

Приложение 5

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: #1057;такан с водой; #1050;раска; #1052;ыльный раствор; #1058;рубочка; #1041;умага.

Приложение 6

РИСОВАНИЕ СМЯТОЙ БУМАГОЙ

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: #1057;алфетка/Бумажка; #1050;раска; #1050;исть; #1041;аночка для воды.

Приложение 7

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: #1057;оль; #1050;раска; #1050;исть; #1041;умага; #1041;аночка для воды.

Приложение 8

КЛЯКСОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.

Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть ... до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: #1040;кварель; #1058;рубочка; #1050;исть; #1041;умага; #1041;аночка для воды.

Приложение 9

ПЛАСТЕЛИНОГРАФИЯ

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: #1055;ластилин; #1054;снова; #1041;усины/Бисер; #1057;теки.

Приложение 10

ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).

Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: #1050;артон; #1055;астель масляная; #1043;уашь; #1047;убочистка/Спица; #1050;исть; #1041;аночка для воды.

Приложение 11

ФРОТТАЖ

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: #1055;лоский рельефный предмет; #1050;арандаш; #1041;умага.

Приложение 12

НИТКОГРАФИЯ

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: #1053;ить; #1050;раска; #1041;умага; #1041;аночка для воды.

Приложение 13

«Набрызг»

Работа в технике «набрызг» происходит в несколько последовательных этапов:

Смочить кисть в воде;

Убрать лишнюю жидкость, чтобы не было клякс;

Набрать кистью немного краски;

Взять кисть в левую руку, а плоскую палочку — в правую;

Отвернуть от себя щетину, держа приспособления над листом бумаги, быстро провести палочкой по поверхности волосков по направлению к себе, чтобы брызги полетели на бумажную основу будущего рисунка;

В зависимости от поставленной задачи покрыть брызгами нужных оттенков всё полотно или его отдельные участки.

Во время работы «набрызгом» можно менять направления руки и разбрызгивать краску горизонтально, по диагонали и др. Меняется и величина капель — её можно регулировать, приближая или отдаляя щетину от бумажного листка.

Приложение 14

Рисование пальчиками и губкой для посуды

ПУШИСТЫЙ ПАНДА

Вам понадобятся:

губка, цветной картон,гуашь или акриловая краска

НЕ МОЧИТЕ ГУБКУ! Все делается без воды!

1. Губку разрежьте так, чтобы получилось несколько фигур: круг или овал, похожие по размеру прямоугольники и маленькие треугольники.

2. На листе-основе нарисуйте большой овал, затем обмакните круглую губку в белую краску и, прижимая губку к листу бумаги, нарисуйте туловище. По краям овала губку прижимайте не слишком сильно — тогда шкура медвежонка получится пушистой.

3. Основание маленьких треугольников обмакните в черную краску и сделайте четкие отпечатки, изображающие уши и пятна вокруг глаз.

4. С помощью прямоугольных кусочков губки и черной краски изобразите четыре лапы.

5. Нанесите краску на кончик треугольной губки и изобразите коготки.

6. Тонкой кистью нарисуйте белый глаз, черный зрачок можно изобразить с помощью зубочистки.