Тема: Народные традиции
методическая разработка по сценарий праздника (подготовительная группа) на тему

Клюева Наталья Александровна

Разработка мероприятия «Праздник Сороки» по нравственно - патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка мероприятия «Праздник Сороки»

 по нравственно - патриотическому

воспитанию детей в подготовительной к школе группе.

Тема: Народные традиции

Цель:

Развитие ценностного отношения к родной культуре.

        Задачи:

1. Познакомить с русскими традициями: праздник Сороки - история появления, жаворонок по народному представлению - птица и память, угощение в этот праздник.

2. Развивать умение точно воспроизводить мелодию и ритмический рисунок песни.

3. Совершенствовать исполнение знакомых музыкальных пьес.

4. Развивать способности танцевального творчества.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа:

Беседы с детьми:

1.  Народный  христианский календарь - тесная связь крестьян в Древней Руси с природой, обряды и традиции.

Слушание:

1. «Песня жаворонка» П.И.Чайковский (беседа о произведении)

2. П.И. Чайковский «Март» (беседа о произведении)

Разучивание:

1. Песня «Радость - это свет»

2. Разучивание весенних закличек

3. Танец с ложками

4. Разучивание слов с  «коробейниками»

Ручной труд:

Поделки  из бумаги «Жаворонок»

Рисование:

1. «Мое настроение до и после занятия»

2. «Моя любимая ложка»

3. «Я- коробейник»

4. « Успенский собор»

Оборудование:  проектор с демонстрационной доской;  русский угол c печкой, посудой; рисунки на тему «Моя любимая ложка», «Кувшин для гостей», «Мое настроение до и после занятия», «Храм»; бумажные жаворонки; инструменты шумового  оркестра; разнос с угощением, прилавок с посудой: ложки, миса, чаша.

Ход:

Звучит фонограмма русской народной песни «Заплетись,  плетень»

В зал входят дети («Ручеек») и встают полукругом.

Звучит фонограмма щебета птиц.

Воспитатель: речевая игра (хором)

Придумано кем-то просто и мудро (разводят руки в стороны с легким поклоном, говорят ласково) При встрече здороваться: - Доброе утро!

-Доброе утро,- нам шепчут цветки, (соединяют кисти рук и кончики пальцев-«бутон цветка», говорят негромким голосом)

-Доброе утро,- журчат ручейки, ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла…(быстро перебирают в воздухе пальчиками, покачивая кистями вправо-влево- «ручеек бежит по камешкам»),

-Доброе утро,-  нам птица поет, ви-вить, ви-вить (соединяют руки в кистях крест-накрест, покачивают пальцами вверх-вниз-«птица летит», говорят высоким голосом),

- Доброе утро,- шумят тополя…ля,ля,ля,ля( поднимают руки над головой, покачивают ими-«деревья», говорят нараспев высоким голосом)

-Доброе утро, родная земля(опускают руки в стороны и немного вниз, смотрят вниз -«земля», говорят своим голосом)

- Доброе утро со-о-лнцу…(поднимают руки над головой, ладони кладут друг на друга, пальцы расставлены в стороны- «солнце», говорят высоким голосом)

И пти-и-ицам( делают фигуру «птица летит», опускают руки на уровень пояса- голосовое глиссандо сверху вниз)

Доброе утро улыбчивым лицам, (соединяют кисти рук одна над другой, кладут на них подбородок –«полочка», говорят улыбаясь)

И каждый становится добрым (отводят правую руку в сторону)

Доверчивым (отводят левую руку в сторону)

Пусть доброе утро длится (прижимают руки к груди)

До вечера! (мягкий жест руками в стороны и вниз)

Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа, о народном христианском  календаре. Узнаем о еще одном старинном русском празднике, об угощении, которое готовилось в этот праздник, поиграем в игру, в которую играли наши бабушки. Посмотрите, пожалуйста, на доску (слайд- жаворонок). Как называется эта птица?( ответы детей). А ведь это не просто птица- память о погибших воинах.  И в марте есть народный христианский праздник, посвященный жаворонку.  Хотите узнать, что же это за праздник? Для этого нам надо шагнуть назад, в прошлое, в то время, когда жили наши прадедушки и прабабушки.

Я знаю, где есть машина времени, давайте все вместе пойдем туда и  с ее помощью перенесемся в прошлое. Согласны?

Пойдем мы по волшебной лестнице , где ступеньки- поют! Наступишь на первую, и она запоет (звучит нота «до»). Ра-аз. Наступишь на вторую, и она отзовется…(звучит нота «ре»).Два-а. А потом…(звучит нота «ми»). Три-и… Слышите?

Мы пойдем по лесенке вместе с нашей песенкой, песенку считалку, ну-ка, запевай-ка! ( исполняется попевка «Квартира»: 1,2,3,4- кто живет в квартире? На четвертом этаже? Мы пришли уже»- по полутонам вверх) Вот мы и пришли.

Смотрите, вот она, «машина времени». Хотим в будущее- стрелки будут крутиться вперед, а если в прошлое- назад . Нам хочется в прошлое, на сто лет назад . Ира, сколько лет назад родился твой папа? (25 лет назад – делаем несколько шагов назад).    ( Стрелки часов крутятся назад) Ваня, сколько лет назад родился твой дедушка? Дети отходят еще на несколько шагов назад, стрелки продолжают крутиться. Тихо начинает звучать р.н.п. «Пряха». Педагог одевает платок, накидывает шаль- перевоплощается в бабушку.

Бабушка. И оказались мы с вами в крестьянском доме, в таком жили наши прабабушки. Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь мирком, да поговорим ладком( на столе- блюдо с тестом, деревянные ложки, миски, ковш, жаворонки из бумаги). А тесто я в печь волшебную поставлю, да пока разговоры ведем - угощенье будет готово,  «жаворонками» вас угощу.

Ребенок. Мы птичек не едим!

Бабушка. А вот я вам сказ о птице- жаворонке  и поведаю.

 (Демонстрация слайдов календаря народных примет на доске)

Давным- давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать. Давайте еще раз его посмотрим: Декабрь: « студен»- кружит, рвет, метет. 25 декабря-  " Спиридон-солнцеворот"- солнце- на лето, зима на мороз. Ползимы прошло.

Январь « сечень» - время вырубки леса, году начало -  зиме середка. 19 декабря -Крещение Господне.

Февраль- « снежень»,  «свадебник»- «Вьюги да метели под февраль полетели». В феврале обычно играли свадьбы- работы мало, передышка была перед летней страдой. 14 февраля- День Святого Валентина.

Март- « протальник»- первые проталинки появляются.  1 марта- Ярилин день, в этот день начинается борьба весны с морозом.  А 22 марта-" Сороки".

Почему Сороки? (Демонстрация слайдов : воины Древней Руси) Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и  тогда всех воинов убили . А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины , а превратились в жаворонков. В этот день- 22 марта вспоминают всех погибших воинов . В Саратове тоже есть место, где вспоминают каждый год погибших воинов, кто знает, где оно? В кого превратились защитники по народным представлениям? (Демонстрация  слайда:  Памятник на Соколовой горе «Журавли»).

В день памяти 40 мучеников, возвратившись с утреннего молебна в церкви обычно устраивали в обед поминки по погибшим воинам. На стол выставлялась праздничная посуда. Раньше ведь все делали сами своими руками, а уж что не умели сделать-  покупали на ярмарке. Вот и у меня на столе посуда не праздничная, а хотелось бы вас угощать из нарядной, расписной. Отправимся на ярмарку?

Проводится коммуникативная игра «Хоровод». Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»:

Мы заводим, мы заводим,

Мы заводим хоровод.

Поздороваться желаем,

Удивим сейчас народ!

Дети останавливаются и поворачиваются друг к другу, образуя пары, и поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу ладошками пальчиками, плечиками. Игра повторяется 2 раза. Каждый раз дети должны поздороваться по-другому. (Звучит «Коробейники»,  слайд- «Ярмарка»)

Бабушка. Вот мы и на ярмарке. А на ярмарке товары:

Посмотрите влево, вправо.

Есть и ложки, есть и кружки,

И сапожки, и подушки.

А без чего не может обойтись ни одна ярмарка? Правильно, без крика торговцев. А как же еще покупателей приманить? Покричим?

Ребенок (с веником). Приехал из Америки, на зеленом венике,

Веник отрепался, а я здесь остался.

Спешите, торопитесь, купить не ленитесь!

Ребенок (с газетами). В Африке пушками сражаются с лягушками,

Земля кружится, кто с кем дружится!

Ребенок (с дудочками). Дома бабуля  дудела-дудела- ей ничуть не надоело. Она добрая душа- нынче вам продать велела!

( 2-й вариант показа зазывал на ярмарке- видеоролик)

(Дети проходят к прилавку с посудой).

Бабушка. Ну вот, добрались и до посуды. Стол-это как открытая ладонь, дающая людям пищу, а ее надо было уважать. Вот праздничная посуда- солоница, в нее насыпали соль только по праздникам- она была очень дорогая. А вот миса- большая деревянная посудина круглой формы. Кто первый ел? Отец. Кормилец. Была пословица: из мисы есть не спеши. То есть ели по старшинству. Кто не соблюдал обычай- получал ложкой по лбу. Не больно, но обидно. А вот чаша, в ней ставили кашу на стол. Ели чинно, не торопясь, крошки на стол не сыпали. А вот и ложки- красоты неописуемой! А как же звались мастера, которые ложки вырезали? Правильно, ложечники.  И плясали, и играли на своих ложками мастера, и нас научили!

(Раздает ложки и, постукивая различными приемами, приговаривает)

Наши руки- не для скуки.

Туки-туки! Туки-туки!

 Наши ложки заплясали.

  Туки-туки! Тук-тук-тук!

 Хотите сплясать с ложками?

( исп. «Танец с ложками»). 

Бабушка. А плясать не умеешь- играй! (Постукивая)

Тук-тук, туки-тук,

Трень-трень-трень-ди-трень!

 Будет весело играть

 Наш оркестр целый день!

(Исполняет шумовой оркестр попурри русских народных песен: «Во деревне то было Ольховке», «Коробейники» в сопровождении аккордеона)

Бабушка. Да не только песни да пляски были на праздниках, а и еще один «гость» непременно участвовал в народных гуляниях. А вот кто?

 Отгадайте мою загадку:

   Кто в лесу глухом живет неуклюжий. Косолапый,

   Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу?

( фонограмма рычания медведя)

(Входят «Медведь» и переодетый в русский народный мужской костюм воспитатель).

  -Расступись народ честной! Идет медведюшка со мной!

   -Медведь, ты петь умеешь? (медведь кивает, ревет, кланяется).

   - Миша, а как малые дети любят горох воровать? ( медведь ползет).

   - А как бабушка блины печь собралась, да только руки обожгла? ( трясет лапами, ревет).

   - А как работники на барскую работу бредут?

   - А как с работы бегут? ( Медведь убегает)

Бабушка. Стой, мишенька, стой, косолапенький! Мы с тобой поиграть хотим.

Проводится игра «У медведя во бору». В конце медведь убегает.

Появляется разносчик (ребенок): Кому пирожки,

Горячие пирожки?

С пылу, с жару-

Пятачок за пару!

Бабушка. Совсем забыла! У нас ведь пироги в печи стоят! Поторопимся домой, ребята! (Взявшись за руки цепочкой, дети под р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» возвращаются к столу)

Бабушка («заглядывая» в печь). Успели! Еще немножко потомятся пироги- и угощение готово. Понравилось вам на ярмарке? А рассказать и показать сможем?

Инсценировка р.н.песни  «Где был, Иванушка?» (заканчивается общей пляской).

Бабушка. А теперь давайте возьмем в руки вот этих бумажных жаворонков и весну позовем. 22 марта- день прилета жаворонков.  Звали весну : «Жаворонки, прилетите, теплую весну принесите!» Как эти короткие песенки называются? Правильно, заклички. Кто первый весну звать-зазывать будет?

Ребенок. Весна, приди! Три угодья принеси!

Первое угодье- в лугах половодье.

Другое угодье- солнце на подворье.

Третье угодье- зеленое раздолье!

Ребенок. Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Все вместе( жаворонки в руках летают) Жаворонушки, перепелушки,

                                                                               Прилетите к нам!

                                                                               Весну ясную, весну красную

                                                                              Принесите нам!

Жаворонки прилетели, на головку деткам сели! (Опускают жаворонков к себе на голову) Секрет у этих птичек есть. Посмотрите под крылышками своих птичек-  что там нарисовано? Если пуговка - к новой одежде, к обнове. Если крупа- много пирожков и пирогов в этом году кушать будете, если монетка- подарков много будет.

А теперь примите мое угощение – испеченные булочки, которые называются в этот день «жаворонками», кушайте на здоровье, и на том простимся- делу время, потехе- час.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной, умельцах

На века молва идет!

(Часы начинают крутить стрелки вперед. Дети встают в шеренгу и под фонограмму «Волшебство» делают несколько шагов вперед, проходя на свои места).

Педагог. Вот и подошло к концу наше путешествие во времени. О празднике старинном узнали – как называется? Правильно, Сороки. В игру поиграли (какую?). Молодцы, очень хорошо вы сегодня пели, танцевали. А  гостям нашим всем желаем здоровья, достатка, много радости!

 ( исполняется песня «Радость- это свет!» 2 солиста- хор)

1. Если вам невесело, пасмурно внутри,

Ты себе так радостно, весело скажи:

«Тучка- настроение, улетай скорей,

И ладошки к солнышку протяни быстрей!

Припев:

Ведь радость-это Свет, это солнце в груди,

Ты на мир глазами любви посмотри!

И пропой приветливо, душу распахнув,-

«Я люблю тебя, будь же счастлив мой друг!».

2. Я возьму ладошками Землю обниму,

И сердечком ласково лучики пошлю!

«Ты , Земля, цветочками, травкой зеленей,

Будут люди счастливы, Мир будет добрей!»

3. Если лучик радости из души своей

Человек отдаст другому- будет веселей!

Радость, настроение дарить будем всегда!

Будет вечно счастлива Матушка- Земля!

        Используемая литература:

1. «Круглый год. Народный календарь». Составитель Андреева М.Ф.- СПб. «Агропромиздат», ТОО «Диамант»,1998г.

2. «История педагогики. Воспитание и образование в России(Х- начало ХХ века). Учебное пособие.- М: Издательский дом «Форум», 1998г.

3. Малые жанры русского фольклора. Учебное пособие для филологических вузов. Сост. Морохин В.Н.- 2-е изд, испр. и доп.- М. Высш. шк., 1986г.

4. Народная детская поэзия (прибаутки, считалки, детские игры). Автор- составитель Новицкая М.Ю.- М. АРКТИ, 1999г.

5. Чаша как культурный символ. Искусство в школе, 2000 №2.

6. «Дни величальные. Страницы народного христианского календаря». Юдин В.Н.- Саратов, 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование на неделю с 11. 01. 16. – 15. 01. 16. г. (подготовительная группа) Тема: «Народные традиции и праздники»

Календарно – тематическое планирование на неделю с 11. 01. 16. – 15. 01. 16. г. (подготовительная группа)Тема: «Народные традиции и праздники»...

Конспект мероприятия для детей детского сада (5-7 лет) на тему народные традиции "Калядки"

файл содержит описание мероприятия  (музыкального досуга) для детей старших и подготовительных групп по теме "Калядки"....

папка - передвижка на тему: " Народные традиции в воспитании детей"

Дошкольный возраст - один из самых важных периодов становления ребенка и его личности , формированания у него первых представлений об окружающем мире. Это период , когда ребенок переживает все то, что...

Календарное планировние в средней группе по теме: «Народные традиции и обряды. Зимние забавы»

Календарное планировние в средней группе по теме: «Народные традиции и обряды. Зимние забавы»...

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Народные традиции в системе воспитания и празднования народного праздника «Широкая масленица» с дошкольниками»

- демонстрация игровых технологий в системе воспитания и празднования праздника «Широкая масленица» на основе традиций народа...