Знакомство с искусством гжельской росписи.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Бишарова Эльвира Константиновна

Цель :

Выявить творческие и художественные способности детей через приобщение к истокам народно - прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе «Знакомство с искусством гжельской росписи»

Интеграция областей :

- Познавательное развитие,

- Социально - коммуникативное развитие,

- Речевое развитие,

- Художественно - эстетическое развитие.

- Физическое развитие.

Цель :

Выявить творческие и художественные способности детей через приобщение к истокам народно - прикладного искусства.

Программные задачи.

Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине - голубой гамме, развивать умение выделять ее специфику : цветовой строй, ритм и характер элементов ;

- упражнять в рисовании простейших узоров (цветы, точки, листики, завитки, сеточки, прямые и волнистые линии)

- развивать мелкую моторику рук, закреплять умение рисовать гуашью ;

- воспитывать интерес к народному, декоративному искусству, вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Предварительная работа воспитателя.

Изготовление конверта с росписью гжельских узоровВ конверте : распечатка познавательного материала для детей об истории возникновения гжели, особенностях народного промысла и наклейка - сюрприз для каждого ребенка «от гжельских мастеров» ;бумажные заготовки для росписи узоров в форме кувшина ; образец росписи кувшина (вырезанный из бумаги).

Предварительная работа с детьми.

Беседа о народных промыслах. Рассматривание изделий с гжельской росписью, изделий других народных промыслов (хохлома, дымка, городецкая роспись, филимоновская игрушка). Прослушивание народных мелодий.

Материалы к занятию.

Гуашь синего и белого цвета, палитра, баночки с водой, кисти, салфетка, белая бумага, вырезанная в форме кувшина, письмо.

Демонстрационный материал.

Иллюстрации с изображением предметов гжельской росписи (посуда, сувениры и т.п.), изображение узоров гжельской росписи ; образец росписи, выполненный воспитателем на бумаге в форме кувшина.

Ход занятия.

Организационная часть занятия.

Воспитатель показывает детям письмо :

- Ребята к нам в сад пришло вот такое необычное, красивое письмо. На нё м есть надпись :

- «В народе говорят : С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».

- Про что эта пословица?

ответы детей :

- Про то, что люди,  прежде чем стать мастерами должны обучиться к какому ни будь делу.)

- Давайте откроем конверт и посмотрим, о каких мастерах идет речь.

(воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает историю возникновения гжели, особенности народного промысла).

- Ребята в этом письме речь пойдет о гжельских мастерах, об их народном промысле, о разнообразии форм гжельской посуды и уникальной, неповторимой необычной росписи. Итак, послушайте, что вам хотят рассказать гжельские мастера.

- Название этого народного промысла связано с селом Гжель московской области. Место это очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители села занимались сельским хозяйством. Однако их время было потрачено впустую. Все неудачи были связаны с огромным пластом белой глины, залегавшим практически на поверхности. После того как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из неё получается отличный фарфор, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различных гончарных изделий. Местные мастера создавали не только посуду, но и детские игрушки. Постепенно, оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность гжели стали очень популярными, а отдельные мастерские объединились в большие производства. Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель» .Само же название села означало «жечь» .Отличием гжели от других народных промыслов, позволяющее с уверенностью называть её уникальной, самобытной, неповторимой и оригинальной частью русского художественного творчества является необычность росписи и конечно, ручная работа. Основной особенностью гжели является узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок, представляющий сложный растительный орнамент. Благодаря контрасту кобальтовой краски и белого фона, создается неповторимая яркость цвета, которая неизменно притягивает взгляд и заставляет восхищаться работой мастера снова и снова. Кроме того, рисунок наносится под глазурь и только потом изделие обжигают в печи, при высокой температуре. Изделия из гжели обличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами как :

- Чайные пары,

- сервизы,

- вазы для цветов,

- заварочные чайники,

- сахарницы,

- розетки для варенья,

- самовары,

- сувениры, и многое другое.

Для создания изделий под гжель необходимо владеть чёткостью, кропотливостью и невероятным полётом фантазии. Посуда изготавливается из фарфора или майолики. Майолика - более прочный материал, а фарфор тонкий и хрупкий.

Поцесс изготовления происходит в 5 этапов :

1. Создание заготовки.

2. Подготовка к росписи и первый обжиг.

3. Контроль и отбраковка изделий.

4. Роспись.

5. Второй обжиг.

- А как ранообразен и оригинален узор : здесь и капли, и усики, и травинки, жемчужины, гребенки, цветы, а самым традиционным считается гжельская роза. Но не только орнамент и растительный узор используют мастера в своей работе. Также и сюжетные рисунки пользуются популярностью. Они представляют собой картины из жизни : красивые пейзажи, веселые ярмарки, катания на санях, и т. д. А вдохновение на своё искусство мастера черпают у самой природы.

Благодаря творческому наследию, которое оставили древние мастера гжели, их современные последователи смогли не только возродить этот великий народный промысел, но и внести в него ноты современного искусства.

Таким образом гжель была и остается непревзойденным символом огромной творческой фантазии и высочайшего мастерства русского народа.

Воспитатель :

- Ребята на прошлом занятии, мы с вами рассматривали изделия гжельских мастеров, а теперь познакомились и с историей этого удивительно - красивого ремесла.

- А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли гжельских мастеров. Но прежде чем приступить к работе, немного отдохнем.

Физминутка:

- Наши синие цветы распустили лепестки,

- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

- Тихо засыпают, головой качают.

- Завтра утром все цветки

- Вновь распустят лепестки.

Практическая деятельность.

Воспитатель вывешивает образец росписи кувшина.

Воспитатель :

- Ребята, рассмотрите узоры на кувшине. Обратите внимание на кайму : она может состоять из повторяющихся сочетаний линий, точек, мазков, и т. д. Кайма расположена в верхней и нижней части изделия. В самой широкой части, по центру, обычно изображаются цветы из «капелек», «мазков» и «завитков» 

- Мы с вами попробуем нарисовать в центре большой цветок. Обращаю ваше внимание на то, что гжельская роспись рисуется сразу кистью, без предварительного эскиза карандашом. Голубой цвет получим путем смешивания белой,  и синей краски. В качестве палитры будем использовать крышки от гуаши.

Воспитатель дает совет о том, что краску следует набирать одной стороной кисти, крупный цветок рисовать мазками всей частью кисти, а мелкие элементы - кончиком кисти. Далее каждый ребенок выбирает для себя элементы росписи, составляет узор и начинает оформлять кувшин. По ходу работы воспитатель помогает тем детям, которые в чем то затрудняются.

Заключительная часть.

По истечении работы воспитатель организует выставку детского творчества.

Дети рассматривают работы, любуются, делятся впечатлениями.

Воспитатель хвалит детей, отмечает красоту и индивидуальность каждой работы, благодарит и вручает призы - наклейки от «гжельских мастеров» за проделанную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с искусством гжельской росписи»

Формировать знания детей о местоположении зарождения народного промысла «Гжель». Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме....

Знакомство с искусством гжельской росписи

Основы науки и естествознания, рисование...

Знакомство с искусством гжельской росписи

Знакомство с искусством гжельской росписиЦель: Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Формировать умение передавать элементы росписи; умени...

"Знакомство с искусством гжельской росписи"

Развивающие: Развивать умение выделять специфику Гжельской росписи: цветовой строй,ритм и характер элементов. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку,творчество.Образовательные: Познакомит...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с искусством гжельской росписи» для детей подготовительной группы

Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи»Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение прост...

Рисование "Знакомство с искусством гжельской росписи".

Цель: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме.Задачи: развивать умение выделять её специфику - цветовой строй, ритм и характер элементов, воспитывать интерес к народному ...

Знакомство с искусством гжельской росписи

Познакомиться с русской народной росписью Гжель, с ее  характерными особенностями и техникой гжельских мастеров....