Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе “Изостудия” «Озорные горошки на чашке и ложке»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Бадамшина Ирина Рафиковна
Целью занятия является формирование у детей представления о ценности изделий прикладного искусства хохломы через изодеятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_kruzhok.docx430.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 98 комбинированного вида”

Конспект итогового занятия

по дополнительной общеразвивающей программе “Изостудия”

«Озорные горошки на чашке и ложке»

в старшей группе №3

Подготовила:

воспитатель

Бадамшина И.Р.

Саранск, 2024

«Озорные горошки на чашке и ложке» -

рисование по мотивам хохломской росписи

     Цель: формировать у детей представление о ценности изделий прикладного искусства хохломы через изодеятельность.
     Задачи:

- продолжить знакомство детей с новым видом декоративно-прикладного искусства - хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий.

- учить детей рисовать элементы хохломской росписи: ягоды, травка, листики, завиток, капелька, усики и т. д.

- развивать умение детей расписывать изделия в соответствии с изучаемым видом искусства.

- воспитывать любовь к искусству, любовь к прекрасному, интерес к познанию русской народной культуры.

     Материалы и оборудование: хохломские изделия, образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка). заготовки-шаблоны хохломской посуды (на каждого ребенка), кисти, тычки, гуашь, стаканчики с водой, салфетки на столы, салфетки для рук.

      Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства, чтение стихов о русских народных промыслах.

Ход занятия:

Организационный момент

    Воспитатель: Колокольчик озорной

                          Ты ребят в кружок построй.

                           Собрались ребята в круг,

                           Слева – друг и справа – друг.

                           Вместе за руки возьмёмся

                           И друг другу улыбнёмся.

      Ребята, сегодня на занятии у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

Дети садятся за столы.

 Основная часть

     Воспитатель: Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир ярких красок.
На столе представлена посуда с хохломской росписью.

Воспитатель:           Посмотрите, посмотрите, сколько яркости вокруг.

                                    Разве это не красиво? Аж захватывает дух!

Посмотрите, посуда для кашки-окрошки,

Чудо - блюдо да чашки, ложки!

Откуда посуда? Да к нам приехала сама

Золотая Хохлома!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду птица – золотое крыло.

Полюбуйтесь на предметы, расписанные узором хохломской росписи, ребята, да послушайте легенду о хохломской росписи.

     Воспитатель: «Давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар - птица. Он и ее угостил. Птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».

      Была и еще одна история в селе Хохлома:

     «Жил мужичок, у которого большого богатства не было, но он был очень талантливым. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то царь его спросил: - Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

       И правда, посуду опустишь в воду – а она не тонет, потому что сделана из дерева. А когда художник покрывает расписанную посуду лаком, да не один раз, а 5-6, потом в печь поставит, вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак пожелтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.

А сейчас ребята немножко отдохнем.

Физкультминутка
На столе хохломской самовар, очень важный, из носика пар.
(руки на поясе, повороты туловища с «пружинкой»).
А вокруг расписные чашки, нет посуды хохломской ярче.
(кружиться руки на поясе)
Рядом с ними золотые ложки, на них «травка» - это древняя роспись.
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
Вот с малинками поднос, он нам все это принес.
(взяться за руки, образовать большой круг)
Хохлома, да хохлома , наше чудо – дивное! (кружатся на топающем шаге)
Мы рисуем хохлому (присесть) красоты невиданной!

(встать, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку).

      Воспитатель: Ребята, присаживаемся и продолжим беседу.

     Вот пришло время мастеру за кисть браться. А как же расписывают эту посуду?

     Элементы для росписи мастера-художники брали из жизни – это травинки, ягоды, листики, цветы, птицы.

    Какие основные цвета в росписи? (красный, черный, зеленый, желтый, золотой)

     Какие чувства символизируют эти цвета? (красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, зеленый – цвет жизни, природы, черный – цвет земли, торжественность)

      Главный элемент росписи – травка.

      Как нужно рисовать травку? (концом тонкой кисти)

      В хохломе завивающаяся травка называется «Кудрина».

«Ягодки» - обычно наносят по три или веточкой (смородина). Для рисования ягодок можно использовать кисть или тычок.

«Усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины.

«Завитки» – выполняются с легким нажимом в середине элемента.

«Осочки» – выполняются легким движением кончика кисти сверху вниз.

Черной краской делают оживку – тоненькие веточки и травинки.

     Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Орнамент не должен прерываться.

          Воспитатель: А теперь, когда мы с вами узнали секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду.

    Но для того, чтобы работы у вас получились красивые и аккуратные, необходимо поработать с нашими пальчиками.

     Играет народная мелодия. Дети повторяют за воспитателем движения пальчиками. Показ воспитателем за столом.

      Воспитатель: Ноги вместе, руки на месте, локти у края, спина прямая. Молодцы!

Пальчиковая гимнастика

С ветки ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

(дети «срывают» ягоды и «кладут» в ладошку)

Я попробую немножко

(щепотку поднести ко рту)

Я поем еще чуть-чуть-

Легче будет к дому путь!

(движения пальцев по столу)

Я поем ещё рябинки,

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять….

(загибаем пальчики)

Снова буду собирать.

     Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат шаблоны различной посуды. Представьте, что мы с вами в мастерской и вы народные умельцы.

      Каждый из вас должен выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им свой шаблон посуды.

    Воспитатель. Ребята, давайте вспомним последовательности рисования хохломских узоров. Что мы рисуем сначала?
   Дети: Сначала мы рисуем центральную ветку.
   Воспитатель: Что мы рисуем потом?
   Дети: Потом мы рисуем крупные элементы: ягодки, цветочки, листики. 
   Воспитатель. А что потом рисуем?
   Дети: Потом рисуем вокруг крупных элементов мелкие: завитки, травинки, усики, капельки.
    Воспитатель: Не забывайте: кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса. А теперь начинайте работу.
    Рисование проходит под тихую спокойную музыку. Во время работы воспитатель следит за правильной осанкой детей, за правильным размещением центральной линии, за различным изображением завитков, за правильным подбором средств изображения ягод и листьев.

       Самостоятельная работа детей.

Итог занятия

     Выставка готовых работ детей

      Воспитатель: Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась посуда, яркая, красочная, праздничная. Какие работы получились самые выразительные и аккуратные.

      Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры?
Где живут хохломские мастера? (за Волгой - рекой).
Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду).
Из чего делают эту посуду? (из дерева).

      Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

     Назовите элементы узора в хохломской росписи (Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики, листочки и ягодки).

      А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).
Молодцы, ребята!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

    Мы с вами ещё будем знакомиться с элементами хохломской росписи. А сегодня вы молодцы! Поработали на славу!

https://www.maam.ru/illustrations/33/medium/item_349.jpghttps://www.maam.ru/illustrations/33/medium/item_349.jpg

https://img.razrisyika.ru/img/83/900/331750-raskraska-radostnaya-hohlomskaya-lozhka.jpg

https://funsn.ru/wp-content/uploads/img/116/13/1151209-funsn-ru-derevyannaya-lozhka-raskraska-dlya-detey.jpg

https://polinka.top/pics1/uploads/posts/2024-01/1704586770_polinka-top-p-lozhka-kartinka-dlya-detei-narisovannie-36.jpg

https://grizly.club/uploads/posts/2022-12/1670544531_grizly-club-p-khokhlomskaya-rospis-elementi-uzora-dlya-d-15.jpg

http://cf2.ppt-online.org/files2/slide/s/Skda0yZex6ij5FOEBQlD1YbPWTrquNmUIVt8fpgR9/slide-15.jpg

https://rulend.ru/images/products/40/83/90/4083904-3.jpg

https://goods-photos.static1-sima-land.com/items/6051427/1/700-nw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальный календарь" - конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе по вокалу "Музыкальные бусинки"

конспект занятия по дополнительной общеразвивающей услуге по вокалу "Музыкальные бусинки"...

Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе по обучению в сенсорной комнате "Под дождем"

Конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе по обучению в сенсорной комнате "Под дождем"...

конспект занятия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Пластилиновая страна" пластилинография "Красивая чашка"

Продолжать развивать умения детей лепить в технике пластилинографии. Развивать творческие способности....

Конспект итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи».   Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,«Художественно-эстетическое ра...

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе лаборатория «Умники и умницы» Тема: «В поисках электричества»

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе лаборатория «Умники и умницы» Тема:   «В поисках электричества»...