ООД "Сошьем Дуне сарафан"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Гусева Наталья Валерьевна

Цель: Формировать у детей патриотические чувства, интерес к прошлому России; познакомить с русской народной одеждой, символикой вышивки, расширять знания о русской народной культуре:

вызвать интерес к рисованию узора по мотивам народного орнамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_izo_soshem_dune_sarafan.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ДС №5 «Крепыш»

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию

Тема: «Сошьем Дуне сарафан»

для детей старшей группы

воспитатель: Гусева Наталья Валерьевна

г.Мегион -2024

Образовательная область: художественно – эстетическая

Цель: Формировать у детей патриотические чувства, интерес к прошлому России; познакомить с русской народной одеждой, символикой вышивки, расширять знания о русской народной культуре:

вызвать интерес к рисованию узора по мотивам народного орнамента.

Программное содержание:

• Учить детей выполнять простейшие элементы русского народного орнамента;

• Упражнять в умении рисовать тонкие плавные линии концом кисти;

• Расширять и активизировать словарь детей словами: сарафан, рубаха, кокошник, косоворотка, лапти, орнамент.

• Развивать творческие способности, совершенствовать мелкую моторику;

• Развивать эстетические чувства, формировать нравственные качества

• Воспитывать у детей интерес к историческому прошлому своего народа, любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, доска, аудиозапись песни «Во кузнице», презентация «Русский народный сарафан», куклы в национальном русском костюме; иллюстрации к сказкам, фотографии с изображением народного костюма; фотографии картин известных художников, изобразивших русских красавиц в народной одежде; лист бумаги формата А3 с изображенным контуром русского костюма; кисть, краски.

Раздаточный материал: шаблоны русских сарафанов, краски, кисти, салфетки, стаканы – непроливайки.

Предварительная работа: дидактические игры: «Одень куклу», чтение русских

сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа «Как одевались на Руси»

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественного слова.

Ход занятия:

Дети входят в зал, приветствуют присутствующих.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня нарядилась, напекла пирогов, жду гостей издалека, а они что – то задерживаются! А вот и они! Проходите, гости дорогие! Красному гостю – красное место!

В зал входят мальчик и девочка в русской народной одежде:

Вместе: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Мальчик: Я – Иванушка! Девочка: Я – Марьюшка!

Воспитатель: Откуда вы, Иванушка и Марьюшка?

Мальчик: Мы явились из древней Руси! Сейчас наша страна называется Россия!

Девочка: Простите за то, что мы задержались! Дело все в том, что мы наряжались! Одели такой вот красивый наряд, хотели порадовать милых ребят!

Воспитатель: Дети, посмотрите, как наряжены наши гости! Вам нравится? Это русские народные костюмы. Вы хотите узнать об истории этой одежды?

Дети садятся на лавку. Воспитатель показывает картинки, фотографии с изображением народного костюма и рассказывает про одежду.

Воспитатель: Народный костюм – неотъемлемая часть русской культуры. По костюму можно было определить, откуда человек родом, чем занимался, его семейное положение и обычаи. В стародавние времена основой русского костюма была рубаха. Рубахи украшались по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой, узорными вставками и тесьмой. У мужской рубахи застежка была сбоку и называлась такая рубаха – косоворотка. Косоворотку подвязывали поясом – кушаком. Мужские брюки – штаны – шили всегда одинаково. Они были неширокие, синего или черного цвета. Иногда выходные или праздничные штаны шили в полоску.

Женщины носили одежду более сложную и многообразную. Главной частью женской одежды тоже была рубаха. На рубаху надевали сарафан. В простых семьях сарафаны шили из грубого сукна, а в богатых – из шелка и парчи. Сарафаны украшали тесьмой, вышивкой, затейливыми пуговицами и застежками. На голове женщины носили кокошник. Праздничный костюм отличался от повседневного. Головной убор, рубаху и сарафан богато расшивали вышивкой, бисером, самоцветными камнями. Настоящее произведение искусства! Это была не просто вышивка, узоры, это и еще и оберег. Оберег – от слов оберегать от всего плохого: от болезней, от бед, от плохих людей.

Воспитатель: Я приглашаю вас в небольшое путешествие! 1. «Библиотека».

Воспитатель: Мы отправляемся на экскурсию в библиотеку. В библиотеке сегодня выставка книг со сказками. Вы любите сказки? Вы узнали героев сказки? (ответы детей). Сказки придуманы народом очень - очень давно, поэтому современные художники, рисуя иллюстрации к сказкам, изображают героев сказок в той одежде, которую носили в стародавние времена.

Дети рассматривают иллюстрации к сказкам.

2. «Музей»

Воспитатель: Отправляемся в музей. Посмотрите, нас встречают народные куклы «Берегини». Таких кукол делали на Масленицу, наряжали их в традиционную русскую одежду (рубаха, сарафан, платок или кокошник). Одежду куклы украшали вышивкой, лентами. Считалось, что «Берегиня» хранит семью от бед, неприятностей.

3. «Картинная галерея»

Воспитатель: Мы пришли в картинную галерею. Посмотрите, здесь портреты русских красавиц в народной одежде. Эти портреты написали великие русские художники. (Читаю стих Владимира Садовника).

Русская красавица,

Как же хороша!

Счастьем улыбается

У тебя душа.

Русская красавица,

Нет тебя милей!

Ищут - зря стараются,

По земле по всей.

Мысли твои ясные

Миру не понять.

Ты - жена прекрасная,

И такая ж мать!

Ты - не вещь блестящая,

Кукла-манекен,

Душу настоящую Ближним даришь всем.

Сердце твоё чистое,

В нём корысти нет,

Очи же лучистые

Источают свет!

4. «Кинозал»

Воспитатель: Сейчас мы идем в кинозал. Рассаживайтесь удобнее и посмотрите на экран!

Показ презентации «Русский народный сарафан»

1 СЛАЙД «Русский народный сарафан» 2 СЛАЙД

Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что то означал:

3 СЛАЙД

Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

4 СЛАЙД

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

5 СЛАЙД

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.

6 СЛАЙД

Синий и голубой – цвет неба и воды. в синих сарафанах отмечали праздник Ивана купала.

7 СЛАЙД

Белый – чистота, честность, преданность.

Воспитатель: - В старину наши люди украшали свои изделия разнообразными узорами, узоры, повторяющиеся много раз называют орнамент. Каждый элемент узора тоже несет свое значение:

8 СЛАЙД

Крестик – огонь

9 СЛАЙД

Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей

10 СЛАЙД

Волнистая линия - вода

11 СЛАЙД

Цветок - радость

12 СЛАЙД

Круг - солнце

13 СЛАЙД

Воспитатель: - На Руси и стар и мал играли в хороводные игры. И в будни и в праздники и в любое время года водили хороводы. Хоровод символизирует солнце. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Воспитатель: - Хоровод – это круг, и солнце круг. Давайте встанем в круг и потанцуем.

Дети танцуют под русскую народную песню «Во кузнице».

5. «Мастерская художника»! Воспитатель: Отправляемся дальше! Мы пришли в художественную мастерскую Сегодня вы будете народными мастерами. Вы будете украшать сарафаны узором.

Показываю способ рисования элементов узора.

Какие формы, элементы можно использовать в узоре?

(Круги, ромбы, треугольники, веточки, галочки).

-Все эти элементы что – то обозначают.

-Как можно нарисовать силу воды? (Волнистой, прерывистой линией).

-Как изображали силу земли? (Точками, квадратами, ромбами).

-Что еще могли изображать на узоре? (Птичек – галочек, дерево – веточкой).

В процессе работы подхожу и спрашиваю у детей, что они рисуют, каким цветом и т. д.

Воспитатель: - Велика Россия - мать и талантлив наш народ.

Молва о Русских сарафанах на весь мир идет!

Молодцы ребята! Сарафаны получились на славу. Все разные и нарядные.

(сарафаны детей вывешиваются на выставку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

Проект на тему "Дунай родной - посёлок на берегу моря"

Этот проект разработан для детей средней группы. Он пзволит пополнить знания малышей об истории родного посёлка, воспитать чувство гордости за место, в котором мы живём, познакомит с основателями посё...

Сказка про волшебника Оха и Дуню ленивицу

Интересная сказка-мюзикл для постанвки с детьми подготовительной группы и начальной школы...

Конспект-занятия «Сошью Дуне сарафан»

Познакомить с русским народным костюмом (мужским и женским); формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; расширять словарный запас; развивать творчество, интерес к прошлому....

Конспект НОД по развитию речи (народной культуре) "Сошью Дуне сарафан")

Конспект НОД по развитию речи (народной культуре) "Сошью Дуне сарафан" для детей 3-4 лет....

Конспект занятия по народным костюмам "Сошью Дуне сарафан"

Конспект занятия по народным костюмам "Сошью Дуне сарафан"...

Талисман 2022 г. Пекин Бин Дунь Дунь

Бин Дунь ДуньТалисман олицетворяет силу тела и воли спортсменов!Автор талисмана: Цао СюэБин Дунь Дунь На современном китайском слово «бин» имеет несколько значений, но в первую очередь озн...