Взаимодействие с семьями воспитанников по декоративно-прикладному искусству "Чудо-роспись Городец!"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Кузьмина Анастасия Валерьевна

Городецкая роспись родилась в селе на левом берегу Волги. Местные мастера-ложкари вырезали ложки из целого куска дерева с помощью топора. В результате такой грубой работы оставалось много обрезков, которыми жалко было топить печь. Так возникла идея из этих отходов делать доски для прялок и детские игрушки, а потом расписывать их.

Городецкой росписью покрывают деревянные доски, шкатулки, сундуки, ложки, тарелки и другую посуду. А еще ею расписывают игрушки, самые известные из них — конь-каталка и конь-качалка.

А данный мастер-класс по росписи деревянной доски выполняют не городецкие мастера, а дети и их родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_s_roditelyami_chudo-rospis_gorodets.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект мастер-класса

по взаимодействию с семьями воспитанников

старшего дошкольного возраста

на тему: «Чудо - роспись»

Подготовили:

воспитатели группы «Фантазеры»

Кузьмина Анастасия Валерьевна

Гаврикова Людмила Ивановна

Спб, Колпино

2025.

Участники: дошкольники 5-6 лет  и их родители.

Количество: 11 детей и 11 взрослых.

Длительность: 30 минут.

Цель: собрать вместе детей и родителей, показать приёмы совместной работы для развития речи, познавательного интереса и творческих способностей детей.        

Задачи:

  • формирование взаимоотношений между семьями воспитанников и воспитателями;
  • воспитывать интерес к совместной деятельности детей и родителей;
  • показать на практике методы и приёмы совместной деятельности для развития речи, познавательного интереса и творческих способностей детей.

Преварительная работа: 

  • нод «Чудо-город Городец»;
  • рассматривание картинок с кухонной утварью и игрушек росписанных по мотивам Городецкой росписи.

Материалы:

  • доска деревяная;
  • краски гуашевые или акрил;
  • кисть «Белка»;
  • вода;
  • салфетка;

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас в нашей группе. Тема мастер-класса «Чудо - роспись», цель нашей встречи оформление разделочной доски в стиле «Городецкой росписи». Не сомневаюсь, что вместе мы справимся с этой не легкой на первый взгляд задачей. Но сначала давайте познакомимся поближе с данной росписью.

Название "Городецкая Роспись" пошло от названия древнего русского города Городец, что стоит в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Яркая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, цветочные узоры) выполняется свободным мазком с черной и белой графической обводкой. Для изделий используется древесина из окружающих город лесов. Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или охра. Они обычно являются фоном всей росписи в целом; красный, синий, зеленый и «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей.

Мотивы Городецкой росписи (с показом демонстрационного материала):

-Цветочная роспись

-Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».

- Сюжетная роспись.

Мы с Вами начнем с цветочной росписи.

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках).

«Цветочная полоса» - разделяла верхний и нижний ярусы больших композиций.

«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Сегодня мы предлагаем вам побывать в роли городецких мастеров и попробовать изобразить на наших досках не только цветочные композиции, но и птиц.

Наша работа будет состоять из нескольких этапов. Только сегодня мы будем рисовать не на бумажных силуэтах, а будем расписывать настоящие деревянные доски, как настоящие мастера. Поэтому переместимся на ярмарку, а поможет нам физминутка.

Физминутка «Ярмарка»

Ярмарка, ярмарка!

дети поднимают обе руки вверх

Огневая, яркая, плясовая, жаркая.

изображают воротца

Глянешь налево – лавки с товаром.

отвести левую руку в левую сторону

Глянешь направо – веселье даром.

отводят правую руку вправо

Солнце яркое встаёт,

обе руки поднять вверх

Спешит на ярмарку народ!

бег на месте

Всех на ярмарку зовём,

пригласительные движения двумя руками

Мы игрушки продаем!

показать на лавки с товаром

Практическая часть:

1

Начинаем нашу творческую работу. Для этого сначала проверяем готовность рабочего места. На столе должно быть: клеенка, карандаш, кисть, вода, доска, салфетка, палитра, краски: желтая, красная, синяя, зеленая, белая.

2

Первым делом, как настоящие мастера покрываем доску желтой краской и даем немного просохнуть.

Пока доска подсыхает можно сыграть в игру «Какой? Какая? Какое?». Правила очень просты, называете ребенку существительное, а он подбирает прилагательное, которое согласовывает по роду и числу. Можно поменяться ролями и пусть ребенок вам задает существительные.

3

Наш первый слой подсох. Начинаем творить по мотивам городецкой росписи. Для этого простым карандашом в центре доски начинаем рисовать городецкую птицу. Рисуем небольшой круг — голова. Второй круг рисуем побольше — туловище. Рисуем крыло и хвост. Намечаем где будут цветы. Откладываем карандаш.

4

Приступаем к работе красками. Этот этап нашей работы называется «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение цветового пятна. На главные фигуры наносим светлые краски, они получаются в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Для получения нужного цвета, пользуемся палитрой.

Птичку расписываем в соответствии с таблицей.

Подмалевка выполняется беличьей кистью. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если вы возьмете мало краски, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться от доски. Будьте внимательны.

5

Теперь набираем синюю краску и рисуем два синих круга.

Третий этап – это «тенёвка»" или оттенок, т. е. нанесение скобки.

Кисть не моем, а на самый ее кончик набираем красную краску и на палитре смешиваем. Получился фиолетовый цвет.

Фиолетовым цветом превращаем наши синие круги в «Городецкий ягоды», пририсовываю круг и побрисовывая бочок.

И только теперь моем кисть.

6

Следующий этап.

Начинаем разбавлять наши цветы да ягоды листочками. Для этого набираем зеленую краску и, методом примакивания кисти, рисуем листики. Можно добавить травинок, рисуя их кончиком кисточки, чтобы они были тонкие.

Моем кисть, очень - очень хорошо вытираем, промакиваем об салфетку.

7

Четвертый этап – «оживка». Это завершающий этап росписи, т. к. именно после нее весь рисунок как будто оживает.

«Оживку» делаем белой и черной краской. Выполняем «оживку» кончиком самой тонкой кисти. Это наш с вами любимый этап. Будьте очень аккуратными.

И остался последний завершающий элемент в нашей работе - нам нужно прорисовать контур доски.

8

Прорисовываем бочки нашим листикам все тойже белой краской.

Даем просохнуть.

9

И все наша разделочная доска по мотивам Городецкой росписи готова. Осталось сделать только фото вашего шедевра.

Сегодня вы попробовали себя в роли мастеров декоративно-прикладного искусства. Вы расписывали доски по мотивам городецкой росписи. Вы молодцы! Очень хорошо потрудились. И, по-моему, у вас получились замечательные работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта «Родословная моей семьи»

Хочу представить Вам свой опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников в  рамках проекта «Родословная моей семьи».Это  условное название и оно отражает работу не только ...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год

Приложение  №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...

Лэпбук "Городецкая роспись" был изготовлен с целью познакомить воспитанников с декоративно-прикладным искусством России.

Лэпбук "Городецкая роспись" был изготовлен с целью познакомить воспитанников с декоративно-прикладным искусством России, рассказать об особенностях городецкой росписи.Задачи: сформирова...