Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная радуга"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Программа направлена на приобщение детей к творчеству через развитие исследовательского интереса, пространственных представлений, творческого самоопределения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 927.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная радуга» разработана в соответствии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Данная программа имеет художественную направленность.
Уровень: базовый.
Программа направлена на приобщение детей к творчеству через развитие исследовательского интереса, пространственных представлений, творческого самоопределения.
Отличительные особенности программы «Волшебная радуга» заключены в подходах к занятиям. Предлагаемые в них техники нетрадиционного рисования и способы развития детского художественного творчества раскрепощают ребенка. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Цель программы –развитие творческих способностей детей 5-6 лет через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
1) Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
2) Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
3) Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
4) Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо, при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Развивающие:
1) Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира, художественный вкус, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
2) Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
3) Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
4) Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям).
Воспитательные:
1) Формирование художественного вкуса и чувства гармонии.
2) воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом
3) Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, без специальной подготовки сроком на 1 год. Количество детей в группе от 8 до 12 человек. Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.
Срок освоения программы: 1 учебный год (9 месяцев)
Форма обучения: очная
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия составляет 25-30 минут (один академический час).
Количество детей: занятия проводятся в группе, наполняемостью до 12 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Цель занятий:
1. Расширение кругозора через обращение к произведениям русских художников.
2. Освоение материалов, изобразительных техник. Знакомство с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования.
3. Развитие навыков самостоятельного проектирования своей работы.
Задачи изобразительной деятельности детей 5-6 лет:
Предметное рисование:
Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
- Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы и т.д.). Учить передавать движения фигур.
- Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры, разнообразные кисти и т.д.)
- Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
- Учить рисованию акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
- Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывать кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
- Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашом учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков.
Программа «Волшебная радуга» разделена на два модуля:
Модуль 1 - Нетрадиционные техники рисования, 19 ч.
Тема 1. Вводное занятие. 1 ч.
Теория. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Ознакомительная беседа. Беседа о правилах безопасного поведения на занятиях. Беседа об используемых инструментах и правилах безопасности при работе с ними.
Тема 2. Техника рисования «Отпечаток». 2 ч.
Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток», с материалами и средствами изображения.
Практика. Отработка приёма рисования штампами из картофеля; рисование отпечатками спичечного коробка, поролоном, смятой бумагой. Совершенствовать технику рисования «отпечаток».
Тема 3. Техника рисования «Пластилинография». 2 ч.
Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография», с материалами и средствами изображения. Знакомство с новым жанром живописи – натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта). Познакомить с репродукциями натюрмортов.
Практика. Учить самостоятельно выполнять построение композиции натюрморта в натуре и в рисунке. Учить детей делать набросок на листе простым карандашом, передавая форму, размер и расположение предметов. Изображение букета цветов, натюрморта, используя нетрадиционную технику рисования - «Пластилинография». Способствовать развитию умений и навыков работы с пластилином.
Тема 4. Техника рисования «Кляксография», «Выдувание» 3 ч.
Теория. Знакомство с техникой кляксография, с материалами и средствами изображения.
Практика. Учить детей делать кляксы (большие и маленькие) с помощью гуаши и пипетки, дорисовывать их с помощью кисти. Создавать композицию, используя технику выдувания с помощью трубочек для коктейля. Совершенствование технических навыков изображения.
Тема 5. Техника рисования «Монотипия» 2ч.
Теория. Знакомство с техникой «монотипия», с материалами и средствами изображения. Знакомство с новым жанром живописи – пейзажем; дать представление о том, что изображается на пейзажах, с репродукциями пейзажей.
Практика. Развивать пространственное мышление. Знакомить с симметрией и ассиметрией в природе. Учить детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
Тема 6. Техника рисования «Пуантилизм» 3 ч.
Теория. Формировать у детей знания о технике «пуантилизм». Знакомство с материалами и средствами изображения.
Практика. Совершенствовать у детей умение работать с гуашью. Учить детей рисовать ватными палочками. Закреплять умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
Тема 7. Техника рисования крупами, солью. 2ч.
Теория. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования манкой, солью. Знакомство с материалами и средствами изображения.
Практика. Учить детей работе в технике изображения крупами, солью. Закрепить у детей навык проведения непрерывных линий; достижения свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении. Закреплять умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
Тема 8. Техника рисования «Граттаж». 2 ч.
Теория. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «Граттаж». Продолжать знакомить детей с материалами (белый картон, свеча, чёрная гуашь) и инструментами (деревянная шпажка).
Практика. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – чёрно-белым граттажем. Продолжать учить натирать восковой свечой белый картон. Учить закрашивать лист картона в чёрный цвет. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Тема 9. Техника рисования «Ниткография». 2 ч.
Теория. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «ниткография». Продолжать знакомить детей с материалами и техническими средствами изображения.
Практика. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Ниткография». Учить наносить гуашь на нитки, подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.
Модуль 2 – Художественный (ручной) труд (бросовый и природный материал, ткань, бумага и картон). 16 ч.
Тема 1. Поделки из природного и бросового материала. 4 ч.
Теория. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой создания композиций из бросового и природного материала.
Практика. Учить детей создавать поделки и составлять образ животного, человека, растений из частей из бросового и природного материала. Формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей материала (хрупкого).
Тема 2: Поделки из соленого теста. 4 ч.
Теория. Познакомить детей с особенностями нетрадиционной техникой создания композиций из соленого теста. Правила работы и правила безопасности при работе с соленым тестом.
Практика. Учить детей создавать поделки из соленого теста, с учётом особенностей данного материала. Упражнять в раскрашивании теста красками, после высыхания.
Тема 3. Поделки в технике «Квиллинг». 4 ч.
Теория. Познакомить детей с элементами техники квиллинг. Знакомство с материалами и средствами изображения.
Практика. Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве. Составление композиции из различных повторяющихся элементов. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
Тема 4. Мастерим из ткани. 4 ч.
Теория. Познакомить детей с особенностями нетрадиционной техникой создания композиций из кусочков ткани. Знакомство с материалами и средствами изображения (разные структуры ткани, правила безопасного пользования инструментами).
Практика. Учить детей отрезать кусочки ткани, подбирать цветовую гамму и располагать заготовки на шаблоне в соответствии с придуманным сюжетом. Составление композиции из различных повторяющихся элементов. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА»
№ п/п | Наименование разделов и тем художественно-изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства | Количество часов | |||
Количество часов всего | теория | практика | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
1 | Модуль 1 - Нетрадиционные техники рисования | 19 | 4 | 15 | Творческое задание Практическая работа |
2 | Модуль 2 – Художественный (ручной) труд (бросовый и природный материал, ткань, бумага и картон, | 16 | 3 | 13 | Творческое задание Практическая работа |
Всего | 35 | 7 | 28 | ||
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА»
Раздел/месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Теория | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 1 | 1 |
практика | 3 | 3,5 | 3 | 3,5 | 2,5 | 3 | 3,5 | 3 | 3 |
Модуль 1 | 3 | 3 | 1,5 | 1 | 2 | 2 | 1,5 | 3 | 2 |
Модуль 2 | 1 | 1 | 2,5 | 3 | 1 | 2 | 2,5 | 1 | 2 |
Промежуточная/ итоговая аттестация | Итоговая выставка достижений обучающихся | ||||||||
Всего | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5-6 ЛЕТ
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребенка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П.Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е.М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное. Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах. Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
Таблица оценки уровня овладения ребенком
изобразительной деятельности (рисование)
№ п/п | Имя ребенка | Форма | Изображение предметов | Пропор- ции | Компо- зиция | Аккурат- ность | Передача движения | цвет | Общее Число баллов |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
Итого баллов по критериям |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели критерий для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью (рисование)
Передача формы:
- форма передана точно – 3 б.;
- есть незначительные искажения – 2 б.;
- искажения значительные, форма не удалась – 1 б.
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
- части расположены верно – 3 б.;
- есть незначительное искажение – 2 б.;
- части предмета расположены не верно – 1 б.
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста
- пропорции предмета соблюдены – 3 б.;
- есть незначительные искажения – 2 б.;
- пропорции предмета переданы неверно – 1 б.
Композиции:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
- по всей поверхности листа – 3 б.;
- на полосе листа – 2 б.;
- не продумано, носит случайный характер – 1 б.
Аккуратность:
Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.
- все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок – 3 б.;
- есть незначительные помарки – 2 б.;
- предметы закрашены неверно, рисунок не выглядит опрятным – 1 б.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
- движение передано достаточно точно – 3 б.;
- движение передано неопределенно, неумело – 2 б.;
- изображение статичное – 1 б.
Цвет:
Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов). Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.
- передан реальный цвет предметов (образцы декоративной росписи) – 3 б.;
- есть отступление от реальной окраски – 2 б.;
- цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно – 1 б.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ
ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА»
- Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
- Знать особенности изобразительных материалов.
- Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.
- Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
- Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
- Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства.
- Различать основные виды ИЗО.
- Знать имена и работы наиболее известных художников.
- Уметь передавать особенности архитектурных строений.
- Уметь передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка.
- Уметь передавать движение предметов и живых существ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ
«ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА»
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желание и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Реализация Программы дополнительного образования «Волшебная радуга» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей.
На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- акварельные краски, гуашь;
- простые, цветные карандаши, ластики;
- бумага акварельная;
- цветная бумага и цветной картон;
- восковые мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки, губки;
- коктейльные трубочки;
- деревянные шпажки для процарапывания;
- матерчатые салфетки, влажные салфетки;
- стаканчики для воды;
- кисти, подставки под кисти;
- палитры для смешивания красок;
- клей, кисти для клея;
- ножницы;
- кусочки ткани, природный и бросовый материал;
- жидкое мыло;
- место для выставки детских работ;
- парта детская – 6 шт., стул детский – 12 шт.
- клеенка;
- демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий;
- различные игрушки;
- наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия;
- мультимедийное оборудование.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности художественной направленности.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей.
1. Т.С.Комарова, А.В.Антонова, А.В.Зацепина «Красота. Радость. Творчество», издательство Мозаика-Синтез, М., 2008 г.;
2. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», издательство Мозаика-Синтез, М., 2008 г.;
3. Т.Г.Казакова «Рисуем натюрморт» (5-8 лет, «Цветные пейзажи» (3-8 лет)
4. Т.А.Копцева «Природа и художник» - М.; Сфера, 2001 г.;
5. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-Пресс, 2003 г.;
6. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», издательство Мозаика-Синтез, М., 2005 г.;
7. Т.С.Комарова «Детское художественное творчество», издательство Мозаика-Синтез, М., 2005 г.;
«Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов», М.: Мой мир, 2006 г.;
8. Е.Румянцева «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007 г.;
9. Р.Г.Казакова и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста» М.: ТЦ Сфера, 2006 г;
10. А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В.Никитина – Санкт-Петербург: КАРО, 2016
11. И.А.Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» для детей с интеллектуальной недостаточностью
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1.Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразв...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга красок»
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» художественной направленности знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием мат...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселая радуга".
Рабочая дополнительная программа по рисованию для детей 4-7 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебная радуга»
Данная программа обращена к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга талантов»
кружковая деятельность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Радуга"
Содержание программы нацелено - на приобретение детьми духовно-эмоционального опыта, вложенного в искусство народов Земли; - восприятие и создание художественных образов; - полноценное творчество и со...

