"Нетрадиционные техники рисования в помощь малышам»
материал по рисованию

Шаркунова Ирина Александровна

Для вас, родители!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_risovanie.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Для вас, родители!

 Нетрадиционные техники рисования в помощь малышам»

Уважаемые родители, вы задумывались над тем, почему ребёнок с удовольствием рисует? Его не нужно заставлять, принуждать рисовать. Рисование для малыша – радостный, вдохновенный труд, который он выполняет с охотой, без принуждения. Очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постоянно сохранять желание рисовать, постепенно открывать перед ним новые возможности.

Дети очень любят рисовать, но рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Рисование напрямую связано с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, рисование помогает ребёнку «разложить по полочкам» полученные знания, представления об окружающем мире.

Рисование кистью, карандашами, фломастерами требуют от ребёнка высокого уровня владения техникой рисования, сформулированных навыков рисования предметов и знания приёмов рисования, а также приёмов работы с различными красками.

На помощь ребёнку в таком случае приходит нетрадиционное рисование.

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, которая помогает развить ребёнка всесторонне.

Нетрадиционное рисование необходимо использовать в раннем возрасте, чтобы ребёнок имел возможность нарисовать быстро, потому что ему ещё трудно проявлять усидчивость.

Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественного материала. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачами, ребёнок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Сколько вокруг интересных и каждому ребёнку знакомых вещей: зубная щётка, расчёска, поролон, пробки, пенопласт, крышки, нитки, свечи, природный материал и т. д. И все они пригодятся в развитии малыша.

Рисование с использованием нетрадиционных техник:

           способствует снятию детских страхов;

           развивает уверенность в своих силах;

           развивает пространственное мышление;

           учит детей свободно выражать свой замысел;

           побуждает детей к творческим поискам и решениям;

           учит детей работать с разнообразным материалом;

           развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

           развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

           развивает мелкую моторику рук.

С детьми раннего возраста рекомендуется использовать:

           рисование ладошками;

           рисование пальчиками;

           рисование ватными палочками;

           оттиск печатками из овощей;

           оттиски пробкой, крышкой;

           оттиск смятой бумаги;

           отпечатки листьев.

Рассмотрим некоторые из этих нетрадиционных техник подробнее.

Рисование ладошкой.

Ребёнок опускает ладошку в ёмкость с гуашью (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки. После этого делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. Можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску), нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слонёнок.

Рисование пальчиком.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые взрослый сопровождает словами одобрения, побуждения к работе.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Как выбрать краски для рисования пальцами?

Важнейший критерий выбора красок для рисования пальцами – безопасность. Маленькие дети все любят пробовать на вкус, поэтому при их производстве используют только пищевые красители. По этой же причине в краски добавляют соль, чтобы у ребёнка не возникало желания попробовать их ещё раз. Если вы всё же не решаетесь допустить ребёнка к фабричной краске, то существует рецепт, по которому можно сделать краски для рисования пальчиком самостоятельно.

Рецепт красок: 500 граммов муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла, красители (сок моркови, свёклы, петрушки), вода. Все ингредиенты засыпаем в миску и перемешиваем миксером – до консистенции густой сметаны, затем полученную массу разливаем в отдельные баночки, добавляем пищевой краситель, свекольный или морковный сок, перемешиваем до однородной массы.

Рисование ватной палочкой.

Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески.

Простым карандашом необходимо наметить контуры крупного предмета, например цветка. Затем на кончик ватной палочки набрать гуашь определённого цвета и рисуем по контуру силуэта цветка, чтобы получались точки. Для того чтобы сменить цвет, нужно взять чистую ватную палочку. Из точек на цветке составляем различные узоры. Цветок в такой технике выглядит необычным, красочным.

Оттиск печатками из пробки, овощей, ластика.

Ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Рисование овощами привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – штампы. Для этого берут картофель, морковь, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки определённого животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоте 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки ребёнка.

Если нужно передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, верёвкой для белья, закреплённой на конце толстого бруска, и т.д. Ребёнок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, колкость и т.д.

Отпечатки листьев.

Осенью так и хочется набрать красивых опавших листьев и принести их домой. Листья можно засушить, но тогда они станут ломкими. Для данной техники рисования нужно использовать свежесобранные листья. Ребёнок может сделать отпечатки листьев с разных деревьев. И все они будут выглядеть как настоящие.

Берем понравившийся листок, кладём его гладкой стороной на клеёнку, и обильно закрашиваем изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета. Пока гуашь не засохла, листочек прикладываем окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы ребёнок не двигал прижатый листик. Затем листик убираем, а отпечаток, при необходимости, прокрашиваем в не пропечатанных местах.

Тампонирование или оттиск.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта.

 

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится.

Оформив рисунки ребёнка рамкой, можно украсить его комнату. Вместе с ним рассматривать детские шедевры, ведь каждый рисунок по-своему необычный, оригинальный. Быть может, эти первые детские рисунки станут начальной ступенькой к развитию у ребёнка творческих способностей…

Каждая из нетрадиционных техник – это маленькая игра с красками.

Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя самостоятельнее, смелее, свободнее, непосредственнее, развивает воображение и даёт полную свободу для самовыражения.

Играйте, развивайтесь, творите вместе со своим маленьким гением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование: "Снег идет"(нетрадиционная техника рисования с помощью ватных палочек) в группе раннего развития.

Задачи: Закрепить знание детей о времени года(Зима), развивать умение рисовать методом примакивания и тычка с помощью ватных палочек.Прививать интерес к различным методам техники рисования, прививать ...

НОД по нетрадиционной технике рисования с помощью акварельных красок с элементами пальчиковой техники «Мухомор»

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию НОД во второй младшей группе по нетрадиционной технике рисования с помощью акварельных красок с элементами пальчиковой техники "Мухомор"Цели занят...

Нетрадиционная техника рисования при помощи пузырчатой пленки Художественно – эстетическое развитие. Рисование для детей от 3 до 4 лет «Зимний лес"

Цель: расширить знания и умения детей в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности при содействии родителей (законных представителей).Программное содержание:- по...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в помощь малышам»

Рисовать совсем не сложно,Рисовать просто, легко.Было б только вдохновенье,Чем и где, и для кого… Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции...

Консультация для родителей группы раннего возраста: «Нетрадиционные техники рисования в помощь малышам»

Уважаемые родители, вы задумывались над тем, почему ребенок с удовольствием рисует? Его не нужно заставлять, принуждать рисовать. Рисование для малыша – радостный, вдохновенный тр...

Консультация для родителей группы раннего возраста: «Нетрадиционные техники рисования в помощь малышам»

Рисовать совсем не сложно,Рисовать просто, легко.Было б только вдохновенье,Чем и где, и для кого&helli...