Учебно-дидактическое пособие «Экспериментальные игры с красками»
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Учебно-дидактическое пособие

«Экспериментальные игры с красками»

 

Эксперименты с красками помогают детям понять и усвоить свойства разных цветов, развивают их познавательный интерес и творческое мышление. Они учатся получать новые цвета, наблюдают за смешением красок, что помогает им лучше понимать окружающий мир. 

Вот более детальное объяснение:

  • Развитие познавательного интереса:

Опыты с красками побуждают детей к активному поиску информации и наблюдению, что расширяет их кругозор и мотивирует к дальнейшему изучению. 

  • Расширение знаний о цветах:

Дети учатся, как из простых цветов можно получить новые, более сложные оттенки, что расширяет их понимание цветовой гаммы. 

  • Развитие творческого мышления:

Эксперименты позволяют детям свободно выражать свои идеи и экспериментировать с различными техниками, стимулируя творческое воображение. 

  • Формирование навыков:

Опыты способствуют развитию мелкой моторики, внимания и памяти, что важно для общего развития ребенка. 

  • Развитие логического мышления:

Дети учатся анализировать результаты опытов, сравнивать их и делать выводы, что развивает их логическое мышление. 

  • Приобретение новых знаний:

Опыты могут быть использованы для изучения истории красок, их состава и свойств. 

  • Практическое применение знаний:

Понимание свойств красок помогает детям в творческой деятельности, например, в создании рисунков и других видов изобразительного искусства. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_kraskami.docx102.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Учебно-дидактическое пособие

«Экспериментальные игры с красками»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Баулина С. Н.

2024 год

Секретное письмо

Если  ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или что то напишет  молоком, лимонным соком или столовым уксусом и  нагреем  лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) , то вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Ледяные самоцветы: красим лед изнутри. Красим воду

Вам понадобятся:

Формочки для льда (подойдут также любые чашки и миски), поднос с бортиками, соль, жидкие пищевые красители или краски, пипетки или чайные ложки.

Опыт: Заранее, с вечера, наморозьте побольше льда в больших и маленьких формочках. На следующий день приготовьте в нескольких емкостях крепкие солевые растворы и добавьте туда краски. Разложите ледяные фигурки на подносе, и пипеткой или чайной ложкой капайте на них солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит изнутри причудливыми узорами.

Что происходит: Когда натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.


https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/12/s_657877bd6ba93/phpHQ2NQu_kak-provesti-interesnye-opyty-s-kraskami_html_300005e5ccd9eec9.jpg

Увлекательный эксперимент со льдом.

Опыт: Нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.

Превращения чернил

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
А вот какие причудливые завораживающие узоры образуют чернила в воде

Цветное молоко

Вам понадобятся:

Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Радуга из бумажных полотенец

Вам понадобятся:

  • пищевые красители
  • бумажные полотенца
  • 5 стаканов
  • вода

Опыт: Поставьте стаканчики в ряд и налейте воду в 1-й, 3-й и 5-й. В 1-й и 5-й капните красный пищевой краситель, в 3-й — желтый, в 5-й — синий. Сложите 4 бумажных полотенца в 4 раза, чтобы получились полоски, а затем согните их пополам. Вставьте концами в разные стаканчики — одно между 1-м и 2-м стаканом, второе между 2-м и 3-м и т. д. Через пару часов можете любоваться радугой!

        Фокус с радугой

Вам понадобятся:

  • прозрачный файлик
  • 2 листа бумаги А4
  • черный спиртовой маркер
  • фломастеры

Нарисуйте маркером на бумаге радугу с тучками, положите лист в файлик и обведите рисунок. Вставьте поверх первого листа второй, чистый. Двигайте его вперед и назад, и черно-белый рисунок будет становиться цветным.

Радуга из Skittles

Вам понадобятся:

большая плоская тарелка, упаковка Skittles, вода

Опыт: Положите конфетки по кругу и налейте в центр немного воды. Ждите радугу!

Воздушные краски

Нужны: Блинная мука, мелкая соль, вода, пищевые красители или гуашь, ватные палочки или толстая кисть, плотная бумага для рисования.

Опыт: Чтобы сделать краску одного цвета, нужно смешать в стаканчике 1 столовую ложку муки и 1 столовую ложку соли, а затем добавить туда три столовые ложки воды и краску. Таким же образом подготовьте краски других цветов. Рисовать лучше на плотной бумаге или картоне ватными палочками или толстой кисточкой (для каждого цвета используйте отдельную). После того, как рисунок будет готов, «испеките» его в микроволновке — достаточно будет 4-5 минут на мощности 600 Вт. За это время краски вспухнут и затвердеют и рисунок станет объемным.

Что происходит: Наша краска, по сути, это обычное тесто, только цветное, поэтому оно и поднимается в микроволновке.

Вам понадобятся:

Большая прозрачная емкость (банка, салатница), вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.

Опыт: Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите — из тучи скоро пойдет дождик.

Что происходит: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.


Цветная капуста

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/12/s_657877bd6ba93/phpHQ2NQu_kak-provesti-interesnye-opyty-s-kraskami_html_e54afc2d31fe3780.jpg

Вам понадобятся:

4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.

Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет. Поднимающаяся краска — опыт с цветом, красками и палочками от мороженого

Занимательный опыт (эксперимент) для детей с цветом, поднимающейся краской и деревянными палочками от мороженого.https://fsd.multiurok.ru/html/2023/12/12/s_657877bd6ba93/phpHQ2NQu_kak-provesti-interesnye-opyty-s-kraskami_html_532331ec8b0ac87.png

В баночку с водой и растворенным в ней пищевым красителем мы поместили деревянные палочки от мороженого. Краска стала подниматься по палочкам, через несколько часов дойдя до середины. После этого мы перевернули палочки и поставили их в воду с краской другого цвета. Одна из палочек стала окрашиваться уже через несколько минут, двум другим на это потребовалось несколько часов. За это время краска на той палочке успела подняться почти до ее противоположного края. В результате получились таким образом окрашенные палочки.

При демонстрации опыта желательно не помогать палочкам окрашиваться, не трясти баночку с водой, чтобы ребенок убедился, что краска поднимается по палочкам сама, без посторонней помощи.

Благодаря этому опыту детям можно наглядно показать не только действие капиллярных сил, но и смешение цветов, получение зеленого цвета смешением желтого и синего, оранжевого - смешением желтого и красного, фиолетового - смешением красного и синего. А еще можно получать различные оттенки этих цветов.

А из палочек от мороженого, окрашенных таким образом, можно сделать различные поделки..

         Рисование на льду

Переходим к более творческой части. Попробуйте порисовать на ледяной поверхности красками. Мы использовали гуашь. Для полоскания кисти лучше брать холодную воду, чтобы рисунок не растекался от быстрого таяния льда.

Легко ли смешивать цвета? Конечно, да! Если смешать красный и желтый, то получим оранжевый, а синий и желтый при смешивании дают зеленый цвет. Кажется все очень просто, ведь на практике мы много раз все это проделывали. Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Проведем вместе простые опыты с цветом. Оказывается и это возможно сделать. Для того чтобы узнать из каких цветов состоит, например, черный или фиолетовый цвет можно использовать научный метод, называемый хроматография. Открыл хроматографию русский ученый Михаил Семенович Цвет. Получилось забавное совпадение: ученый изучал цвета и фамилия у него Цвет. Суть метода в том, что вода по-разному растворяет различные вещества и краски. Молекулы одних веществ «плывут» быстрее, чем других. Хроматографию используют для разных целей. Анализ крови делают с ее помощью, и преступления раскрывают, новые лекарства изобретают, воду очищают, и даже запахи разделают. Много полезного «умеет» хроматография.

          Из чего состоит черный цвет?

Вам понадобятся:

 салфетки, фломастеры, стаканчики, вода.

Опыт: В центре салфеток нарисовали кольца фломастерами. На одной салфетке — один цвет. В стаканчики налили совсем немного воды (чуть прикрыли донышко).

Свернули салфетки конусом и поставили в стаканчики. Сразу же можно наблюдать, как вода стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из белой в цветную. Достали и расправили салфетки.

Обратите внимание, что салфетка, на которой было нарисовано кольцо черным фломастером, не стала черной, а на ней проявились разные цвета.

Тоже можно сказать и о салфетке с фиолетовым кольцом.

Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, мы смогли увидеть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

Из нашего простого опыта можно увидеть, что черный — это не просто черный, а смешение различных цветов.

         Рисование акварелью с клеем и солью

Вам понадобятся:

соль, холст, акварельные краски и клей.

Опыт: Покрываем полотно акварельными красками, цвета выбираем по вкусу, пока краски не высохли, добавляем несколько капель прозрачного клея и посыпаем нашу картину каменной солью.

Что происходит: Соль создает невероятный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании.

        Домашний дождик

Вам понадобятся:

Большая прозрачная емкость (банка, салатница), вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.

Опыт: Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите — из тучи скоро пойдет дождик.

Что происходит: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с красками.

Памятка для родителей....

Игры с красками для малышей

Рисуем вместе с малышами...

Методическая разработка на тему: «Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР» (мультимедийные презентации)

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях.  Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической раз...

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ООД ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ

Новая модель организации образовательного процесса  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (ООД и режимные моменты). Исходя из возра...

Учебно-дидактические игры с использованием современных информационных (компьютерных) технологий в коррекционной работе с детьми с ЗПР

Дидактические игры или игровые моменты часто используются на логопедических занятиях.  Новые информационные технологии помогают сделать игры еще более эффективными.В данной методической разработк...