Семинар - практикум «Взаимодействие воспитателя с педагогом дополнительного образования»
статья по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Булатова Ирина Петровна

Взаимодействие воспитателя с педагогом дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар практикум26.54 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Куртамышский детский сад № 9»

Семинар - практикум

 «Взаимодействие воспитателя с педагогом дополнительного образования»

 

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Булатова Ирина Петровна

2024г

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка дома, в детском саду, а потом и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.

Ребенок на занятиях по изодеятельности не только приобретает знания о предметах и явлениях, средствах и способах их передачи, но и углубляет свои представления об окружающем мире, осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями. Дети учатся осознанно их использовать в своих сюжетах. Чтобы руководить детской творческой деятельностью от воспитателя и педагога дополнительного образования требуется знание специфики творчества ребенка, умение тактично способствовать приобретению необходимых навыков.

Что же собой представляет творческий потенциал ребенка дошкольного возраста?

Мы должны помнить, что создать объективно новое ребенок-дошкольник по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков, умений) не может. И все же, хочу сказать, что в процессе творческой деятельности ребенок получает такое разностороннее развитие, которое имеет огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество.

Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая, наклеивая, ребенок накапливает свои знания, умения, увеличивает свой творческий потенциал, создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя.

Творческий потенциал детей возрастает с их возрастом.

Дети с возрастом приобретают знания, умения, обогащают свой творческий потенциал и имеют возможность свободного творческого применения его.

Накопление творческого потенциала происходит от группы к группе и не только на занятиях рисованием, но и на занятиях аппликацией, лепкой.

Творческая активность будет развиваться, расти в том случае, если воспитатель, педагог и семья будут работать вместе, сообща.

Поэтому с родителями и воспитателями всех возрастных групп  проводятся различные беседы и консультации. Помимо бесед и консультаций регулярно проводятся тематические выставки совместных работ детей и родителей и индивидуальная выставка лучших детских работ Яркий город».

Рисование в детском саду занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.

Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения; одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Первая младшая группа

- вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами для рисования;

-научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм;

-знакомство детей с цветом. Первое занятие всегда начинается со знакомства с бумагой и карандашом. На протяжении всего года идет закрепление материала.

Вторая младшая группа 

- научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;

- применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;

- обучение промыванию кисти - этот процесс требует от ребенка аккуратности и терпения;

- сочетание нескольких форм в одном предмете — снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольник.

 Средняя группа 

- развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;

- совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками;

- развитие способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но различающихся по ширине, длине, размеру;

- новое в обучении - передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.

 

Старшая группа

- совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения;

- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

- вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек;

- научить передаче в рисунке несложных движений;

- развивать и совершенствовать чувство цвета;

- развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью);

Подготовительная группа 

Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве. В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

Творческий потенциал сам по себе не развивается. Для этого необходимы условия, которые мы должны создать в своей работе.

Первое – приоритетное внимание  уделять игре, рисованию, лепке, аппликации. Использовать в занятиях театрализованную и музыкальную деятельность.

Второе – содержательная составляющая занятия должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции, использовании разных методов и приемов работы с детьми.

В своей практике я часто сочетаю рисование и аппликацию; рисование и музыку; рисование и литература и др.

Многие занятия у меня начинаются с театрализации: приход сказочных персонажей.

Третье условие – использование дидактических игр, дидактических ситуаций, решение их с помощью рисования, аппликации.

В четвертых – я всегда помню о вариативности изображаемого. Для этого используются различные нетрадиционные техники рисования.    

В пятых – надо всегда помнить о тактичности, об уважении к творчеству ребенка, к результатам его деятельности. На всех занятиях создавать доброжелательную атмосферу, хвалить детей за великолепные работы, предлагать высказаться, кому можно подарить свою работу, как ими украсить группу.

И последнее – нельзя излишне опекать ребенка, педагог должен доверять ему. Именно доверие будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

Из всего вышеизложенного хочу подчеркнуть, что развивая творческий потенциал детей на занятиях по изодеятельности, мы, педагоги, способствуем, помогаем ребенку испытывать разнообразные чувства, получать новые знания и навыки. Ведь каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Ребенок проявляет творчество не только когда сам придумывает тему, но и когда действует по заданию воспитателя или педагога, определяя композицию, цветовое решение, различные выразительные средства. И это будет возможно, если у ребенка накоплен творческий потенциал, имеются знания и умения в работе с различным материалом.

Закончить свое выступление хочу высказыванием Смольяникова И.Ф.: «Чтобы открыть детям глаза на окружающий мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей, педагогов в детском саду, родителей дома ». И поэтому мы с вами должны сделать все возможное, чтобы малыш увидел, как прекрасен окружающий мир, полюбил его.

  

Практическая часть

      Термин творческие способности можно использовать, применяя не только к изобразительной деятельности или игре на сцене, но и к любым и совершенно разным жизненным ситуациям и в профессиональной сфере человеческой деятельности. В последние годы появился новый термин - креативность, который активно применяется в психологии, профессиональной сфере и в быту, характеризующий яркие творческие качества человека, живость ума, нестандартность, находчивость в любой сфере деятельности.

      Работая с детьми, я отмечала, что включение в процесс работы на занятиях различных новых методов и приемов, развивающих фантазию, воображение и образное видение, позволяет расширить творческий потенциал учащихся, более эффективно выполнить творческое задание.

      Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них - тест Торренса. Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат. Э. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста - «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993-199

       В качестве диагностических заданий я использую некоторые методики   Э. Торренса. Для определения уровня художественно – творческого развития детям предлагаются следующие задания:

1. Дорисуй геометрическую фигуру

2. Весёлые картинки

1. Методика Э.Торренса «Дорисуй геометрическую фигуру» (с воспитателями)

 

2. Педагогическая ситуация

Воспитательница организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины.

Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:

- Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз – книгу о русской живописи.

- А где эти картины? – спросил кто-то из воспитанников.

- Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех посмотреть.

Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.

Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми
  3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной формы организации обучения?

Игра с воспитателями «Картина в рамке»  

Консультации и памятки:

- «Малыш начинает рисовать» (первые младшие группы)

- «Учить цвета просто и весело» (вторые младшие группы)

- «Игры с рисунками» (средние, старшие и подготовительные группы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»

Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и то...

Особенности организации деятельности воспитателей и воспитанников дошкольного учреждения в ходе реализации программы по формированию навыков иноязычной речи (консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования (английский язык))

Консультация раскрывает особенности взаимодействия воспитателей и педагогов английского языка по формированию навыков иноязычной речи и детей дошкольного возраста....

Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»

Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему:«Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»Несформированность графических ...

Мастер-класс для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Развитие речи детей с использованием игровых технологий»

Представление опыта работы по речевому развитию детей в разновозрастной студии. Участники мастер-класса через погружение в игровую ситуацию пробуют себя в разных социальных ролях, развивают устную и п...