Конспект НОД по рисованию на тему «По мотивам городецкой росписи»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Комакова Ирина Анатольевна

Обучающие задачи:

Образовательные: учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, рисовать элементы кистью.

Развивающие: продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы; выбирать материал для рисования по своему желанию; закреплять технические навыки и умения в рисовании.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, желание оказать помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodets.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «По мотивам городецкой росписи»

Цель: продолжать знакомить с городецкой росписью.

Вид занятия: интегрированное

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Форма организации: групповая

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Обучающие задачи:

Образовательные: учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, рисовать элементы кистью.

Развивающие: продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы; выбирать материал для рисования по своему желанию; закреплять технические навыки и умения в рисовании.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, желание оказать помощь.

Материалы и оборудование: изделия с городецкой росписью, гуашь соответствующих городецкой росписи оттенков, образцы поэтапного рисования «листьев», «купавки», «бутона», шаблоны разделочной доски светлого оттенка, кисть, баночка с водой, салфетка.

Словарная работа: оживка, теневка, подмалевок.

Предварительная работа: рассматривание городецких альбомов, раскрашивание в раскрасках городецких узоров, чтение рассказа о Городце и истории его возникновения.

Ход занятия:

1.     Организационный момент

Дети рассаживаются на стульчики.

Чтение стихотворения:

 Нарисуем мы цветы,

Небывалой красоты

И «розаны» и «бутоны».

Что бы ожили цветы,

Нарисуй оживку ты.

Да добавь еще листочки

Ведь без листьев нет цветочка.

Вот тогда-то Городец

Ты не спутаешь вовек.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?

Дети: Городецкая роспись

Воспитатель: А вы хотели бы узнать, откуда появились эти предметы? (Обращаю внимание детей к фотовыставке изделий народного промысла г. Городца).

2.     Введение в тему

Рассматривание фотовыставки изделий городецких мастеров с элементами беседы и рассказа воспитателя о Городецкой росписи.

 Воспитатель: В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева.

Сегодня мы рассмотрим деревянные изделия с росписью, которые изготавливают в городе Городце. На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. Жители этого города и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все. Начиная роспись с прялок, городецкие мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах, даже на домах и кораблях. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы.

Показ образца городецкой росписи (определение элементов, составляющих узор – купавка, розан, бутон, его колорит).

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы побывать в роли городецких мастеров?

Дети: Да!

Воспитатель: Перед тем, как вы приступите к рисованию, я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы пойдем по лугам  (дети шагают на месте)

С яркими цветами.

Сказочные те цветы    (руки вверху, наклоны вправо-влево)

Нарисуем сами.

Здесь ромашки и бутоны   (указательными пальцами обеих рук

Словно капельки росы,             в воздухе изображают капельки)

Расцветают здесь розаны      (круговые движения руками перед собой)

Удивительной красы

Городецкий конь бежит,       (руки в замок, перед собой, ноги согнутые в                           колене вперед поднимаем)

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают              (руки в сторону, машем руками)

И купавки расцветают.          (присесть, встать медленно,

                                                   изображая руками распустившийся цветок)

 Воспитатель: Теперь, ребята, предлагаю Вам раскрасить деревянную доску.

3. Основной этап

Продуктивная деятельность: рисование.

Объяснение:

Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т. к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой, на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен.

Купавка выполняется розовым цветом, а бутон - голубым. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.

Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У купавки центр рисуют вверху цветка, у бутона он вверху слева или вправа. Край бутона обозначают дужкой. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.

Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Сегодня вы нарисуете букет. Посмотрите, внизу доски расположена купавка, вверху три бутона. Два бутона «смотрят» в разные стороны – один влево, другой вправо. Бутон, который расположен выше всех, «смотрит» вверх.

Начало работы: (сопровождается показом элементов рисования)

Сначала нужно нарисовать круги и листья. Большой круг располагается внизу доски. Он рисуется розовым цветом, бутоны наверху голубым (вспоминаем, как получить розовый и голубой цвет), далее рисуем листики.

Пока краска сохнет, давайте разомнём наши пальчики

 Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

 Городецкие узоры хороши!    (сжимают пальчики в ладошке)

Погляжу я на картинки,   (показывают ладошки)

Улыбаюсь от души!   (самомассаж уголков губ)

Розовые, жёлтые, синие, зелёные, (прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)

Распустились розаны  (раскрыли ладошки)

На доске берёзовой. (сложили ладошки тыльной стороной)

А купавки нежные  (нажимают поочередно на серединку ладошки)

Кажется, качаются, (раскачивают ручками)

А бутоны толстые распускаются! (показывают раскрывающийся бутон)

 Воспитатель: Потом делаем теневку. На каждом круге изображаем маленькие кружки – «глазки», красный на розовом бутоне, синий на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. На купавке рисуем дужки. Под кружками бутонов рисуем дужку.

В заключении делают оживку на купавке, бутонах и листьях белым цветом.

(Индивидуальная помощь и пояснение в процессе изобразительной деятельности).

Если у некоторых детей элементы в узоре будут расположены далеко друг от друга, то предложить им нарисовать еще листья между бутонами, напомнив, что городецкие мастера рисуют узоры.

4. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, посмотри, какие прекрасные цветы у вас получились (Рассмотреть все получившиеся работы, выделить самые аккуратные, плотные). Вам понравилось быть в роли мастера по раскрашиванию деревянных изделий?

Дети: Да!

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось или понравилось?

Дети: (ответы)

 Воспитатель: Вы все большие молодцы! В следующий раз мы будем постигать новые техники разукрашивания. А какие, вы узнаете на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию «РОСПИСЬ СТАКАНЧИКА» (по мотивам городецкой росписи) в коррекционной группе

Конспект предназначен для детей коррекционной группы, старшего возраста. Знакомство с элементами городецкой росписи....

Конспект НОД Декоративное рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи). Средняя группа.

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе (по мотивам дымковской росписи)....

Конспект НОД по декоративному рисованию "Роспись доски по мотивам городецкой росписи"

Конспект НОД по декоративному рисованию "Роспись доски по мотивам городецкой росписи"...

Занятие в подготовительной группе на тему "По мотивам городецкой росписи"

Занятие в подготовительной группе на тему "По мотивам городецкой росписи"...

Технологическая карта для детей дошкольного возраста подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию( рисование) на тему : " По мотивам дымковской росписи".

Технологическая карта для детей дошкольного возраста подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию( рисование) на тему : " По мотивам дымковской росписи" помогает воспитат...

Конспект НОД Декоративное рисование «Украшение платочка» (По мотивам дымковских росписей) Средняя группа

Задачи: знакомить детей с росписью дымковских  игрушек (коней, птичек, барышень), учить видеть ее красоту. Учить выделять элементы узора (прямые линии, точки и мазки). Учить равномерно,  по ...

Конспект НОД Декоративное рисование «Украшение платочка» (по мотивам дымковской росписи).

Конспект НОД Декоративное рисование «Украшение платочка»(по мотивам дымковской росписи)....