Конспект занятия по ИЗО "Дымковская игрушка" в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Соломка Анастасия Андреевна

Цель: создать условия для ознакомления детей с предметами декоративно-прикладного искусства, дымковской игрушкой и формирования у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_izo_v_starshey_gruppe_dymkovskaya_igrushka.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в старшей в группе «Дымковская игрушка».

Цель: создать условия для ознакомления детей с предметами декоративно-прикладного искусства, дымковской игрушкой и формирования у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи.

Задачи:

Обучающие задачи:

1. Продолжить знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.

2. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Развивающие задачи:

1. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

2. Развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов.

3. Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.

4. Развивать чувство симметрии, ритма.

Воспитательные:

1.  Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров.

2.  Способствовать проявлению положительных эмоций.

3.  Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Словарная работа:  Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Средства:

• картинки с изображением дымковских игрушек;

• литературные стихи;

• оборудование - рисования дымковской барыни; фигуры дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, гуашь.

Ход занятия:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг,

Слева — друг и справа — друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам принесли посылку. Хотите узнать от кого она и что же в этой посылке?Располагайтесь поудобнее и посмотрим, что в посылке.

Дети присаживаются на лавочки.

Так! Так! Здесь написано «Для детей старшей группы «Почемучки» от русских мастеров»

А сейчас посмотрим, что же нам прислали мастера. Всё это дымковские игрушки.  Нравятся они вам? Эти игрушки сделали из глины народные мастера. Мастера были разные: у каждого было своё дело, одни лепили игрушки, другие их расписывали. А еще в посылке лежит письмо, давайте прочитаем его. Мастера пишут, что есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково (показать фотографию).Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.Самыми известными дымковскими игрушками были женские фигуры – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, кофточки, кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Также мастера изготавливали такие игрушки как: барашек, козлик, олень, конь, индюк, петух, свистульки и другие. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим эти игрушки. Какие краски используют дымковские мастера?

Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую.

Воспитатель: (Достать краски этих цветов). Краски эти яркие, праздничные. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом их раскрашивают белым и рисуют красивые узоры.А какие элементы дымковского узора вы знаете?

Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии.

Воспитатель: Узоры простые, но выбраны не случайно. Мастера вкладывали в них особый смысл: круги (показывает образец отдельных элементов) означали солнце, волнистая линия –вода, маленькие кружочки- семена. Также узоры означали росточки и засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их урожай.

Воспитатель: А в письме из села Дымково есть продолжение.Воспитатель читает письмо: «Ребята, мы знаем, что вы уже научились украшать дымковским узором фигурки и мы хотим посмотреть какие узоры получатся у вас. Высылаем вам эскизы дымковских игрушек и альбом, в котором мы сможете разместить ваши работы»

Обратить внимание детей на нераскрашенные эскизы дымковских игрушек.

Воспитатель: Посмотрим, какие изображения каких игрушек здесь есть.

Дети: Барышня, олень, барашек, конь.

Воспитатель: Дети, предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и раскрасить эти эскизы как дымковские мастера.А потом готовые изображения мы сфотографируем и отправим мастерам.

И вы можете сами выбрать изображение какой игрушки вы будете расписывать. Выбирайте и отправляемся в нашу художественную мастерскую.

(Дети выбирают игрушку и занимают места за столами).

Посмотрите, здесь у нас с вами лежат краски, кисточки. Здесь есть все для работы!

Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать.

Пофантазируйте и придумайте свой узор. Постарайтесь его сделать ярким и нарядным. Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, если линиями – всем ворсом кисточки, точки – горошины.

Пальчиковая гимнастика

Прежде, чем рисовать

Предлагаю пальчики размять.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, друзья,

За работу вам пора.

Воспитатель: А теперь ребята можете приступать к работе.Желаю вам хорошо потрудиться!

Дети рисуют узоры.

Рефлексия:

А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

Воспитатель: Как замечательно вы украсили силуэты! Ребята, давайте положим их рядышком на этот стол, чтобы они подсохли, после чего мы вклеим их в альбом, переданный нам мастерами.

Дети кладут свои раскрашенные силуэты на стол.

Воспитатель: Посмотрите, какими получились ваши изображения?

Дети: Яркие, красочные, красивые.

Воспитатель: Понравилось вам быть подмастерьями?

Дети: Да!

Воспитатель: А сейчас я сфотографирую ваши работы для мастеров

Сфотографировать и показать детям, что получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе « Игрушки» на тему: «Куст рябины»

Занятие по изодеятельности , рисование  куста калины (с использованием ватных палочек)....

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки».

Цель: Закреплять навыки работы с пластилином, развивать умение использовать в лепке бросовый материал.Образовательные области: познавательное развитие , художественно- эстетическое развитие,...

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Один дома" ( Спички- детям не игрушки )

Если спички  вруки взял, сразу ты опасным стал-ведь огонь, что в них живёт, много бед всем принесёт!...

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки».

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки»....

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе "Роспись дымковской игрушки"

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству...