Конспект МК Роспись дощечек гжель
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Иванова Эльвина Сагитовна

Конспект МК Роспись дощечек гжель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_gzhel.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад комбинированного вида №1” городского округа Самара

Конспект мастер-класса

для детей группы дошкольного возраста №46 (6 - 7 лет)

на тему: «Роспись деревянной доски в технике «Гжель»

Подготовили:

Иванова Эльвина Сагитовна,

воспитатель

Поповская Светлана Ивановна,

воспитатель

Самара, 2025

Цель: обучение детей росписи деревянных досок по мотивам узоров «Гжель».

Задачи:

Образовательные:

  • расширять знания детей об истории гжельского промысла;
  • закреплять умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи «Гжель»: точки, прямые и волнистые линии, цветы, листья, сеточку.

Развивающие:

  • развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть;
  • развивать творческие способности детей;
  • способствовать развитию детского воображения, художественного творчества. 

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к изучению народных промыслов; 
  • воспитывать аккуратность в работе. 

Материал: дощечки из дерева, акриловая краска белая и голубая, кисточки разного размера, палитра для смешивания красок, стаканчики для воды, салфетки, иллюстрации изделий гжельских мастеров.

Ход занятия.

-        Ребята, послушайте стихотворение, которое вам я прочитаю и попробуйте догадаться, о чем мы с вами сегодня будем говорить.

Городецкая доска

Была доска некрашеной,

Обычной, неприглядной.

А стала разукрашенной

И празднично нарядной.

В руках умельца доска

Узором заиграла,

Гирляндою из розочек

Украшена по краю.

Вот барышня – красавица

Идёт по Городцу

И, видно, очень нравится

Лихому молодцу.

А молодец на конике

Красуется верхом,

Фуражечка-то новенька,

Поддёвочка на нём.

Ах, милая провинция

В сюжетах Городца!

Талантами гордиться ей,

Которым нет конца!

Куплю я эту доску,

В цене не поскуплюсь.

Ах, с городецкой розочкой

Я сердцем веселюсь!

-        Ребята, вы догадались о какой росписи мы сегодня будем говорить на занятии? (Гжель)

-        Правильно, сегодня мы с вами продолжим знакомится с росписью Гжель.

-         Мне бы хотелось вас познакомить с этим видом росписи поближе. Я хочу рассказать вам старинную легенду «Синее чудо Гжели».

Давным-давно это было.  В российском государстве, недалеко от города Москва, среди леса стояла деревня с интересным названием Гжель. Жили в этой деревеньке чудо-мастера. Издревле делали эти мастера посуду из белоснежной глины. А чтоб глина твердая да прочная была, обязательно обжигали ее в печи при высокой температуре.

Думали-думали мастера, как бы им лучше мастерство свое показать, как людей удивить да свой край прославить, и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. А чтоб она красивой была, придумали на ней узоры рисовать. Только как узор такой придумать, чтоб он всем понравился? Вышли они на улицу, а вокруг невероятная красота: разлилась по небу синь-синева с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, голубая гладь рек и озер, а над ними белый туман расстилается. И задумали мастера перенести эту синеву на белый фарфор.

 Стал тут каждый мастер своё умение показывать. Один из мастеров слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется (показ картинки). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (показ картинки).

Третий мастер поразился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он шкатулку в виде рыбки сказочной (показ картинки). Улыбается рыбка и кажется, будто хвостом она помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась шкатулка.

Понравилась нарядная посуда народу, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная Гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

-        Понравилась вам, ребята, легенда?

-        Из чего гжельские мастера делают свои изделия? Какие цвета используют? (белая глина. Цвета – синий и голубой)

-        Молодцы!

-        Предлагаю вам отдохнуть

Физминутка «Гжельская посуда»

Вот большой красивый чайник

«надуть» щёки

Он посуды всей начальник

одна рука на поясе другая изогнута, как носик

Рядом с ним красотки чашки,

Очень хрупкие милашки

руки на поясе, повороты влево-вправо

И фарфоровые блюдца:

Рисовать круги указательными пальцами рук

Только тронешь –

разобьются

Хлопнуть в ладоши,

повернуться вокруг себя

На поднос поставим вас,

Чаем угостим сейчас!

Соединить руки в кольцо

Поставить руки на пояс, покачать головой

-        Давайте рассмотрим посуду и назовем, какие элементы в росписи Гжель имеются (капля, точки и линии, травка, цветок).

-        Как вы думаете, с помощью каких приемов можно нарисовать такие тонкие травинки, спирали, волнистые линии? (ответы) Правильно, их рисовать нужно самым кончиком тонкой кисти. А лепестки цветов и капельки? (ответы) Верно, толстой кистью, чтобы получился «мазок с тенью».

-        Давайте и мы с вами попробуем стать гжельскими мастерами и выполним заказ? Согласны? (Да)

-        И у нас уже имеется заказ! Нужно расписать деревянные доски по мотивам росписи «Гжель». Для начала, давайте разомнем с вами наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну.

Затем руки я помою

Пальчик в пальчик я вложу

На замочек их закрою

И тепло поберегу

Выпущу, я пальчики

Пусть бегут, как зайчики.

-        Начинаем творить волшебство – распишем деревянные доски. Почему волшебство? Потому что каждый художник, немного похож на волшебника. Вы знаете, что обычно для росписи «Гжель» используют голубые и синие оттенки. Но так было не всегда. Когда она только появилась, о была разных цветов.

Вам уже знакомы элементы гжельских узоров. А вот использовать для росписи оттенки синего или другие цвета, можете решить сами.

Когда ваши работы будут готовы, устроим выставку. Во время рисования не забывайте об осанке.

-        Начнем с того, что в центре нашей доски нарисуем цветок. По краям цветка расположим веточки. Как мы будем рисовать саму ветку? (кончиком кисти) А листья? (примакиванием) По краям нашей доски можно нарисовать волнистую линию.

Дети расписывают деревянные доски. По окончании работы:

-         Мне очень нравятся ваши работы. Молодцы! Посмотрите, были белые дощечки, а теперь расписные. Давайте устроим выставку. Пусть все смотрят, любуются вашими работами.

Размещают работы на выставке

-        Ребята, о какой росписи мы сегодня говорили и рисовали? Что для вас было самым интересным? Посмотрите, у меня на столе два подноса. Если вам понравилось занятие, положите на него голубой гжельский цветок. А если нет – коричневый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Роспись кружки Гжель.

Для работы нам понадобится: -альбом; -голубая, синяя, белая гуашь; -кисти разных размеров; -простой карандаш; -палитра; -стаканчик с водой. В альбоме делаем набросок простым карандашом нашей кр...

Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель» в подготовительной группе

Интегрирование художественно-эстетической области с познавательной и развитием речи.Вид деятельности: продуктивная, коммуникативная.Форма работы: групповая.Цель: Расписать готовые глиняные тарел...

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)

Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей....

Конспект по продуктивным видам деятельности в старшей группе на тему: «Роспись дощечек по мотивам городецких мастеров»

Цель: продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора....

Конспект по продуктивным видам деятельности в старшей группе на тему: «Роспись дощечек по мотивам городецких мастеров»

Цель: продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию в старшей группе роспись дощечек “Гжельская роспись”.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративное - прикладное творчество...