картотека Нетрадиционные техники рисования
картотека по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кудашкина Римма Ивановна

Адресовано для воспитателей и заинтересованных людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_netraditsionnyh_tehnik_risovaniya.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

нетрадиционные техники рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Возраст: от двух лет

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, гуашь, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки..

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчики и наносит точки, пятнышки на бумагу.на каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки

Способ получения изображения: ребенок опускает в ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого формата и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

Оттиск печатками из картофеля

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого формата и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Скатывание бумаги

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы:  салфетка или цветная двусторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага либо цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными : от маленького (яголка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Обрывание бумаги

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности:  фактура, объем.

Материалы: салфетка или цветная двусторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет обин рисунок на всез.0, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным.  Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки, и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Оттиск печатками из картофеля

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого формата и размера, кусочки поролона

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого формата и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск печатками из ластика

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого формата и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Восковые мелки + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: линия, пятно, фактура, цвет.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Оттиск смятой бумагой

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого формата и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и  смятая бумага.

Свеча + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: линия, пятно, фактура, цвет.

Материалы: свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечойостается не закрашенным.

Печать по трафарету

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половинку изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования  нескольких украшений.

Печать по трафарету

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочки либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон  к штемпельной подушке с краской  и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

«Знакомая форма – новый образ»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.

Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда). Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет.  Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура , к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой  его обводит.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло, (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Клаксография обычная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается Можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, Изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Клаксография с трубочкой

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так , чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Клаксография с ниточкой

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опыскакет нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение , оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придержывая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть , кусочек плотного картона либо пластика (5*5см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску накисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается над бумагой.

Отпечатки листьев

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью  (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев) целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист

Акварельные мелки

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Тычкование

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадрат из цветной двусторонней бумаги размером  (2*2см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа) карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивается карандаш, а свернуты квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Цветной граттаж

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: штрих, цвет, линия.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он всесь был  покрыт слоем воска.  Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом . после высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Возраст: от шести лет лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

Материалы: бумага, кисть, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуют пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того кА с него сделан оттиск, , оживляется красками. Чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем он накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Источник: Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ под ред. Р.Г, Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека нетрадиционных техник рисования

Картотека содержит краткое описание нетрадиционных техник рисования....

Картотека нетрадиционных техник рисования

В картотеке представленны нетрадиционные техники рисования для детей 3-5 лет...

Картотека нетрадиционных техник рисования

У детей дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения. Это мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми,  далекими от реал...

Картотека "Нетрадиционные техники рисования"

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует ...

Картотека нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров....

Картотека нетрадиционных техник рисования

Нетрадиционные техники рисования...

картотека нетрадиционной техники рисования

Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном - обыкновенное и обыкновенное - в необыкновенном. Дени Дидро...