Конспект занятия по ИЗО "Дымковская игрушка" в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: создать условия для ознакомления детей с предметами декоративно-прикладного искусства, дымковской игрушкой и формирования у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию в старшей в группе «Дымковская игрушка».
Цель: создать условия для ознакомления детей с предметами декоративно-прикладного искусства, дымковской игрушкой и формирования у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи.
Задачи:
Обучающие задачи:
1. Продолжить знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.
2. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.
2. Развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов.
3. Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.
4. Развивать чувство симметрии, ритма.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров.
2. Способствовать проявлению положительных эмоций.
3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Словарная работа: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Средства:
• картинки с изображением дымковских игрушек;
• литературные стихи;
• оборудование - рисования дымковской барыни; фигуры дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, гуашь.
Ход занятия:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева — друг и справа — друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам принесли посылку. Хотите узнать от кого она и что же в этой посылке?Располагайтесь поудобнее и посмотрим, что в посылке.
Дети присаживаются на лавочки.
Так! Так! Здесь написано «Для детей старшей группы «Почемучки» от русских мастеров»
А сейчас посмотрим, что же нам прислали мастера. Всё это дымковские игрушки. Нравятся они вам? Эти игрушки сделали из глины народные мастера. Мастера были разные: у каждого было своё дело, одни лепили игрушки, другие их расписывали. А еще в посылке лежит письмо, давайте прочитаем его. Мастера пишут, что есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково (показать фотографию).Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья.Самыми известными дымковскими игрушками были женские фигуры – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, кофточки, кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Также мастера изготавливали такие игрушки как: барашек, козлик, олень, конь, индюк, петух, свистульки и другие. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим эти игрушки. Какие краски используют дымковские мастера?
Дети: Красную, зеленую, синюю, черную, жёлтую, оранжевую.
Воспитатель: (Достать краски этих цветов). Краски эти яркие, праздничные. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом их раскрашивают белым и рисуют красивые узоры.А какие элементы дымковского узора вы знаете?
Дети: Полоски, линии, кружочки, кольца, точки, клеточки, волнистые линии.
Воспитатель: Узоры простые, но выбраны не случайно. Мастера вкладывали в них особый смысл: круги (показывает образец отдельных элементов) означали солнце, волнистая линия –вода, маленькие кружочки- семена. Также узоры означали росточки и засеянное поле. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их урожай.
Воспитатель: А в письме из села Дымково есть продолжение.Воспитатель читает письмо: «Ребята, мы знаем, что вы уже научились украшать дымковским узором фигурки и мы хотим посмотреть какие узоры получатся у вас. Высылаем вам эскизы дымковских игрушек и альбом, в котором мы сможете разместить ваши работы»
Обратить внимание детей на нераскрашенные эскизы дымковских игрушек.
Воспитатель: Посмотрим, какие изображения каких игрушек здесь есть.
Дети: Барышня, олень, барашек, конь.
Воспитатель: Дети, предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и раскрасить эти эскизы как дымковские мастера.А потом готовые изображения мы сфотографируем и отправим мастерам.
И вы можете сами выбрать изображение какой игрушки вы будете расписывать. Выбирайте и отправляемся в нашу художественную мастерскую.
(Дети выбирают игрушку и занимают места за столами).
Посмотрите, здесь у нас с вами лежат краски, кисточки. Здесь есть все для работы!
Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать.
Пофантазируйте и придумайте свой узор. Постарайтесь его сделать ярким и нарядным. Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, если линиями – всем ворсом кисточки, точки – горошины.
Пальчиковая гимнастика
Прежде, чем рисовать
Предлагаю пальчики размять.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, друзья,
За работу вам пора.
Воспитатель: А теперь ребята можете приступать к работе.Желаю вам хорошо потрудиться!
Дети рисуют узоры.
Рефлексия:
А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.
Вот игрушки так игрушки!
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней чудной красоты,
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди, мастера!
Воспитатель: Как замечательно вы украсили силуэты! Ребята, давайте положим их рядышком на этот стол, чтобы они подсохли, после чего мы вклеим их в альбом, переданный нам мастерами.
Дети кладут свои раскрашенные силуэты на стол.
Воспитатель: Посмотрите, какими получились ваши изображения?
Дети: Яркие, красочные, красивые.
Воспитатель: Понравилось вам быть подмастерьями?
Дети: Да!
Воспитатель: А сейчас я сфотографирую ваши работы для мастеров
Сфотографировать и показать детям, что получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе « Игрушки» на тему: «Куст рябины»
Занятие по изодеятельности , рисование куста калины (с использованием ватных палочек)....

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки».
Цель: Закреплять навыки работы с пластилином, развивать умение использовать в лепке бросовый материал.Образовательные области: познавательное развитие , художественно- эстетическое развитие,...

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Один дома" ( Спички- детям не игрушки )
Если спички вруки взял, сразу ты опасным стал-ведь огонь, что в них живёт, много бед всем принесёт!...

Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки».
Конспект занятия по лепке в старшей группе. Тема: «Киндер- игрушки»....

Конспект занятия по лепке в старшей группе с использованием бросового материала «Киндер- игрушки»
Конспект заняия по лепке...

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе "Роспись дымковской игрушки"
Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству...

