Конспект МК Роспись дощечек гжель
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад комбинированного вида №1” городского округа Самара
Конспект мастер-класса
для детей группы дошкольного возраста №46 (6 - 7 лет)
на тему: «Роспись деревянной доски в технике «Гжель»
Подготовили:
Иванова Эльвина Сагитовна,
воспитатель
Поповская Светлана Ивановна,
воспитатель
Самара, 2025
Цель: обучение детей росписи деревянных досок по мотивам узоров «Гжель».
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей об истории гжельского промысла;
- закреплять умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи «Гжель»: точки, прямые и волнистые линии, цветы, листья, сеточку.
Развивающие:
- развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть;
- развивать творческие способности детей;
- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению народных промыслов;
- воспитывать аккуратность в работе.
Материал: дощечки из дерева, акриловая краска белая и голубая, кисточки разного размера, палитра для смешивания красок, стаканчики для воды, салфетки, иллюстрации изделий гжельских мастеров.
Ход занятия.
- Ребята, послушайте стихотворение, которое вам я прочитаю и попробуйте догадаться, о чем мы с вами сегодня будем говорить.
Городецкая доска
Была доска некрашеной,
Обычной, неприглядной.
А стала разукрашенной
И празднично нарядной.
В руках умельца доска
Узором заиграла,
Гирляндою из розочек
Украшена по краю.
Вот барышня – красавица
Идёт по Городцу
И, видно, очень нравится
Лихому молодцу.
А молодец на конике
Красуется верхом,
Фуражечка-то новенька,
Поддёвочка на нём.
Ах, милая провинция
В сюжетах Городца!
Талантами гордиться ей,
Которым нет конца!
Куплю я эту доску,
В цене не поскуплюсь.
Ах, с городецкой розочкой
Я сердцем веселюсь!
- Ребята, вы догадались о какой росписи мы сегодня будем говорить на занятии? (Гжель)
- Правильно, сегодня мы с вами продолжим знакомится с росписью Гжель.
- Мне бы хотелось вас познакомить с этим видом росписи поближе. Я хочу рассказать вам старинную легенду «Синее чудо Гжели».
Давным-давно это было. В российском государстве, недалеко от города Москва, среди леса стояла деревня с интересным названием Гжель. Жили в этой деревеньке чудо-мастера. Издревле делали эти мастера посуду из белоснежной глины. А чтоб глина твердая да прочная была, обязательно обжигали ее в печи при высокой температуре.
Думали-думали мастера, как бы им лучше мастерство свое показать, как людей удивить да свой край прославить, и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. А чтоб она красивой была, придумали на ней узоры рисовать. Только как узор такой придумать, чтоб он всем понравился? Вышли они на улицу, а вокруг невероятная красота: разлилась по небу синь-синева с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, голубая гладь рек и озер, а над ними белый туман расстилается. И задумали мастера перенести эту синеву на белый фарфор.
Стал тут каждый мастер своё умение показывать. Один из мастеров слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется (показ картинки). Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его (показ картинки).
Третий мастер поразился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он шкатулку в виде рыбки сказочной (показ картинки). Улыбается рыбка и кажется, будто хвостом она помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась шкатулка.
Понравилась нарядная посуда народу, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная Гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
- Понравилась вам, ребята, легенда?
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? Какие цвета используют? (белая глина. Цвета – синий и голубой)
- Молодцы!
- Предлагаю вам отдохнуть
Физминутка «Гжельская посуда»
Вот большой красивый чайник | «надуть» щёки |
Он посуды всей начальник | одна рука на поясе другая изогнута, как носик |
Рядом с ним красотки чашки, Очень хрупкие милашки | руки на поясе, повороты влево-вправо |
И фарфоровые блюдца: | Рисовать круги указательными пальцами рук |
Только тронешь – разобьются | Хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя |
На поднос поставим вас, Чаем угостим сейчас! | Соединить руки в кольцо Поставить руки на пояс, покачать головой |
- Давайте рассмотрим посуду и назовем, какие элементы в росписи Гжель имеются (капля, точки и линии, травка, цветок).
- Как вы думаете, с помощью каких приемов можно нарисовать такие тонкие травинки, спирали, волнистые линии? (ответы) Правильно, их рисовать нужно самым кончиком тонкой кисти. А лепестки цветов и капельки? (ответы) Верно, толстой кистью, чтобы получился «мазок с тенью».
- Давайте и мы с вами попробуем стать гжельскими мастерами и выполним заказ? Согласны? (Да)
- И у нас уже имеется заказ! Нужно расписать деревянные доски по мотивам росписи «Гжель». Для начала, давайте разомнем с вами наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь с ним сильно,
И вытягивать начну.
Затем руки я помою
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу
Выпущу, я пальчики
Пусть бегут, как зайчики.
- Начинаем творить волшебство – распишем деревянные доски. Почему волшебство? Потому что каждый художник, немного похож на волшебника. Вы знаете, что обычно для росписи «Гжель» используют голубые и синие оттенки. Но так было не всегда. Когда она только появилась, о была разных цветов.
Вам уже знакомы элементы гжельских узоров. А вот использовать для росписи оттенки синего или другие цвета, можете решить сами.
Когда ваши работы будут готовы, устроим выставку. Во время рисования не забывайте об осанке.
- Начнем с того, что в центре нашей доски нарисуем цветок. По краям цветка расположим веточки. Как мы будем рисовать саму ветку? (кончиком кисти) А листья? (примакиванием) По краям нашей доски можно нарисовать волнистую линию.
Дети расписывают деревянные доски. По окончании работы:
- Мне очень нравятся ваши работы. Молодцы! Посмотрите, были белые дощечки, а теперь расписные. Давайте устроим выставку. Пусть все смотрят, любуются вашими работами.
Размещают работы на выставке
- Ребята, о какой росписи мы сегодня говорили и рисовали? Что для вас было самым интересным? Посмотрите, у меня на столе два подноса. Если вам понравилось занятие, положите на него голубой гжельский цветок. А если нет – коричневый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Роспись кружки Гжель.
Для работы нам понадобится: -альбом; -голубая, синяя, белая гуашь; -кисти разных размеров; -простой карандаш; -палитра; -стаканчик с водой. В альбоме делаем набросок простым карандашом нашей кр...

Конспект НОД на тему: «Гжельская роспись. Сказочная гжель» в подготовительной группе
Интегрирование художественно-эстетической области с познавательной и развитием речи.Вид деятельности: продуктивная, коммуникативная.Форма работы: групповая.Цель: Расписать готовые глиняные тарел...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Тема: Роспись тарелочки. Гжель. Старшая группа. МДОУ "Детский сад №98 "Сказка",г.Петрозаводск.Воспитатель: Анфимова Е.И.
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Тема: Роспись тарелочки. Гжель....
Непосредственно образовательная деятельность по рисованию: «Роспись посуды» (Гжель)
Предназначение: данное занятие предназначается для старшей - подготовительной группы 5 -7 лет, для молодых воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей....

Конспект по продуктивным видам деятельности в старшей группе на тему: «Роспись дощечек по мотивам городецких мастеров»
Цель: продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора....

Конспект по продуктивным видам деятельности в старшей группе на тему: «Роспись дощечек по мотивам городецких мастеров»
Цель: продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию в старшей группе роспись дощечек “Гжельская роспись”.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративное - прикладное творчество...
