Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий
статья по рисованию

Попова Людмила Борисовна

Одной из главных задач дошкольного образования на современном этапе является воспитание человека культуры. Человека, способного не только воспринимать то или иное художественное явление в контексте различных видов искусства, но и стремящегося к общению с искусством, духовно совершенствующегося благодаря этому общению

Воображение имеет большое значение в жизни дошкольника. О его наличии мы можем судить по тому, как он внимательно слушает сказки, одушевляет в игре предметы и разыгрывает с ними сюжет, строит что-либо из конструктора, рисует предметы, явления природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий

Автор: Попова Людмила Борисовна

Организация:  ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района  г. Санкт-Петербурга

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

  • Возможности использования нетрадиционных художественных технологий в процессе развития воображения дошкольников.

Понятие нетрадиционных технологий в образовании.

  • Понятие техники в изобразительной деятельности
  • Выбор нетрадиционных техник изображения для развития

творческого воображения детей

Актуальность темы

        Одной из главных задач дошкольного образования на современном этапе является воспитание человека культуры. Человека, способного не только воспринимать то или иное художественное явление в контексте различных видов искусства, но и стремящегося к общению с искусством, духовно совершенствующегося благодаря этому общению

Воображение имеет большое значение в жизни дошкольника. О его наличии мы можем судить по тому, как он внимательно слушает сказки, одушевляет в игре предметы и разыгрывает с ними сюжет, строит что-либо из конструктора, рисует предметы, явления природы.  

Возможности использования нетрадиционных художественных технологий в процессе развития воображения дошкольников

Понятие нетрадиционные технологии предполагают отличие от классической структуры за счёт использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения НОД, оставив неизменным главное

 Разнообразные нетрадиционные технологии предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей

Среди них:

-  изотерапия – лечение посредством изобразительной деятельности;

- музыкотерапия – терапия через музыку, куда входят музыкопсихотерапия,  музыкосамототерапия, кинезитерапия;

- имаготерапия – терапия через образ, куда входят такие виды как: куклотерапия, психодрама, сказкотерапия.

Понятие техники в изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования?

Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику.

Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет».

Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого.

В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием.

Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).

Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.

Выбор нетрадиционных техник изображения для развития творческого воображения детей

Нетрадиционные техники рисования ориентированы на развитие не только творческого воображения, но и мышления, памяти, внимания, интереса, мелкой моторики, а также на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.         Ребенок воспринимает занятие с применением нетрадиционной техники рисования как игру, и это доставляет ему двойную радость.  На основе анализа методической литературы мы отметили, что педагоги рекомендуют в работе по развитию у детей дошкольного возраста творческого воображения использовать следующие виды нетрадиционных техник изображения: монотипия, кляксография и задания по типу кляксографии, рисование цветными нитками. Проведя анализ опыта работы Долбушинской основной школы, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие как граттаж, печать от руки, рисование по сырой и мятой бумаге, рисование цветной манкой, монотипия, рисование цветными нитками и кляксография. Из большого арсенала видов нетрадиционных техник мы остановили свой выбор на следующих:

- монотипия,

- кляксография,

- рисование нитями.

Выбор этих техник не случаен:

- во-первых, они наиболее благоприятны для развития творческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;

- во-вторых, они доступны в техническом отношении детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- в–третьих, процесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Краткая характеристика выбранных нетрадиционных техник изображения:

Одной из простейших графических техник считается  -  монотипия.  Благодаря этой технике оттиск изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что сообщает ему особую прелесть. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название - монотипия (от греческих слов monos - один, единый и typos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое.

Важно, чтобы рядом всегда был взрослый. Ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого. Иначе в случае неудачи ребенок надолго потеряет к занятиям всякий интерес. Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру.

Следующая техника - «кляксография» (по определению О. Белобрыкшиной). Начинать работу рекомендуется с более простых заданий. Воспитатель заранее готовит листы с цветными кляксами. Форма цветных пятен сама по себе должна быть необычной, вызывающей у ребенка ассоциации, желание дополнить образ. Затем можно предложить ребенку самому выполнить работу от начала и до конца. Сделать кляксу более интересной и выразительной можно путем ее раздувания. Предложите ребенку поставить большую яркую кляксу, взять трубочку для коктейля и осторожно подуть на каплю... Она побежит вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. Можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета.

Второй вариант кляксографии, заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Ниткография – удивительная техника рисования, другими словами - «рисование нитками».

Первый вариант ниткографии - «Цветные нитки»

Возьмите нитки длиной 25—30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите  как захочется - на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу.

Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу и разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдёргивайте одну нитку за другой. Разверните лист. Полученное изображение можно дорисовать до целостного образа, а можно соотнести его с каким-либо чувством, настроением.

Вторым способом с помощью этой техники можно создавать яркие картины без использования кисточек и красок, лишь с помощью нитей и клея. Изображение, выполненное в этой технике, получается объемным, фактурным, завораживающим и кажется «живым», в отличие от обычных контурных изображений. Такая техника рисования доступна даже маленьким детям, так как она проста в выполнении и вызывает интерес у детей. Яркие и приятные на ощупь нитки действуют успокаивающе на детей. Занятие рукоделием развивает интерес детей к декоративно-прикладному искусству. Такая ниткография, сделанная детскими ручками, уникальна, несет в себе неповторимую положительную энергетику.

Таким образом, использование разнообразных нетрадиционных техник рисования содействует развитию творческого потенциала детей, стимулирует познавательную активность, свободу самовыражения средствами изобразительного искусства. Нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и, самое главное, уверенность в себе. Дошкольники приобретают бесценный опыт эстетического восприятия и познания окружающего мира.

Нетрадиционные техники рисования по характеру мотивации, логике процесса познания, работе воображения, фантазии очень близки игровым технологиям, органично вписываются в контекст любой игры, а с учетом того, что игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является ведущей, – становятся естественными мотиваторами познания ребенком мира и самого себя.

Список используемых источников

1. Шинкарёва Н. А., Григорьева О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000

3. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5      

4. Погодина С. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография. Ст. 7

5. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Просвещение, 2014. 197 с  

6. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2

7. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996

8. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004

9. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7

10. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - №3-4

11. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч - 1993 - №2

12. Страунинг, А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. [Текст] / А.М. Страунинг– Обнинск, 1996

13. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11

14. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8

15. Чушкина О.А., Чернобровкин В.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.;

URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18405 (дата обращения: 02.04.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Методика работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник изображения"

Проведя анализ опыта работы МДОУ «Детский сад №44» г.о. Саранск, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие...

Развитие воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования

Развитие воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования...

Статья "Нетрадиционные техники рисования как средство развития воображения детей"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

“Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий”

ldquo;Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий&rdquo...

Статья “Развитие воображения детей средствами нетрадиционных технологий”

Воображение имеет большое значение в жизни дошкольника. О его наличии мы можем судить по тому, как он внимательно слушает сказки, одушевляет в игре предметы и разыгрывает с ними сюжет, строит что-либо...