Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебные краски" в первой младшей группе.
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Вельмискина Любовь Викторовна

Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Волшебные краски" 841.53 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ekate\OneDrive\Рабочий стол\IMG_20251003_132349.jpg

Программа кружка «Волшебные краски» нетрадиционные техники рисования для детей 2-3 лет

Описание: рабочая программа кружка предназначена для детей 2-3 лет, педагогам дошкольного образования, педагогам дополнительного образования.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Структура.
6. Сроки реализации кружковой программы.
7. Методы обучения.
9. Материалы.
10. Перспективный план занятий.
11. Использованная литература.

 

Пояснительная записка.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

           Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 2-3 года.

Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик   на красоту создаваемых работ,  знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.
Актуальность.
Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

Цель: формировать интерес приемам нетрадиционной техники рисования у детей раннего возраста..

Работа кружка «Волшебные краски» призвана решать следующие задачи:

-Обучать простейшим способам изображения, созданию композиций из мазков, пятен, кругов, линий, форм.

-Развивать воображение  детей.

-Развивать активную речь.

-Развивать наглядно-образное мышление через нетрадиционные методы изобразительной деятельности.

-Вовлекать дет ей в диалог в процессе создания коллективных и индивидуальных работ.

-Воспитывать аккуратность в детях.

 


Структура занятий:
Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, воспитатель обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. Дети обучаются работать с различными инструментами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики – палитра, печать от руки, тампонирование и так далее). На третьем этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.
Формы работы:

  1. Практические занятия, в т. ч. Беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.
  2. Выставки работ.

Сроки реализации кружковой программы: Программа кружка «Волшебные краски» предназначена для детей 2-3 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Годовой календарный учебный график.

1.Режим работы учереждения

Время работы кружка

Вторая половина дня. Вторник /четверг

Длительность занятия

10 минут

Количество детей посещающих

8

Возраст детей

2-3

2.Продолжительность учебного года

Учебный год

С 01.10.2025- 15.05.2026

32 недель

Мониторинг достижении детьми планируемых результатов

Итоговый мониторинг

15 мая 2026г

Список детей первой младшей группы №1

Ф.И.

Возраст

1

Бутяев Ярослав

13.08.2023

2

Гонтарь Валерия

24.11.2023

3

Джикия Руслан

24.08.2023

4

Куркина Екатерина

20.04.2023

5

Куприянова Надя

17.03.2023

6

Патрикеева Вика

17.07.2023

7

Спиркин Алексей

12.06.2023

8

Фатькин Тимур

12.03.2023

9

10

11


Методы обучения:
– Словесный (рассказ-объяснение, беседа,);
– Наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий);
– Практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков).

Планируемые результаты:

– создают дети образы, используя различные изобразительные материалы и техники;
– формируются изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом;
– развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение, самостоятельность;
– проявляется творческая активность и развитие уверенности в себе.
Материалы: листы бумаги,  гуашь, краски, ватные палочки, вилка, бумажная втулка, влажные салфетки, одноразовые тарелочки, кисточки с жестким ворсом.

 

                                          

Нетрадиционные техники рисования

 -Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

– Рисование ладошкой: ребенок опускает в краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

 –Рисование ватными палочками (метод тычка): кончик палочки просто окунается в краску (лучше всего использовать гуашь), а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе.

- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

        

Перспективный план работы кружка «Разноцветные ладошки » нетрадиционная техника рисования на 2021-2022учебный год



Тема занятия

Нетрадицион-ные техники

                             Задачи

Материал

Сентябрь

1. «Волшебные краски»

Рисование пальчиками,  ладошками.

Познакомить детей с красками и их свойствами. Учить делать отпечатки пальчиками и ладошками. Воспитывать аккуратность.

Бумага, краски, салфетки.

2. «Мой любимый дождик

Рисование пальчиками

 Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень.

Бумага наклеенными тучками разной величины, синяя гуашь в тарелочке , салфетки.

3. «Осень золотая».

 

Рисование пальчиками.

Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».

 Учить детей набирать краску на палец. 

Развивать мелкую моторику рук.

Гуашь, листы бумаги с предварительно нанесенным изображением дерева, салфетки.

4. «Божьи коровки на лужайке»

 

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».

 Учить детей набирать краску на палец. 

Развивать мелкую моторику рук.

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, на каждого ребенка, черная гуашь в тарелочках (мисочках).

Октябрь

1. «Воздушные шары».

 

Оттиск пробкой.

Познакомить с новой техникой – оттиск пробкой. Развивать цветовосприятие, воспитывать аккуратность.

Пробки, печатки, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.

2.  «Моя любимая чашка».

 

 

Оттиск пробкой, печатками.

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять  использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность.               

Вырезанные из бумаги  чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, посуда.

3.«Ягоды и яблочки»

Оттиск печаткой из картофеля, оттиск пробкой

Познакомить с нетрадиционной техникой печатания. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчест-во в дорисовывании предметов упражнять  в расположении рисунка по всей плоскости листа.

листы бумаги овальные, квадратные, круглые (диаметр 16 см) пастельных тонов, печатки из картофеля круглой формы, пробки, мисочки с гуашью для печати и рисования пальчиками, салфетки, эскизы с изображениями натюрморта на тарелках разной формы, на подносе

4. «Осень вновь пришла»

Рисование пальчиками.

Расширять  представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.

Бумага размером 1\2 альбомного листа с нарисованным деревом, гуашь желтая, красная.

4.  «Опята -дружные ребята»

 

Рисование пальчиками

 

Подводить детей к созданию несложной композиции.

Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).

Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая

Ноябрь

1«Кисть рябинки»

 

Рисование ватной палочкой

Учить рисовать  ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах

Квадратный лист цветной бумаги  с нарисованной веточкой, зеленая и желтая, красная гуашь в тарелочках (мисочка), салфетки, ветка рябины. Или иллюстрация

2«Аквариум»

Рисование ладошкой.

 Познакомить с новой техникой рисования. Учить ребёнка вообр-ажать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цве-том. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

лист формата А4 голубого цвета, разноцветная гуашь-желтая, зеленая, красная, салфетки, кисти, иллюстрации рыб.

2. «Солнышко» (коллективная работа)

Рисование  ладошками.

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Ватман голубого цвета с желтым кругом в центре, гуашь желтая в мисочках, салфетки.

 

. "Жили у бабуси два гуся" 

Рисование ладошкой весёлых

продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закреплять умение дополнять изображение деталями 

листы бумаги А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь в тарелочке. Иллюстрации с птицами.

3.

 «Ягоды на тарелочке».

 

Рисование пальчиками.

 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета.

 

1«Кисть рябинки»

 

Рисование ватной палочкой

Учить рисовать  ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах

Квадратный лист цветной бумаги  с нарисованной веточкой, зеленая и желтая, красная гуашь в тарелочках (мисочка), салфетки, ветка рябины. Или иллюстрация

4. «Свитер для друзей».

 

 

Рисование ватными палочками.

 Закреплять технику рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Две куклы – мальчик   девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

Декабрь

1«Первый снег»

 

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).         

Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки.

 

2. «Я слепил снеговика»

 

Оттиск смятой бумагой»

Познакомить с новой техникой – оттиск смятой бумагой.

Газета, бумага размером 1\2 альбомного листа, белая гуашь.

3. «Новогодние игрушки»

 

Оттиск печатками из картофеля.

Продолжать учить детей пользоваться печатками. Закреплять умение украшать изображение.

Печатки из картофеля разной формы, бумага с изображением кругов, гуашь  разных цветов.

4.«Маленькой ёлочке холодно зимой»

Рисование пальчиками, оттиск печатками

 

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить рисовать ёлочку. Воспитывать аккуратность

маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, коричневая гуашь, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетка, картофель.

 

        

        Январь

1. «Веселый слоник»

 

Рисование ладошкой

Продолжать знакомить с техникой рисования ладошкой. Побуждать детей дополнять изображение деталями. Развивать воображение.

Бумага, гуашь голубого цвета, салфетки, фломастер.

2.«Мои рукавички»

Оттиск  пробкой

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета

Февраль

1.

«Красивая салфеточка».

Рисование пальчиками.

 

Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Белая бумага квадратной формы. Гуашь разных цветов.

2.

«Кораблик для папы» (занятие 1-е).

Скатывание бумаги

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.

Салфетки, изображение кораблика, клей, салфетки.

3.

«Кораблик для папы» (занятие 2-е).

Скатывание бумаги

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.

Салфетки, изображение кораблика, клей, салфетки.

2. «Веселые цыплята»

 

Оттиск пробкой, ватными палочками.

Продолжать знакомить с техникой «оттиск пробкой». Побуждать детей дополнять изображение деталями.

 Развивать  у детей чувства цвета и формы.

Гуашь желтого и красного цветов,  печатки разного размера, бумага, салфетки, ватные палочки.

Март

1. «Ветка мимозы

для мамы»

рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции

открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, ½ альбомного листа или картона с нарисованной веткой  и листьями мимозы, гуашь желтая, салфетки, иллюстрации

 

2. «Весёлый осьминог».

Рисование ладошками.

 

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Листы белой бумаги. Гуашь синего цвета.

 

3. «Сладкая малинка»

 

Рисование пальчиками.

 

Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить передавать характерные особенности малины.

Бумага с контурным изображением малины, гуашь красного и зеленого цветов, салфетки.

4.

«Нарядные матрешки»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь, салфетки

        

        Апрель

1. «Два медвежонка»

 

Оттиск смятой бумагой, ватными палочками.

Продолжать знакомить с новой техникой – оттиск смятой бумагой.

Газета, ватные палочки, Бумага размером 1\2 альбомного листа, коричневая и черная гуашь.

1.«Виноград»

 

Рисование пальчиками.

 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда, гуашь синего и зелёного цвета.

3. "Арбуз"

Рисование пальчиками и ватной палочкой

рисование ватными палочками нетрадиционного рисования. Учить наносить ритмично ватной палочкой равномерные точки. 

вырезанные и раскрашенные кусочка арбуза, гуашь черная, ватные палочки, салфетки.

4. «Лебеди на озере»

 

Рисование ладошкой.

Учить детей рисовать птиц при помощи ладони.

 Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию.

 Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.

Мисочки с белой гуашью, голубая тонированная бумага, салфетки, черный фломастер.

Май

1. «Сирень в корзине»

 

Рисование пальчиком.

 

Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Побуждать детей к самостоятельности. Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы.

Бумага с изображением корзины, гуашь фиолетовая, салфетки.

2. «Красивые цветы для пчелки»

Рисование ладошкой

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.

Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки

3. «Яблоки и груши»

Оттиск печатками из фруктов.

 Продолжать знакомить детей с техникой оттиск печатками. Развивать умение красиво располагать изображения фруктов на тарелке.

Круги из бумаги, разрезанные пополам яблоки и груши, гуашь красная, желтая и зеленая в мисочках, салфетки.

4.

«Рисуем, что хотим».

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: учеб. пособие / И.А.Лыкова. - М.: Москва, 2007.- 144с.

2.  Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет[Текст]: пособие для занятий с детьми /. . Колдина Д.Н. - М.: Мозайка - синтез, 2008.- 56с.

3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2- М.: Издательство Скрипторий 2003», 2008
4.Занятие по рисованию с дошкольниками /Под.ред.Р.Г.Казаковой=М.:ТЦ Сфера,2020.-128с.

5.Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагога дополнительного образования по направлению «Общеразвивающей направленности Кроха» для детей первой младшей группы 2-3 года на 2018-2019 учебный год.

Развитие  детского творчества является  актуальной проблемой, так как творчество – это  деятельность  человека, преобразующая природный и  социальный мир в соответствии ...

Проект по адаптации детей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25». Автор: Воспитатель : Леженникова Антонина Михайловна Проект по адаптации детей первой младшей группы «Давайте познакомимся»

Вид проекта: краткосрочный 2 недели.Участники проекта: дети 1 младшей группы; родители детей, воспитатель.АктуальностьАдаптация ребенка – процесс вхождения малыша в новую для него сред...

Рабочая программа дополнительного образования работы в первой младшей группе «Занимательная сенсорика»

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию орг...

Рабочая программа дополнительного образования работы в первой младшей группе «Умные пальчики»

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски» (первая младшая группа №2)

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Зан...