Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная радуга"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Ищик Мария Александровна

Программа направлена на приобщение детей к творчеству через развитие исследовательского интереса, пространственных представлений, творческого самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_raduga_avtosohranennyy.docx927.76 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                             C:\Users\admin\Documents\Scanned Documents\Рисунок (6).jpg

                                           

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная радуга» разработана в соответствии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Данная программа имеет художественную направленность.

Уровень: базовый. 

Программа направлена на приобщение детей к творчеству через развитие исследовательского интереса, пространственных представлений, творческого самоопределения.

Отличительные особенности программы «Волшебная радуга» заключены в подходах к занятиям. Предлагаемые в них техники нетрадиционного рисования и способы развития детского художественного творчества раскрепощают ребенка. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Цель программы –развитие творческих способностей детей 5-6 лет через использование нетрадиционных техник рисования.

 Задачи:

Образовательные:

1) Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

2) Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3) Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.

4) Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо, при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Развивающие:

1) Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира, художественный вкус, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

2) Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

3) Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

4) Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям).

Воспитательные:

1) Формирование художественного вкуса и чувства гармонии.

2) воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом

3) Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

Адресат программы:

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, без специальной подготовки сроком на 1 год.  Количество детей в группе от 8 до 12 человек. Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.

 

          Срок освоения программы: 1 учебный год (9 месяцев)

          Форма обучения: очная

          Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

          Продолжительность занятия составляет 25-30 минут (один академический час).

          Количество детей: занятия проводятся в группе, наполняемостью до 12 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.

                                          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Цель занятий:

1. Расширение кругозора через обращение к произведениям русских художников.

2. Освоение материалов, изобразительных техник. Знакомство с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования.

3. Развитие навыков самостоятельного проектирования своей работы.

Задачи изобразительной деятельности детей 5-6 лет:

Предметное рисование:

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

  • Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы и т.д.). Учить передавать движения фигур.
  • Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).

Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры, разнообразные кисти и т.д.)

  • Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
  • Учить рисованию акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
  • Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывать кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
  • Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашом учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков.

           Программа «Волшебная радуга» разделена на два модуля:

Модуль 1 - Нетрадиционные техники рисования, 19 ч.

Тема 1. Вводное занятие. 1 ч.

Теория. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Ознакомительная беседа. Беседа о правилах безопасного поведения на занятиях. Беседа об используемых инструментах и правилах безопасности при работе с ними.

Тема 2. Техника рисования «Отпечаток». 2 ч. 

Теория.  Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток», с материалами и средствами изображения.

Практика. Отработка приёма рисования штампами из картофеля; рисование отпечатками спичечного коробка, поролоном, смятой бумагой. Совершенствовать технику рисования «отпечаток».

Тема 3. Техника рисования «Пластилинография». 2 ч.

Теория.  Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография», с материалами и средствами изображения. Знакомство с новым жанром живописи – натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаются на натюрмортах (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта). Познакомить с репродукциями натюрмортов.

Практика.  Учить самостоятельно выполнять построение композиции натюрморта в натуре и в рисунке. Учить детей делать набросок на листе простым карандашом, передавая форму, размер и расположение предметов. Изображение букета цветов, натюрморта, используя нетрадиционную технику рисования - «Пластилинография». Способствовать развитию умений и навыков работы с пластилином.

Тема 4. Техника рисования «Кляксография», «Выдувание» 3 ч.

Теория.  Знакомство с техникой кляксография, с материалами и средствами изображения.

Практика.  Учить детей делать кляксы (большие и маленькие) с помощью гуаши и пипетки, дорисовывать их с помощью кисти. Создавать композицию, используя технику выдувания с помощью трубочек для коктейля. Совершенствование технических навыков изображения.

Тема 5. Техника рисования «Монотипия» 2ч.

Теория.  Знакомство с техникой «монотипия», с материалами и средствами изображения. Знакомство с новым жанром живописи – пейзажем; дать представление о том, что изображается на пейзажах, с репродукциями пейзажей.  

Практика.  Развивать пространственное мышление. Знакомить с симметрией и ассиметрией в природе. Учить детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Тема 6. Техника рисования «Пуантилизм» 3 ч.

Теория.  Формировать у детей знания о технике «пуантилизм». Знакомство с материалами и средствами изображения.

Практика. Совершенствовать у детей умение работать с гуашью. Учить детей рисовать ватными палочками. Закреплять умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Тема 7. Техника рисования крупами, солью. 2ч.

Теория.  Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования манкой, солью. Знакомство с материалами и средствами изображения.

Практика. Учить детей работе в технике изображения крупами, солью. Закрепить у детей навык проведения непрерывных линий; достижения свободного движения руки в произвольном и в заданном направлении.  Закреплять умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Тема 8. Техника рисования «Граттаж». 2 ч.

Теория.  Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «Граттаж». Продолжать знакомить детей с материалами (белый картон, свеча, чёрная гуашь) и инструментами (деревянная шпажка).

Практика. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – чёрно-белым граттажем. Продолжать учить натирать восковой свечой белый картон. Учить закрашивать лист картона в чёрный цвет. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Тема 9. Техника рисования «Ниткография». 2 ч.

Теория.  Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «ниткография». Продолжать знакомить детей с материалами и техническими средствами изображения.

Практика. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Ниткография». Учить наносить гуашь на нитки, подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление.

Модуль 2 – Художественный (ручной) труд (бросовый и природный материал, ткань, бумага и картон). 16 ч.

Тема 1. Поделки из природного и бросового материала. 4 ч.

Теория.  Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой создания композиций из бросового и природного материала.

Практика. Учить детей создавать поделки и составлять образ животного, человека, растений из частей из бросового и природного материала. Формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей материала (хрупкого).

Тема 2: Поделки из соленого теста. 4 ч.

Теория.  Познакомить детей с особенностями нетрадиционной техникой создания композиций из соленого теста. Правила работы и правила безопасности при работе с соленым тестом.

Практика. Учить детей создавать поделки из соленого теста, с учётом особенностей данного материала. Упражнять в раскрашивании теста красками, после высыхания.  

Тема 3. Поделки в технике «Квиллинг». 4 ч.

Теория.  Познакомить детей с элементами техники квиллинг. Знакомство с материалами и средствами изображения.  

Практика. Учить детей скатывать полоски бумаги. Ритмично располагать заготовки на шаблоне. Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве. Составление композиции из различных повторяющихся элементов. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

Тема 4. Мастерим из ткани. 4 ч.

Теория.  Познакомить детей с особенностями нетрадиционной техникой создания композиций из кусочков ткани. Знакомство с материалами и средствами изображения (разные структуры ткани, правила безопасного пользования инструментами).

Практика. Учить детей отрезать кусочки ткани, подбирать цветовую гамму и располагать заготовки на шаблоне в соответствии с придуманным сюжетом. Составление композиции из различных повторяющихся элементов. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

               УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА»

№ п/п

Наименование разделов и тем художественно-изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства

Количество часов

Количество часов всего

теория

практика

Форма промежуточной (итоговой) аттестации

1

Модуль 1 - Нетрадиционные техники рисования

19

4

15

Творческое задание Практическая работа

2

Модуль 2 – Художественный (ручной) труд (бросовый и природный материал, ткань, бумага и картон,

16

3

13

Творческое задание Практическая работа

Всего

35

7

28

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА»

Раздел/месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Теория

1

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

1

1

практика

3

3,5

3

3,5

2,5

3

3,5

3

3

Модуль 1

3

3

1,5

1

2

2

1,5

3

2

Модуль 2

1

1

2,5

3

1

2

2,5

1

2

Промежуточная/

итоговая аттестация

Итоговая

выставка достижений обучающихся

Всего

4

4

4

4

3

4

4

4

4

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5-6 ЛЕТ

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребенка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П.Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е.М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное. Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является участие воспитанников в конкурсах. Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.

Таблица оценки уровня овладения ребенком

изобразительной деятельности (рисование)

№ п/п

Имя ребенка

Форма

Изображение

предметов

Пропор-

ции

Компо-

зиция

Аккурат-

ность

Передача

движения

цвет

Общее

Число

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

баллов по критериям

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Показатели критерий для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью (рисование)

Передача формы:

  • форма передана точно – 3 б.;
  • есть незначительные искажения – 2 б.;
  • искажения значительные, форма не удалась – 1 б.

Изображение предмета:

          Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов

  • части расположены верно – 3 б.;
  • есть незначительное искажение – 2 б.;
  • части предмета расположены не верно – 1 б.

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста

  • пропорции предмета соблюдены – 3 б.;
  • есть незначительные искажения – 2 б.;
  • пропорции предмета переданы неверно – 1 б.

Композиции:

Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

  • по всей поверхности листа – 3 б.;
  • на полосе листа – 2 б.;
  • не продумано, носит случайный характер – 1 б.

Аккуратность:

Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

  • все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок – 3 б.;
  • есть незначительные помарки – 2 б.;
  • предметы закрашены неверно, рисунок не выглядит опрятным – 1 б.

Передача движений:

Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

  • движение передано достаточно точно – 3 б.;
  • движение передано неопределенно, неумело – 2 б.;
  • изображение статичное – 1 б.

Цвет:

Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов). Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.

  • передан реальный цвет предметов (образцы декоративной росписи) – 3 б.;
  • есть отступление от реальной окраски – 2 б.;
  • цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно – 1 б.

 

                         ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ

ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА»

  • Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
  • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы;
  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
  • Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
  • Знать особенности изобразительных материалов.
  • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по мокрому, восковые мелки + акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.
  • Рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию.
  • Проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна, линии, точки.
  • Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства.
  • Различать основные виды ИЗО.
  • Знать имена и работы наиболее известных художников.
  • Уметь передавать особенности архитектурных строений.
  • Уметь передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка.
  • Уметь передавать движение предметов и живых существ.

                               

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ

«ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА»

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желание и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Реализация Программы дополнительного образования «Волшебная радуга» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей.

На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  • акварельные краски, гуашь;
  • простые, цветные карандаши, ластики;
  • бумага акварельная;
  • цветная бумага и цветной картон;
  • восковые мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки, губки;
  • коктейльные трубочки;
  • деревянные шпажки для процарапывания;
  • матерчатые салфетки, влажные салфетки;
  • стаканчики для воды;
  • кисти, подставки под кисти;
  • палитры для смешивания красок;
  • клей, кисти для клея;
  • ножницы;
  • кусочки ткани, природный и бросовый материал;
  • жидкое мыло;
  • место для выставки детских работ;
  • парта детская – 6 шт., стул детский – 12 шт.
  • клеенка;
  • демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий;
  • различные игрушки;
  • наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия;
  • мультимедийное оборудование.

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности художественной направленности.

 Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей.

1. Т.С.Комарова, А.В.Антонова, А.В.Зацепина «Красота. Радость. Творчество», издательство Мозаика-Синтез, М., 2008 г.;

2. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», издательство Мозаика-Синтез, М., 2008 г.;

3. Т.Г.Казакова «Рисуем натюрморт» (5-8 лет, «Цветные пейзажи» (3-8 лет)

4. Т.А.Копцева «Природа и художник» - М.; Сфера, 2001 г.;

5. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-Пресс, 2003 г.;

6. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», издательство Мозаика-Синтез, М., 2005 г.;

7. Т.С.Комарова «Детское художественное творчество», издательство Мозаика-Синтез, М., 2005 г.;

«Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов», М.: Мой мир, 2006 г.;

8. Е.Румянцева «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007 г.;

9. Р.Г.Казакова и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста» М.: ТЦ Сфера, 2006 г;

10. А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В.Никитина – Санкт-Петербург: КАРО, 2016

11. И.А.Шаляпина Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» для детей с интеллектуальной недостаточностью

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1.Пояснительная записка  Дополнительная общеобразовательная общеразв...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга красок»

Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» художественной направленности знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием мат...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебная радуга»

Данная программа обращена к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Радуга"

Содержание программы нацелено - на приобретение детьми духовно-эмоционального опыта, вложенного в искусство народов Земли; - восприятие и создание художественных образов; - полноценное творчество и со...