Арт-терапия для детей 5 лет: Практикум для родителей и педагогов.
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Швачко Елизавета Дмитриевна

Арт-терапия подобна волшебному ключику, открывающему двери внутреннего мира ребёнка. Здесь краски смешиваются с эмоциями, кисть становится проводником чувств, а лист бумаги превращается в бескрайнее поле творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия для детей 5 лет: Практикум для родителей и педагогов.

Пять лет — это возраст «почемучек» и неуемной фантазии. Ребенок активно познает мир, но далеко не все свои переживания, страхи или радости он может выразить словами. Именно здесь на помощь приходит арт-терапия - безопасный и увлекательный «мост» между внутренним миром ребенка и внешней реальностью.

Что такое арт-терапия и чем она полезна для пятилетки?

Арт-терапия - это не урок рисования, где важно красиво изобразить домик. Это метод психологической работы, где главный процесс - самовыражение через творчество. Для ребенка 5 лет это особенно актуально, потому что:

  • Снимает эмоциональное напряжение: Позволяет выплеснуть тревогу, агрессию, ревность в социально приемлемой форме.
  • Развивает эмоциональный интеллект: Помогает распознавать и называть свои чувства (гнев, радость, грусть).
  • Стимулирует развитие: Совершенствует мелкую моторику, сенсорное восприятие, воображение и речь.
  • Помогает решить внутренние конфликты: Через рисунок или лепку ребенок может проиграть и пережить сложную для него ситуацию (ссору с другом, страх темноты, адаптацию к садику).
  • Укрепляет самооценку: В арт-терапии нет понятия «правильно» или «красиво». Любой результат ценится и принимается.

Основные правила проведения практикума

1. Безоценочность. Никогда не говорите: «Это не похоже» или «Здесь ты испортил». Вместо этого используйте «я-сообщения»: «Я вижу, тут ты использовал много красного», «Расскажи мне про свой рисунок».

2. Акцент на процессе. Важен не итоговый шедевр, а те чувства и действия, которые ребенок вложил в работу.

3. Право выбора. Предлагайте материалы, но позвольте ребенку самому решить, что и как он будет делать.

4. Ваше присутствие. Будьте рядом, проявляйте искренний интерес, но не вмешивайтесь без просьбы. Вы — поддерживающий зритель и помощник.

Практикум или техники арт-терапии для работы с детьми 5 лет

Вот несколько простых, но эффективных упражнений, которые можно легко провести дома или в детском саду.

«Каракули» или «Волшебные кляксы»

Цель: Снять напряжение, раскрепостить, развить воображение, выявить скрытые переживания.

Что понадобится: Лист бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки.

Ход работы:

1. Попросите ребенка расслабить руку и, не задумываясь, нарисовать на листе бумаги хаотичные линии, завитки, каракули. Можно делать это с закрытыми глазами.

2. Когда «каракули» готовы, вместе с ребенком внимательно посмотрите на получившееся изображение. Поворачивайте лист с разных сторон.

3. Задайте вопрос: «Что ты здесь видишь? На что это похоже?». Пятилетки с богатой фантазией легко увидят в кляксах дракона, облако, цветок или сказочного героя.

4. Предложите ребенку дорисовать образ, чтобы он стал более четким и узнаваемым.

Что это дает: Техника прекрасно снимает барьер «боюсь нарисовать неправильно». Она помогает психологу или родителю увидеть, что беспокоит ребенка (агрессивные «колючие» каракули могут говорить о напряжении, а плавные и легкие — о спокойном состоянии).

«Лепим свое настроение»

Цель: Научить ребенка осознавать и выражать свои эмоции через тактильные ощущения.

Что понадобится: Пластилин или соленое тесто разных цветов.

Ход работы:

1. Спросите у ребенка: «Какое у тебя сегодня настроение?».

2. Предложите ему слепить это настроение. Не подсказывайте. Это может быть абстрактная фигура, цветной шарик или конкретный образ (например, «солнечный зайчик» или «колючий ежик»).

3. Когда фигурка готова, расспросите о ней: «Почему оно такое гладкое/колючее?», «Какого оно цвета и почему?», «Что этому настроению хочется делать?».

4. Если настроение было плохое (например, ребенок слепил «серую тучку»), можно спросить: «А что может сделать эту тучку снова солнечной? Давай слепим это!». Это учит ребенка управлять своими эмоциями.

Что это дает: Лепка — это мощный антистресс. Разминая пластилин, ребенок выплескивает негативные эмоции. А создавая образ настроения, он учится его идентифицировать и понимать.

«Мое безопасное место»

Цель: Сформировать у ребенка чувство защищенности, справиться со страхами и тревогой.

Что понадобится: Большой лист бумаги (А3), краски (гуашь или акварель), кисточки, стаканчик с водой.

Ход работы:

1. Предложите ребенку закрыть глаза и представить самое уютное, безопасное и красивое место на свете. Это может быть реальное место (своя комната, бабушкин двор) или вымышленное (подводный замок, поляна в сказочном лесу).

2. Пусть он представит, что он находится там. Что он видит? Слышит? Чувствует?

3. Теперь предложите ему нарисовать это место. Помогите ему, если нужно, смешивать краски, чтобы получить нужный цвет.

4. После рисования обязательно попросите его «провести» вас по этому месту и рассказать о нем.

Что это дает: Эта техника - создание внутреннего ресурса. В моменты тревоги или перед сном ребенок мысленно может возвращаться в свое «безопасное место», что помогает ему успокоиться и почувствовать себя в защите.

Заключение

Арт-терапия для пятилетнего ребенка - это не лечение, а увлекательная игра, которая исцеляет. Это язык, на котором он может говорить с вами без слов. Не бойтесь экспериментировать, предлагать новые материалы (песок, крупы, природные материалы) и, самое главное, получать удовольствие от совместного творчества. Порой, рисуя или лепя рядом со своим ребенком, вы и сами сможете лучше понять его внутренний, такой яркий и хрупкий, мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару - практикуму для родителей и педагогов: "Аутичность, СДВГ, ЗРР "

Презентация на тему: "Гиперактивность, Аутичность, Задержка речевого развития"...

Семинар-практикум для родителей и педагогов «Умные пальчики»

Развитый мозг и неразвитая рука - закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать....

Теоретический материал к презентации семинара-практикума для родителей и педагогов: "Моторика, ее значение в жизни дошкольника"

Мультимедийная разработка содержит материал,  о тех вещах, которые заставляют взглянуть на них с непривычной стороны. Прищепки, горох, манная крупа, пуговицы, природный материал - это те вещи, ко...

Семинар-практикум для родителей и педагогов «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома»

Цель: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.Задачи:Дать определение понятию здоровья. Познакомить участников семинара-практикума с опыт...

Семинар-практикум для родителей и педагогов "Декоративная роспись в детском саду"

методика обучения детей декоративному рисованию в детском саду...

Семинар - практикум для родителей и педагогов: " Учим стихи с детьми"

Повышение педагогической грамотности родителей и педагогов по вопросу заучиванию стихов в условиях семейного воспитания....

Здоровый образ жизни малыша . Консультация-практикум для родителей и педагогов

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У большинства взрослых слабый мотивационный аспект ...