нетрадиционная техника рисования в детском саду
консультация по рисованию (подготовительная группа)
В статье раскрывается роль рисования в жизни детей, в том числе рисование с использованием нетрадиционных техник.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования в детском саду
Аннотация: В статье раскрывается роль рисования в жизни детей, в том числе рисования с использованием нетрадиционных техник. Описываются разнообразные виды нетрадиционных техник рисования.
Ключевые слова: нетрадиционная техника, рисование, дошкольники.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки, даже не имея никаких художественных навыков. Ребенок получает от таких занятий не только удовольствие, в этих играх он знакомится с цветом, свойствами красок.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Применяя нетрадиционные техники рисования, педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развития воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.
Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.
В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Их просто огромное разнообразное количество. Как правило, нетрадиционными техниками рисования пользоваться даже проще, потому что это не требует особых усилий и стараний от ребенка. Это очень увлекательное и занимательное занятие для детей и даже для взрослых.
Например, замечательно подходят для малышей такие техники как:
- Рисование пальчиками. Можно развести краску, например, в палитре или в отдельной тарелочке, либо же малыш может просто опустить пальчик в гуашь и тем самым наносить тычки на бумагу. Так малыши могут нарисовать, например, дождик к тучке, воздушные шарики, одуванчик и т.д.
- Рисование ладошкой. Тоже очень интересный способ для рисования. Ребенку помогают закрасить краской ладошку, после чего он просто прислоняет ладошку к листу бумаги. Таким образом, можно нарисовать бабочку, солнышко, цветочек и другое. А после дорисовать рисунок кисточкой.
- Рисование ватной палочкой. Для этого понадобятся ватные палочки, лучше по несколько для одного ребенка, чтобы использовать разные краски в рисунке. Дети просто опускают ватную палочку в смоченную краску и точечным нанесением изображают рисунок. так можно нарисовать, например, снежинки, горошек, дождик и т.д. Для малышей можно подготавливать шаблон, ведь ватными палочками можно нарисовать весь рисунок.
- Рисование с помощью штампа. В данной технике можно использовать вырезанные фигуры из поролона, листья с деревьев. Детям помогают нанести краску, затем ребенок прикладывает фигуру к листу бумаги, тем самым получается штамп. Также штамп можно нанести смятой бумагой или пакетом, лист бумаги мнется, наносится краска, ком бумаги придавливается к чистому листу и получается изображение. Так можно нарисовать цветочки, деревья.
- Тычок жесткой полусухой кистью. Для этого понадобится жесткая кисть, гуашь и бумага. Для малышей лучше сразу подготовить вырезанный силуэт пушистого или колючего животного (предмета) или нарисовать контур на листе. Кисть опускается в гуашь, затем ею ударяют по бумаге, держа при этом кисть вертикально. В итоге получается эффект пушистой или колючей поверхности. [4, с. 96
Техники рисования с старшими дошкольниками.
- Техника рисования «Монотипия». Лист складывают пополам, на одной половине рисуют красками, после чего лист складывают и получается симметричный отпечаток на другой половине листа. Таким образом, можно изобразить симметричный рисунок, например, бабочку, солнце или изобразить отражение в воде деревьев и другое.
- Рисование «Набрызгом» зубной щеткой. Зубную щетку можно окунуть в краску, либо же нанести краску на зубную щетку и с помощью стека или пальчика брызгать щеткой на лист бумаги. Так можно изобразить звезды в небе, дождик, одуванчик.
- Рисование вилкой. Вилка опускается в краску или краска наносится на вилку с помощью кисти. Затем делается отпечаток вилки на бумаге. Так можно нарисовать елку, цветочки.
- «Кляксография» или «Выдувание». На лист бумаги наносится пятно или клякса, берется коктейльная трубочка и клякса раздувается в разные стороны. После раздувания кляксы можно пофантазировать и придумать, что получилось, либо же намеренно взять краску нужного цвета и выдувать кляксу в правильном направлении. Могут получится цветочки, волосы, деревья.
- Рисование губкой или помпоном. Губка опускается в уже разбавленную краску, после чего наносятся отпечатки на бумагу.
- Рисование нитью. В этом случае лучше использовать либо 2 листа бумаги, либо сложенный пополам лист. От мотка ниток отрывается нитка необходимой длины. Нить аккуратно опускается в краску, затем ложится на лист бумаги как задумано, либо же разными узорами и сверху придавливается 2 листом или половинкой, затем нить резко вытаскивается. Теперь уже можно включить свое воображение и подумать на что похож рисунок.
- Рисование по мятой бумаге. Ребенок сминает лист бумаги, затем немного разглаживает и рисует. Таким образом, помятый лист придает рисунку небольшой объем.
- Рисование мыльными пузырями. Еще одна необычная техника рисования. Для которой необходимы: мыльные пузыри, краски, ложечка, коктейльная трубочка, пластиковые стаканчик ,или глубокая тарелочка. Мыльные пузыри можно сделать самим, либо же купить готовый вариант. Разбавить туда побольше краски для цвета. Дуть трубочкой до появления пузырьков. Пузырьки можно снять ложечкой и распределить по листу бумаги. Таким образом, получается необычный рисунок из пузырей. При использовании покупных мыльных пузырей, можно использовать прибор для пускания пузырей, сразу дуя на лист бумаги.
- Рисование крупой, солью или песком. Для рисования берется плотная основа, например, картон. Карандашом можно нарисовать рисунок. Затем намазывая детали клеем посыпать сверху песком, стряхивая лишний песок. При желании получить 3д эффект можно на уже готовый слой песка еще намазать клея и посыпать сверху песком и снова убирать лишний. И так до получения необходимого объема, но переусердствовать тоже не стоит.
- Рисование по мокрой бумаге. Бумага смачивается водой, затем берется кисточка и краски, краска наносится на мокрую бумагу. Это придаст эффект дождя или тумана на рисунке.
- Рисование с помощью восковых мелков (или свечи) и красок. Если ребенок нарисует что-либо восковым мелком, акварель не сможет закрасить мелок. Так и в этой технике. Ребенок рисует рисунок на листе бумаги, а сверху весь лист закрашивает акварелью. Таким образом, рисунок, нарисованный мелками останется прежним, а пробелы на бумаге закрасятся краской.
- Оттиск. Для этого пригодится мисочка с вложенной в нее штемпельной подушечкой из поролона, пропитанной гуашью, печатки и бумага. В качестве печатки можно использовать поролон, пробку, картофель, пенопласт, ластик, трафарет. Ребенок прижимает к штемпельной подушке печатку, прижимает к бумаге, тем самым остается отпечаток. Для печатки из картофеля надо разрезать картофель пополам, нарисовать на картошке фигуру, и взрослый с помощью ножечка убирает лишнее вокруг. Поролон и пенопласт лучше сразу отрезать нужной формы и размера.
- Рисование стопой. Такое рисование проводится с небольшим количеством детей. Перед занятием подготавливается тазик с теплой водой, полотенца для ног, на пол расстилается клеенка, на столе гуашь и непроливайка с теплой водой. Затем детки садятся на стульчики и начинают красками раскрашивать стопу, им в этом помогают, раскрашенную стопу детки прикладывают к листу бумаги, лежащему на полу и идут мыть ножки. А после можно дорисовать рисунок кисточкой.
- Граттаж. Для этого понадобится свеча, тушь, жидкое мыло, клей, широкая кисть, плотная белая бумага и палочка для царапанья. Ребенок натирает лист бумаги свечой. На воск наносится тушь и жидкое мыло. После высыхания выцарапывается рисунок палочкой.
- Тиснение. Для этого нужны карандаши, лист бумаги и рельефный предмет (монетки, пластмасса и т.д.). Рельефный предмет подкладывается под лист бумаги и закрашивается карандашами. Таким образом на листе бумаги получается 3д изображение рельефных предметов. [1, с. 75]
Стоит отметить, что использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности: снимает детские страхи; увеличивает уверенность в своих силах; развивает самостоятельность; формирует пространственное мышление; знакомит с различными материалами; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение и фантазию; формирует положительное отношение к искусству.
Дошкольникам очень понравились проведенные занятия. Они с нетерпением ждут следующего и пытаясь придумать свои техники нетрадиционного рисования.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Даже если ребенка не очень привлекает рисование, то нетрадиционные техники рисования точно помогут привлечь его интерес, часто детям такое рисование кажется куда интересней, чем привычные краски, кисточки и карандаши.
Список литературы:
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2 [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 189 с.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208 с.,
3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей [Текст] / А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
Подолко, Л. Е. Практические аспекты использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Подолко // Пространство и время. — 2018. — № 1 (55). — С. 63–67.
Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020. — 180 с.
Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. Учебное пособие для СПО / Т. С. Комарова. — М.: Юрайт, 2023. — 755c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Виды техники нетрадиционного рисования»
научить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах.научить видеть...
