Программа "ЮНЫЙ ХУДОЖНИК"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Юдина Наталья Алексеевна

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник», разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов       дошкольного      образования         согласно:

  • Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
  • Приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28
  • Устав ДОУ

Программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Цветные ладошки» автор: И. А. Лыкова, а также на основе собственного опыта.

Учебно-методическое обеспечение по дополнительной общеразвивающей программе «Юный художник»

Литература для организации педагогического процесса

  1. Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
  2. Алексеевская   Н.А.   Карандашик   озорной.    –    М: «Лист», 2008.    –    144с. 3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2008. – 256с.
  3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  4. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников» - СПб.: Детство Пресс, 2000г.
  5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
  7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  8. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  9. Колль, Мери   Энн   Ф.   Рисование   красками.   –   М: АСТ: Астрель, 2005.   –   63с.
  10. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005.
  11. – 256с.

Дидактический материал

  1. бумага разного формата, величины, цвета, фактуры; мольберт;
  2. акварельные краски; пальчиковые краски; гуашь;
  3. восковые и масляные мелки;
  4. фломастеры с толстым цветным стержнем; восковые свечи;
  5. ватные палочки; одноразовые вики; поролоновые печатки; губки – трафареты;
  6. набор художественных печатей; художественные ролики; коктейльные трубочки;
  7. цветные краски с мыльными пузырями;
  8. соль;
  9. салфетки бумажные; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти;
  10. предметные картины; иллюстрации сказок.

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» реализуется за рамками освоения образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №4». Деятельность по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный художник» в группе для детей 3-4 лет планируется с 1 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года. 

Платная образовательная услуга реализуется в ДОО в течение учебного года, согласно утвержденного календарного учебного графика и составляет 36 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

ПРИНЯТА                                                                                            УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете                                                           Заведующий МБДОУ «Детский сад  №4»

Протокол №121                                                                            _________Г.С. Мокшаева

 от «31»августа2023г.                                                                  Приказ №121 от «31»августа2023г.

Дополнительная общеразвивающая программа

(художественно-эстетической направленности)

«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

(3-4 года)

                                           Бугуруслан, 2023

Содержание

1.Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2.Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.3. Планируемые результаты

6

2. Содержательный раздел

7

2.1. Возрастные особенности детей

7

2.2. Тематическое планирование

8

2.3. Календарно-тематическое планирование

9

3. Организационный раздел

18

3.1. Материально-технические условия реализации Программы

18

 3.2. Список литературы

19


1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Юный художник», разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов        дошкольного        образования        согласно:

  • Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
  • Приказом Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. № 373
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021 г. № 2
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28
  • Устав ДОУ

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что - нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Техникой рисования, которой должны овладеть дети дошкольного возраста, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке.

Показатель владения техникой рисования при этом - способность ребенка варьировать материалы       и       инструменты       для       создания       выразительного        образа. Программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Цветные ладошки» автор: И. А. Лыкова, а также на основе собственного опыта.

Новизна. Основной задачей в работе кружка является обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми и полученное мною образование по специальностям – воспитатель детей дошкольного возраста, подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка - развитие изобразительных навыков и коммуникативных способностей детей через обучение классическим и неклассическим техникам рисования.        И еще одна важная особенность - учет интересов детей в предлагаемых им видах работы.

Актуальность. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, развитие  и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и т.д. Неклассические техники рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и решениям, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 3-4 лет средствами традиционного и нетрадиционного рисования.

Задачи

Обучающие:

  • обучать приемам традиционной и нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • формировать умение видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;
  • формировать умение оценивать созданные изображения;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;
  • развитие изобразительных навыков и коммуникативных способностей детей через обучение неклассическим техникам рисования.

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

воспитывать уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

Принцип творчества развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах; Принцип единства развития и воспитания;

Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

Принцип общедоступности;

Принцип преемственность;

Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

Принцип свободы выбора;

Принцип успешности;

Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития;

Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей;

Принцип системности.

Основные подходы к формированию Программы:

Отличительные особенности программы:

  • темы программы расположены в определенной системе: связаны с лексическими темами основной образовательной программы ДОУ;
  • темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
  • предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
  • данная программа интегрируется с образовательными областями ("Познание. Конструирование. Математическое развитие", "Коммуникация. Речевое развитие", "Художественное творчество. Аппликация", "Безопасность", "Социализация", "Здоровье") основной образовательной программы ДОУ.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 3-х до 4-х лет.

Срок реализации – 1 год.

Количество воспитанников – 20 детей.

Ожидаемые результаты:

  • желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
  • умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
  • развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;
  • умение сочетать как традиционные, так и нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;
  • умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявление желания участвовать в выставках детских работ;
  • развитие чувства прекрасного.

Формами подведения итогов реализации программы служат:

  1. организация выставок совместного творчества взрослых и детей;
  2. коллективно-творческая работа

1.3. Планируемые результаты освоения программы

Возраст детей

Иметь представление

Знать

Уметь

Младший дошкольный возраст

о народных игрушках

материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой.

изображать        отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета, подбирать        цвета, соответствующие

изображаемым предметам, правильно        пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками, использовать нетрадиционные техники        рисования: тампонирование,

кляксографию,  ватные палочки и т.д.

Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, путем опроса во время занятий. Путем наблюдения за детьми на занятиях, выставках, конкурсах диагностируется интерес к изобразительной деятельности. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к их выставкам, диагностируется развитие художественно-творческих способностей детей. Постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень обученности детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.

Диагностическая карта

Вторая младшая группа (3-4 лет)

№ п\ п

Ф. И.

ребенка

Показатели

Знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их

 

Передает различие предметов

по

величине

ритмично  наносит штрихи, пятна

Знаком с

нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым, тампоном,

печатками

Знает         и

называет

материалы, которыми можно рисовать,

умеет        ими пользоваться (гуашь, фломастеры,

маркеры, цветные

карандаши, восковые

мелки,        свечи,  акварель)

создает простейшую композицию из нескольких предметов (тарелка        с фруктами, летящие

самолеты )

2. Содержательный раздел.

 2.1. Возрастные особенности.

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста.

У детей 3 лет накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах   предметов, явлениях    окружающей    действительности    и    о    себе    самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный), способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

Формы организации дополнительного кружкового занятия.

  • Групповая работа.
  • Коллективно-творческая работа.

Объем нагрузки дополнительного кружкового занятия

Возраст детей

Продолжительность (мин)

Периодичность  в неделю

Кол-во часов в год

Вторая младшая  группа  (3-4 лет)

15мин

1 раз в неделю

36

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Юные художники» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня вне основных режимных моментов. Продолжительность занятия – 15 минут. Всего занятий в год – 36 ч. Продолжительность учебного года по Программе устанавливается в соответствии        с        годовым        календарным учебным        графиком. Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается в соответствии с годовым календарным учебным графиком.

2.2 Тематическое планирование

Вторая младшая группа (3-4 года)

№п\

п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Игра-беседа «Условия безопасной работы»

1

2

Разноцветные листочки

1

3

Веселые мухоморы

1

4

Волшебный дождик

1

5

Красивая неваляшка

1

6

Моя любимая игрушка – мишка

1

7

Осенний лист

1

8

Чудо-яблоко

1

9

Опята на пенечке

1

10

Расписные деревянные ложки

1

11

Свистулька-птичка

1

12

Следы оленя.

1

13

Танец сказочных снежинок  

1

14

Деревья в снегу

1

15

Портрет Деда Мороза

1

16

Новогодние гирлянды

1

17

Веселые снеговики

1

18

Заяц на снегу

1

19

Желтые цыплятки

1

20

Сказочная рыбка

1

21

Подводное царство

1

22

Летят парашюты

1

23

Плывут паруса

1

24

Красивые мимозы

1

25

Цветы для мамы  

1

26

Бусы для куклы

1

27

Узор на платочке

1

28

Звездочет

1

29

Разноцветные колеса

1

30

Клубочки для котят    

1

31

На что похожи наши ладошки

1

32

Мячи бывают разные

1

33

Воздушные шары

1

34

Салют

1

35

Одуванчик

1

36

Васильки, василёчки  – полевые цветочки

1

Всего занятий в год

36

 

2.3. Календарно-тематическое планирование

Вторая младшая группа

№п\п

Программное содержание  

Техника  

Материалы и оборудование  

Кол-во  

часов

1

Тема: Игра-беседа «Условия безопасной работы».        

Цель: формировать такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно», вызвать желание соблюдать правила безопасности. Развивать внимание, мышление, память.  Воспитывать аккуратность.

Ножницы, цветные карандаши, мелки, акварельные краски, ватные палочки,

губки         разной конфигурации.

1

2

Тема:        «Разноцветные        листочки».

Цель: освоение художественной техники печатания. Нанесение краски с помощью кисточки на листья и создание изображений-отпечатков. Развитие чувства цвета. Воспитывать аккуратность.

Печатание

Листы        бумаги с контурным изображением листьев, кисти, набор        гуашевой бумаги, стакан с

водой.

1

3

Тема: «Весёлые мухоморы».

Цель: упражнять в технике рисования пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать аккуратность.  

Рисование  пальцем  

Листы бумаги, нарисованные грибами на каждого ребенка, набор гуашевой краски, стакан с водой, салфетки бумажные.

1

4

Тема: «Волшебный дождик»

Цель: упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать дождик различных оттенков. Воспитывать желание рисовать.

Рисование пальцами  

Тонированные листы бумаги, набор гуашевой краски, стакан с водой, салфетки бумажные

1

5

Тема:        «Красивая        неваляшка».

Цель: учить детей изображать губкой игрушку, состоящую из нескольких частей округлой формы разной величины; закреплять знания цветов; закреплять умение держать правильно губку, кисть и пользоваться ею (набирать краску на весь ворс, снимать лишнюю краску о край баночки, держать тремя пальцами кисточку). Развивать самостоятельность, аккуратность, умение слушать и видеть. Воспитывать интерес к рисованию.

Тампонирование  

Игрушка        -

неваляшка, гуашь 6 цветов, кисточки, стакан с водой, поролоновые губки разных размеров, бумага        белого, желтого и зеленого цветов, стакан    с водой, салфетки бумажные.

6

Тема: «Моя любимая игрушка – мишка».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету с использованием поролона. Развивать художественно-творческие способности; вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.        Воспитывать     аккуратность в работе.  

Рисование штампика ми          

Игрушка - мишка, гуашь 6 цветов, кисточки, стакан с водой, поролоновые губки – трафареты мишки разных размеров, бумага белого, желтого и зеленого       цветов, стакан  с водой, салфетки бумажные.

1

7

Тема: «Осенний лист».

Цель: учить детей закрашивать лист гуашью и нанести на лист бумаги «отпечаток». Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус. Воспитывать чувства прекрасного, приобщение к природе.

Отпечаток  

Листья       деревьев,

бумага        для

рисования, баночка с водой,

акварельные краски, кисть, простой карандаш, стакан с водой, салфетки    бумажные.

1

8

Тема: «Чудо яблоко».        

Цель: учить рисовать яблоко ватными палочками, с помощью точек, не выходя из контура. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении

приемов работы.

Тампонирование

Муляж яблоко, гуашь трех

цветов,     готовые

контуры       яблоко,

ватные палочки, салфетки бумажные, стакан с водой.

1

9

Тема: «Опята на пенечке».        

Цель: продолжать навыки рисования ладошкой и пальчиком на листе бумаги. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность в процессе творческой деятельности.

Рисование ладошкой

Тонированные листы        бумаги, пальчиковая краска желтого                и

коричневого цвета, влажные салфетки, иллюстрация

«Опята на пенечке».

1

10

Тема: «Расписные деревянные ложки».

Цель: ознакомить с русским декоративным прикладным искусством, с хохломской росписью (элементами, композицией). Учить наносить узоры с помощью тонкой кисточки. Развивать художественные способности        к        изобразительной деятельности, умение принимать и самостоятельно реализовать творческую задачу, творческое воображение. Воспитывать интерес и любовь к рисованию, аккуратность в работе с

гуашью.

Рисование кистью

Вырезанные из белой        бумаги

силуэты ложек, кисти тонкие, гуашь желтого, черного, красного цветов, салфетки бумажные, стакан с водой.

1

11

Тема: «Свистулька – птичка».

Цель: ознакомить с русским музыкальным инструментом, с хохломской росписью (элементами, композицией). Учить наносить узоры с помощью пальцев. Развивать художественные способности к

изобразительной    деятельности, умение принимать и самостоятельно реализовать творческую        задачу,        творческое воображение. Воспитывать интерес и любовь к рисованию, аккуратность в

работе с гуашью.

Рисование пальцем        

Вырезанные из белой        бумаги

силуэты птичек- свистулек, гуашь желтого, черного, красного, белого

цветов,    салфетки бумажные, стакан с водой.

1

12

Тема: «Следы оленя».        

Цель: научить комбинировать нетрадиционные техники рисования «тычок сухой кистью» и «печать губкой» в одной работе. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.  Воспитывать аккуратность.

Рисование  губкой    

Тонированные листы бумаги, гуашь белого черного цветов, стакан с водой, губки, ватные палочки, салфетки

бумажные.

1

13

Тема: «Танец      сказочных      снежинок».

Цель:        продолжать                навыки нетрадиционного изображения снежинок ватными                палочками.        Развивать воображение и творческие способности детей.       Воспитывать       положительное

отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми.

Рисование ватными

палочками

Лист картона синего цвета, гуашь белая, ватная палочка, баночка для воды, салфетки.

1

14

Тема: «Деревья в снегу».

 Цель: формировать умение нанести на крону дерево с помощью коктейльной трубочки «кляксы», умение аккуратно пользоваться гуашью. Развивать творческие способности, мелкую моторику руки, обогащать словарный запас детей. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность.

Кляксогра   фия      

Картины        с

изображением зимних деревьев, искусственные

деревья, гуашь

белого         цвета, коктейльные трубочки на каждого ребенка,

салфетки бумажные.

1

15

Тема: «Портрет       Дед       Мороза».

Цель: продолжать учить детей использовать технику рисования

«ладошкой», умение анализировать свой труд и труд других детей. Развивать чувство ритма, цвета, композиции. Воспитывать эстетические и нравственные чувства.

Рисования ладошкой

Набор новогодних открыток        с изображением Дед Мороза,

тонированные листы бумаги, гуашь 6 цветов, стакан с водой, бумажные салфетки.

1

16

Тема:        «Новогодние        гирлянды».

Цель: продолжать использовать технику рисования «пальцем», используя разного цвета гуашь. Развивать глазомер и чувство пропорций. Воспитывать аккуратность в работе

Рисование пальцем

Готовые елки, вырезанные из картона,

тонированные листы бумаги, гуашь 6 цветов, стакан с водой, бумажные салфетки.

1

17

Тема:        «Веселые        снеговики».

Цель: продолжать навыки рисования губкой, умение дополнять недостающие детали кисточкой. Развивать мелкую моторику, творческое воображение. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию.

Тампонирование

Игрушка – снеговик, тонированные листы бумаги, губки разных размеров круглой формы, кисточки, гуашь 6 цветов, стакан с водой,    бумажные

салфетки.

1

18

Тема: «Заяц на снегу».

Цель: продолжать учить рисовать методом «тычка»; закреплять умение детей рисовать мелкие детали. Развивать умения у малышей воплотить в рисунке характерные признаки зайчика, творчески дополнять изображение деталями, передавать цвет, пропорции между частями,

Воспитывать        отзывчивость, желание прийти на помощь.

Рисование методом

«тычка»  

Листы голубой или синей бумаги с нарисованными контурами зайчат, палочка-из

поролона, белая гуашь, фломастеры разных цветов, тушь и палочка, образец зайчонок,

нарисованный

методом тычка, игрушечный заяц, стакан     с     водой, салфетки бумажные.

1

19

Тема: «Желтые цыплятки».

Цель: продолжать учить рисовать методом «тычка», закреплять умение детей рисовать мелкие детали. Развивать художественно-творческие способности. Воспитывать аккуратность.

Рисование методом

«тычка»  

Картина «Жёлтые цыплятки», тонированные листы бумаги, гуашь желтого и коричневого цветов, стакан с водой, бумажные салфетки.

1

20

Тема: «Сказочная рыбка».

Цель: продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги рыбу, закрепить знание желтого и оранжевого цвета, развивать творческое воображение. Воспитывать  аккуратность.

Рисование ладошкой

Картина «Рыбы», тонированные листы бумаги, гуашь красного и оранжевого        и черного цвета,

стакан        с водой, бумажные салфетки.

1

21

Тема: «Подводное царство».

Цель: продолжать рисовать пальчиками водоросли. Развивать глазомер и чувство ритма.        Воспитывать        интерес        к

изобразительной деятельности аккуратность, способствовать возникновению        чувства радости        от полученного результата.

Рисование пальчиками

Картина

«Подводное царство», тонированные

листы бумаги, гуашь6 цветов, стакан с водой, бумажные

салфетки.

1

22

Тема: «Летят        парашюты».

Цель: продолжать навыки рисования губкой, умение дополнять недостающие детали кисточкой. Развивать мелкую моторику, творческое воображение. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию.

Тампонирование

Картина «Парашют», тонированные листы бумаги, губки разных размеров

Круглой формы, кисточки, гуашь 6 цветов,    стакан   с водой, бумажные салфетки.

1

23

Тема: «Плывут паруса».

Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование ватными палочками, закреплять умение детей дорисовывать мелкие детали, не выходя за контур. Развивать художественно-творческие способности. Вызвать интерес к рисованию и творчеству, вызвать положительные эмоции, воспитывать аккуратность.

Рисование методом

«тычка»

Картина «Паруса», тонированные листы бумаги, гуашь 6 цветов, стакан с водой, бумажные салфетки.

1

24

Тема: «Красивые мимозы».  

Цель: учить рисовать детей ветку мимозы, используя метод тычка, учить смешивать краски для получения оранжевого цвета. Развивать эстетические чувства. Воспитывать внимание и любовь к маме.

Рисование методом

«тычка»

Букет        мимозы, картинки        с

изображением

мимозы, гуашь (желтая, красная, кисть для красок, тычок-        ватная

палочка, вода, салфетка, блюдечко для        смешивания

красок, бумага листа.

1

25

Тема: «Цветы для мамы».

 Цель:        учить        рисовать цветы новым

способом        изображения:        отпечаток – штампик  из дна пластиковой бутылки. Развивать мелкую моторику, фантазию, творчество. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.

Воспитывать аккуратность.

Рисование штампи -

ком  

Картина «Букет цветов», гуашь 6 цветов, штампик – дно бутылки, салфетка,

тонированные листы бумаги.

1

26

Тема: «Бусы для куклы».

 Цель: научить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски, закрепить основные цвета. Развивать творческое воображение.  Воспитывать любовь к рисованию.

Рисование пальцами

Шкатулка с бусами, тонированные листы        бумаги

Разного цвета, краски гуашевые, стаканчики с водой, фломастеры или цветные карандаши, салфетки бумажные

и матерчатые.

1

27

Тема: «Узор на платочке»

Цель: продолжать учить детей рисовать ватными палочками, ориентироваться на листе бумаги, уточнить и закрепить знания цветов. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Воспитывать аккуратность.

Рисование ватными палочками

Рисунок – образец, квадратные листы бумаги белого цвета, ватные палочки, набор гуашевой краски, салфетки бумажные.

1

28

Тема: «Звездочет».

Цель: учить детей рисовать готовым шаблоном – губкой наносить звезды. Развивать чувство композиции, ритма,

колорита, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Тампонирование

Тонированные листы бумаги, набор гуашевых красок, губки–звезды, влажные салфетки.

1

29

Тема: «Разноцветные колеса».        

Цель: умение замыкать линию в кольцо с помощью кисти. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать  аккуратность.

Рисование кистью

Гуашевые краски, кисточки, тряпочки, вода в банках, листы бумаги        с

изображением различных машин (на выбор) без колёс, круги из картона основных цветов разных размеров для прикладывания к машинам на рисунке,

игрушечная грузовая машина.

1

30

Тема: «Клубочки для котят»

Цель: продолжать навыки пользования круглыми губками – трафаретами. Развивать фантазию. Воспитывать аккуратность.

Тампонирование

Игрушка котенок, поролоновые тампоны, гуашь коричневого цвета, стакан с водой, салфетки бумажные.

1

31

Тема: «На что похожи наши ладошки». Цель: продолжить знакомить малышей с техникой рисования ладошкой. Развивать творчество, фантазию детей, умение находить знакомые образы в изображения. Воспитывать аккуратность.

Рисование ладонью

Презентация

«Волшебные ладошки», набор гуашевой краски, стакан с водой,  салфетки бумажные.

1

32

Тема: «Мячи       бывают       разные».

Цель: продолжать навыки рисования губкой, умение        дорисовывать недостающие детали. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Рисование губкой

Тонированные листы бумаги, набор губок разного размера, гуашь 6 цветов, стакан с водой, кисточки, бумажные.

1

33

Тема: «Воздушные шары».

Цель: учить рисовать воздушные шары, используя губки круглой формы.

Развивать чувство формы и композиции, создавать условия для развития

творческих способностей. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Тампонирование

Воздушные шары, губки        круглой

Формы разных размеров, гуашь 6 цветов, кисти, стакан     с     водой, салфетки бумажные.

1

34

Тема: «Салют».

Цель: учить рисовать салют с помощью коктельной трубочки «кляксография» (раздувании цветной капельки.) Развивать воображение и интерес к

художественному творчеству. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Кляксография  

Тонированные листы бумаги, гуашь

6 цветов,

коктельные    трубочки на каждого ребенка, стакан с водой,

салфетки бумажные.

1

35

Тема: «Одуванчик».

Цель: упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиком, травкой. Развивать чувство композиции.

«Тычка»

Тонированные листы бумаги,

Жесткие кисти, набор гуашевых красок,    стакан    с водой, салфетки бумажные.

1

36

Тема: «Васильки, василечки – полевые цветочки».

Цель: освоение детьми нетрадиционной техники рисования – рисование ватными палочками. Развивать мелкую моторику рук детей, воображение и творческое

мышление, усидчивость. Воспитывать желание радовать своим творчеством.

Тампонирование

Тонированные листы         бумаги, гуашевые краски, ватные палочки, салфетки.

1

3. Организационный раздел.

3.1 Материально-технические условия реализации Программы

Материалы и оборудование:

  1. бумага разного формата, величины, цвета, фактуры; мольберт;
  2. акварельные краски; пальчиковые краски; гуашь;
  3. восковые и масляные мелки;
  4. фломастеры с толстым цветным стержнем; восковые свечи;
  5. ватные палочки; одноразовые вики; поролоновые печатки; губки – трафареты;
  6. набор художественных печатей; художественные ролики; коктейльные трубочки;
  7. цветные краски с мыльными пузырями;
  8. соль;
  9. салфетки бумажные; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти;
  10. предметные картины; иллюстрации сказок.

3.2. Список литературы

  1. Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
  2. Алексеевская   Н.А.   Карандашик   озорной.    –    М: «Лист», 2008.    –    144с. 3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2008. – 256с.
  3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  4. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников» - СПб.: Детство Пресс, 2000г.
  5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
  7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  8. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  9. Колль, Мери   Энн   Ф.   Рисование   красками.   –   М: АСТ: Астрель, 2005.   –   63с.
  10. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005.
  11. – 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Ходит осень по дорожкам". "Вот художник, так художник, смело в руки краски взял, осень нам нарисовал!.."

Конспект открытого занятия На тему«Ходит осень по дорожке»  Провела:воспитатель 1-ой мл. группыЗубкова Алла Гаяровна.Задачи:1.     дать элементарные представления о ...

Развлечение к недели юных художников На тему: «В гости к художнику»

Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: Вызвать   интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.Обучающие задачи:Учить детей различать и называть цвета. Учить отг...

Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо

Мастер класс  для воспитателей «техника рисования человека»  с  детьми 4 - 7лет«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе «Осень Петербурга в картинах художников из Русского музея и Эрмитажа, в картинах современных петербуржских художников» с использованием интерактивной доски.

Музыкальный руководитель Долгова А. Н.ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-ПетербургаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие&r...

Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА» (знакомство с профессией художника)

Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА»(знакомство с профессией художника)                                  ...

Презентация "8 декабря - Международный день художника. Беседа о курганском художнике Г.А.Травникове"

В данной презентации содержится материал об изобразительном искусстве, а также дети могут кратко знакомится с творчеством Г.А.Травникова - известного курганского художника....