«Знакомство с искусством гжельской росписи»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Корикова Анна Александровна

Формировать знания детей о местоположении зарождения народного промысла «Гжель». Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 76»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

На тему: «Знакомство с искусством гжельской росписи»

для детей  старшей группы.

Воспитатель: Корикова А.А.

г. Энгельс

2017 год

Основная общеобразовательная программа  МАДОУ «Детский сад № 76»

Возрастная группа: для детей старшей группы.

Тема:  «Знакомство с искусством гжельской росписи».

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры и творчества.

Задачи: 

Образовательные: Формировать знания детей о местоположении зарождения народного промысла «Гжель». Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме.

Развивающие: Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на произведения народных мастеров.

Виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность

Формы организации: групповая

Форма реализации: наглядные, словесные, игровые

Оборудование: Изделия гжельского народного промысла, проектор.

Демонстрационный материал: Изделия гжельского народного промысла, презентация «Сказочная Гжель».

Предварительная работа: подготовить  выставку  изделий гжельского народного промысла, презентацию «Сказочная Гжель», образцы элементов гжельской росписи.

ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Примечание

Вводная часть

1.Воспитатель:  Ребята, я хочу прочитать вам    

 стихотворение:

Наш любимый край – Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Ребята, а о какой стране идет речь в стихотворении? А мы с вами в какой стране живем?

Правильно в России.

Славится наша Родина красотой природы, богатством природных ресурсов, известными людьми. Издавна русский народ славился декоративно- прикладным искусством и  своими мастерами. Ведь мастера передает своих работах передавали любовь к Родине, ее  красоту. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся”.

2.Воспитатель:  Садитесь дети на свои места по удобнее я расскажу вам не сказку, а быль и мы посмотрим показ «Сказочной гжели». Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

   Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель.  Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.  Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.                           Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».               На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.  И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.  

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем в русскую народную игру

«Как у дяди Трифона»

Как у дяди Трифона

было семеро детей,

было семеро детей,

было семь сыновей.

Они не пили,не ели,

друг на друга всё глядели,

вместе делали вот так:

Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах»вместе делали вот так» показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.

Дети свободно стоят около воспитателя.

Ответы детей.

Дети смотрят презентацию «Сказочная гжель». А так же рассматривают  изделия гжельских мастеров.

Дети играют в игру.

Основная часть

 3.Воспитатель:   Ребята, а

 чем же отличается гжель от других росписей?

Правильно, прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым цветом. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!    А теперь, ребята, опишите элементы узора, где они расположены на изделии?

Воспитатель:  Предлагаю вам отправится в мастерскую (за столы) нарисовать понравившийся  элемент гжельской росписи.

Дети садятся. Отвечают на вопрос.

Дети отвечают: "кружки, точки, полосы, сеточка, завитки,  дуги, волнистые линии, капельки.

Дети рисуют любой элемент росписи по собственному выбору.

Заключительная часть

Воспитатель: Я думаю, что сегодняшняя быль про сказочную гжель вам понравилась. Вы попробовали себя в роли мастеров народного промысла. Какую краску вы использовали в своей работе? Почему?

В следующий раз мы попробуем себя в роли гончара и даже художника.

 

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с искусством городецкой росписи

На этой неделе дети познакомились с народно декоративно-прикладным искусством городецких мастеров, с их сложившимися традициями, передающихся от поколения к поколению. Дети узнали, что в нашей стране ...

Знакомство с искусством гжельской росписи

Основы науки и естествознания, рисование...

Знакомство с искусством гжельской росписи

Знакомство с искусством гжельской росписиЦель: Познакомить с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Формировать умение передавать элементы росписи; умени...

"Знакомство с искусством гжельской росписи"

Развивающие: Развивать умение выделять специфику Гжельской росписи: цветовой строй,ритм и характер элементов. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку,творчество.Образовательные: Познакомит...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знакомство с искусством гжельской росписи» для детей подготовительной группы

Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи»Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение прост...

Рисование "Знакомство с искусством гжельской росписи".

Цель: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме.Задачи: развивать умение выделять её специфику - цветовой строй, ритм и характер элементов, воспитывать интерес к народному ...

Знакомство с искусством гжельской росписи

Познакомиться с русской народной росписью Гжель, с ее  характерными особенностями и техникой гжельских мастеров....