Цель: Создание условий для развития умения рисовать предмет треугольной формы (морковку) и закрепления знания оранжевого цвета.
Задачи:
Образовательные:
· Учить детей рисовать предмет треугольной формы (морковку), закрашивать его, стараясь не выходить за контур.
· Закреплять знание оранжевого цвета.
· Формировать умение правильно держать кисточку, пользоваться краской.
Развивающие:
· Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
· Развивать чувство формы и цвета.
· Развивать внимание, умение слушать воспитателя.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание доводить работу до конца.
· Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
· Воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, желание помочь.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
· Рассматривание настоящей моркови, её формы и цвета.
· Беседа об овощах, дидактическая игра «Чудесный мешочек» (овощи).
· Чтение стихов и загадок про морковь.
· Разучивание пальчиковой гимнастики «Засолка капусты».
Материалы и оборудование:
Для воспитателя:
· Игрушка-зайчик (или другой любимый персонаж, например, Хрюша).
· Натуральная морковка или муляж.
· Мисочка-«грядка» с песком или крупой, куда можно «посадить» морковки.
· Образец рисунка «Морковка на грядке».
· Лист бумаги для показа.
Для детей:
· Листы бумаги тонированные (голубой, светло-зеленый – как небо и травка) или белые, формата А5.
· Гуашь оранжевого и зеленого цветов.
· Кисточки №6-8 (толстые, для малышей).
· Непроливайки с водой.
· Салфетки для кисточек и рук.
Ход занятия:
I. Вводная часть (3-4 минуты)
1. Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель привлекает внимание.
· «Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости прискакал Зайчик! (показывает игрушку). Но он какой-то грустный. Давайте поздороваемся с ним».
2. Создание проблемной ситуации (мотивация).
· Зайчик «шепчет» на ухо воспитателю.
· Воспитатель: «Ребята, Зайчик рассказал, что у него была целая грядка вкусной, сладкой морковки. Но пришла сильная буря и вырвала всю морковку с корнем! Теперь грядка пустая (показывает мисочку с песком), а Зайчику нечего кушать. Как мы можем ему помочь?»
· Выслушивает ответы детей (купить, принести из дома). Подводит к идее: «А давайте мы для Зайчика нарисуем много-много новых, красивых морковок! И он будет всю зиму сыт! Вы согласны?»
II. Основная часть (10-12 минут)
1. Рассматривание и обследование объекта.
· Воспитатель показывает настоящую морковку: «Чтобы нарисовать морковку, нужно хорошенько её рассмотреть».
· Вопросы детям:
· «Морковка, какая?» (Длинная, твердая, хрустящая).
· «Какого она цвета?» (Оранжевая).
· «А какой формы? Покажите пальчиками». (Широкая внизу, острая вверху. Воспитатель обводит пальцем форму, дети повторяют в воздухе).
· «А что это сверху у морковки?» (Хвостик, ботва, листики). «Какого они цвета?» (Зеленые).
2. Показ способов изображения.
· Воспитатель садится за мольберт или стол, чтобы все дети видели.
· «Сначала я возьму кисточку и окуну её в оранжевую краску. Лишнюю краску сниму о краешек баночки, чтобы кисточка не «плакала».
· «Рисовать морковку буду сверху вниз. Смотрите: у морковки острый носик. Я ставлю кисточку и веду вниз, делая морковку всё шире и шире. Вот одна сторона. Теперь рисую другую сторону: от носика ко дну. Получился треугольник, похожий на ёлочку».
· «Теперь я её аккуратно закрашу оранжевым цветом. Водим кисточку в одном направлении, не выскакиваем за края».
· «Морковка готова! Но она голая. Нужно нарисовать ей зеленые листики-хвостики. Помою кисточку. Наберу зеленую краску. Нарисую короткие штрихи-линии сверху, где у морковки был хвостик».
3. Проговаривание последовательности.
· «Что мы рисуем сначала?» (Оранжевую морковку-треугольник). «Потом что?» (Зеленые листики сверху).
· «А чтобы наши пальчики лучше рисовали, давайте их разомнем».
4. Пальчиковая гимнастика «Морковка».
У нас на грядке выросла морковка (показать большие пальцы).
Длинная-длинная, и очень-очень твердая (потереть кулачки друг о друга).
Мы потянем: раз! (имитация вытягивания).
Два! (повтор).
И три! (повтор).
Морковку вытянули, посмотрели, погладили (погладить ладошки).
И Зайчику отдали (протянуть руки вперед).
5. Самостоятельная работа детей.
· Дети проходят за столы. Воспитатель напоминает о правильной посадке.
· Индивидуальная работа: В процессе помогает детям, которые испытывают затруднения: направляет руку, подсказывает («Начинай рисовать с верхушечки»), хвалит за аккуратность.
· Важно: Не требовать идеальной формы. Главное – процесс и намерение. Если ребенок нарисовал овал или круг – это тоже его морковка. Можно сказать: «Какая у тебя круглая, аппетитная морковка-репка!»
III. Заключительная часть (3-4 минуты)
1. Анализ работ. Рефлексия.
· Дети выкладывают свои рисунки на общий стол или прикрепляют на мольберт.
· Воспитатель от имени Зайчика: «Ой-ой-ой! Какая чудная грядка у меня получилась! Сколько же морковок! Ребята, спасибо вам!»
· Воспитатель задает вопросы детям:
· «Таня, какая твоя морковка на вкус?» (Сладкая, сочная).
· «Ваня, а твоя морковка какая?» (Большая, самая длинная для Зайки).
· «Какого цвета морковки мы сегодня нарисовали?» (Оранжевого).
· «Что мы рисовали оранжевой краской?» (Саму морковку). «А зеленой?» (Листики).
2. Итог занятия.
· «Ребята, вы сегодня были настоящими волшебниками! Помогли Зайчику. Он теперь счастлив и говорит вам большое спасибо! Он побежал на свою новую грядку (воспитатель ставит игрушку рядом с рисунками). А ваши морковки мы покажем мамам и папам!»
· Уборка рабочих мест (с участием детей-помощников).
---
Вариативность и упрощение:
· Для детей, которые сильно затрудняются, можно нарисовать контур морковки карандашом или фломастером заранее, а им предложить закрасить.
· Можно использовать технику «тычка» жесткой кистью или даже рисовать пальчиками.
· Тему можно обыграть иначе: не Зайчик, а гномик, Чебурашка или просто «запасы на зиму для лесных зверят».
Такой конспект обеспечивает игровую мотивацию, понятный показ и поддержку детской инициативы, что является ключевым для детей младшего дошкольного возраста.