У кого душа поет. Фольклорный досуг для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цель досуга: 1. Приобщение детей к русской народной культуру

                         2. Формирование знаний о видах русской рародной песни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №21 «Пингвинчик»

Фольклорный досуг для детей подготовительной группы

Подготовила

Музыкальный руководитель

Бондарева Ю.В.

г. Домодедово,  с. Ильинское

2013г.

 «У кого душа поет»

Фольклорный досуг для детей подготовительной группы.

Цель. Приобщение детей к русской  народной культуре. Формирование знаний о видах русской народной песни.

Программное содержание.

  • Закрепить представления детей о понятиях: «народная песня», «авторская песня»;
  • Закрепить знания о видах русской народной песни: плясовой, хороводной и колыбельной;
  • Побуждать к высказываниям о характере плясовой, хороводной  и колыбельной песен;
  • Закрепить знания о русских народных музыкальных инструментах и  группах, к которым они относятся: струнные, ударные, духовые;
  • Прививать любовь к русским народным песням, пляскам, хороводам, играм;
  • Развивать навык исполнения наиболее распространенных хороводных фигур: «круга», «змейки»,  «гребня», «ворот».
  • Развивать навык игры на русских народных инструментах: трещотке веерной, трещотке круговой, рубеле, дудочках, ложках, веерных ложках.
  • Обогащать представления детей о быте русского народа, о русских народных костюмах.

Музыкальный репертуар.

1. «Светит месяц» р.н.м.

2. «Во поле береза стояла» р.н.п.

3. «Долговязый журавель» р.н.п. с оркестровкой

5. «Растяпа» р.н. игра с пением

Восприятие

6. р.н.п. «Ой, вставала я ранешенько»

7. р.н.п.  «А кто у нас белая?»

8.р.н.п. «Казачья колыбельная песня» на стихи М.Ю.Лермонтова в обр. А.Луканина.

Оборудование.

1. Дидактическое пособие  «Виды русской народной песни»

2. Русские народные инструменты (трещотка веерная, рубель, 2 дудочки, 4 веерных ложки, трещотка круговая )

4. Чугунный горшок

5. Лапоть

6. Осенний лист

7. Русская изба

8. Дидактическое пособие «Матрешка»

10. Фломастер

***

 (Дети в р.н. костюмах входят в зал под р.н.м. «Светит месяц», идут «змейкой», выстраиваются полукругом.

Музыкальное приветствие с детьми, гостями, воспитателем.

Дети исполняют «Светит месяц»

Садятся на стулья

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите друг на друга: какие вы все нарядные и яркие! Я не случайно попросила вас надеть русские народные костюмы. Сегодня наше занятие мы посвятим русской народной песне.

Какие  же песни мы называем народными?

Дети. Те, которые придумал народ.

М.р.  Верно, а те песни, которые сочинили композиторы,  называют авторскими, то есть у этих песен есть конкретный автор. Итак, русская народная песня!

Воспитатель. Ю.В., вы не забыли, что обещали нашим ребятам отправиться в путешествие в прошлое на машине времени?

М.р.  Ах, да, помню, помню, только понимаете какое дело, я сегодня утром потеряла волшебный листок, а без него машина времени не сможет завестись.

Воспитатель. Не этот ли? Я подобрала его у ворот детского сада.

М.р.  Этот, этот. Ну, Елизавета Гавриловна,  спасибо, без Вас бы наше путешествие не состоялось. Вот Вы и начинайте!

Воспитатель.

Ты, листочек, помоги

Время вспять ты поверни

М.р. А теперь, ребята, держитесь крепко за стулья и закрывайте глазки.

(«машина времени» переносит всех присутствующих в 19 век. Открывается занавес, взору предстает убранство русской избы.  Слышны сельские звуки. С пением песни «Ой, вставала я ранешенько…» заходит хозяйка, продолжает хлопотать по-хозяйству. Замечает детей…..)

Хозяйка. Ой, поди ж ты, сколько народу-то ко мне пожаловало. И с каких это вы мест?

Воспитатель. Мы из села Ильинское.

Хозяйка. Так ведь  и  я  тоже из села Ильинское, да только вас чтой-то я не узнаю.

Воспитатель. Мы к вам из 21 века перенеслись на машине времени. Понимаете, мы с ребятами очень любим русские народные песни, пляски, игры. Уж очень нам  хотелось поглядеть и послушать как  их пели 200 лет тому назад.

Хозяйка.  Ой, порадовали вы меня. Ведь краше нашей русской народной песни во всем мире не сыскать. А без песни мы никуда: пироги ли печем, в огороде  ли копаемся –поем! Горе ли какое – поем,  радость ли – ребеночек родился, али свадьба -  тоже поем.

М.р. Дорогая хозяюшка, вот и нашим ребятам 21 века полюбились русские народные песни.  Они даже знают и могут рассказать какие есть виды русских народных песен.

Дети: (ответы детей)  плясовые, хороводные, колыбельные.

Хозяйка.  А вот я сейчас проверю!  Слушайте мою первую песню, а потом скажете к какому виду русских народных песен она относится. Ой, кто же русскую народную сиднем слушает? А ну-ка вставайте, да беритесь за руки

Исполняет хороводную. Вместе с детьми водит хоровод используя наиболее распространённые хороводные фигуры – круг, «улитка», «змейка», «ворота».

Дети садятся на места

Хозяйка. Ну, так какая это была песня?

Дети. Хороводная.

Хозяйка. А почему вы так решили?  

Дети.  Потому, что песня была  спокойная, неторопливая, плавная, напевная, протяжная, хороводная 

Хозяйка. Хорошо, сейчас наша Матрешка Маруся проверит ваш ответ. Так, песня №1 (Воспитатель вписывает в кроссворд) – ХОРОВОДНАЯ. Верно! Молодцы!

М.р.  Убедились Вы, дорогая хозяюшка, что наши ребята разбираются в русских народных песнях. А вот теперь и мы Вам предлагаем узнать к какому виду относится песня, которую исполнят наши красны-девицы.

Девочки исполняют Хоровод «Во поле береза стояла»

Хозяйка. Да это же моя любимая хороводная песня «Во поле береза стояла». У нас в селе ее каждая девочка знает.

А теперь слушайте следующую песню. А помочь мне я попрошу вашего музыкального руководителя.

Исполняют Казачью колыбельную.

(дети выполняют двигательное уподобление характеру колыбельной)

Дети. Это- колыбельная, потому, что эта песня ласковая, нежная, добрая, убаюкивающая, светлая, задумчивая.

Хозяйка. Сейчас  проверим у Матрешки Маруси.

(Воспитатель вписывает в кроссворд №2 - КОЛЫБЕЛЬНАЯ)

Хозяйка.  Верно, молодцы!

М.р.  А теперь, хозяюшка, ты отгадай какого вида русскую народную песню ребята исполнят, ребята, да не  просто споют, но и оркеструют.

Дети исполняют песню «Долговязый журавель»

Хозяйка.  Ой, спасибо, ноги так и просились в пляс. Плясовая.

М.р. А ну-ка, Елизавета Гавриловна, проверьте, пожалуйста  у Матрешки Маруси.

(Воспитатель вписывает «ПЛЯСОВАЯ»)

Хозяйка.  Гляжу, вы и русские народные инструменты знаете. А ну-ка я вам загадки загадаю.  А  Матрешка Маруся проверит.

(загадывает загадки, воспитатель вписывает ответы)

Три струны, играет звонко

Инструмент тот — «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это? (Балалайка)

Хозяйка. Молодцы, отгадали. Скажите, а к какой группе русских народных инструментов относится балалайка?  (струнным)

Хозяйка. Хорошо, слушайте следующую загадку.

Чьи мы слышим перекаты?

         Словно гром гремит – раскаты.

         В ряд пластинки – будто щётка,

         А звучит сейчас - …      (трещотка)

Хозяйка. А к группе каких р.н.инструментов относится трещотка?  (ударным)

Вышел в поле пастушок

Заиграл его  …(Рожок)

Хозяйка. Молодцы, ну а к группе каких р.н.инструментов относится рожок?  (духовым)

Хозяйка.  Ай-да молодцы. Все правильно ответили.

М.р.  Хотим, хозяюшка, показать тебе еще и  пляску с ложками.

Пляска с ложками «Пойду ль я, выйду ль я»

Хозяйка.   Благодарствую!  Ну  а в русские народные игры вы играете? (Да!).

 И какие же вы игры знаете?

Дети.  «Тетера», «Гори, гори ясно», «Шел козел по лесу», «Золотые ворота», «Горшки», «Растяпа» 

Хозяйка. Не уж -то и игру «Растяпа» знаете? Ее наши сельские ребятишки очень любят. Ну, тогда давайте сыграем вместе. Где мой лапоть? (достает лапоть из под лавки). 

Игра  «Растяпа» проводится 2-3 раза (садятся на места)

М.р.  Вот и молодцы. Спасибо тебе, хозяюшка за гостеприимство,  а нам с ребятами пора в свое время возвращаться.

Хозяйка. Спасибо и вам, за то, что не забываете русские народные песни, пляски, игры. До свидания! (с русским поклоном)

М.р. Ребята, давайте, и мы встанем у стульев и попрощаемся  русским поклоном с хозяюшкой.

(хозяйка уходит с пением песни «Ой, вставала я ранешенько»)

М.р.  И нам пора. Елизавета Гавриловна, где наш листок? Возвращайте нас в наше время.

Воспитатель.

Ты, листочек, помоги,

В наше время нас верни!

М.р.  А теперь, ребята, держитесь крепче за стулья и закрывайте глаза.

(«машина времени возвращает всех в 21 век». Занавес закрывает русскую избу)

М.р. Ну вот и завершилось наше путешествие в прошлое. Вам понравилось?

Любите  русские народные песни, пойте сами и учите петь своих родителей! И помните, пока поются русские народные песни, будет жив и русский народ!

До свидания!(пропевает на мотив р.н.м.)

Дети. До свидания. (пропевают)

(дети уходят цепочкой под р.н.м. «Светит месяц» )

Русские народные инструменты:

  • Духовые (дудочка, рожок),
  • Струнные (Балалайка, домра),
  • Ударные (ложки, трещотка веерная, рубель, круговая трещотка)

Характеристика хороводной песни: спокойная, неторопливая, плавная, напевная, протяжная, хороводная

Характеристика колыбельных: ласковая, нежная, добрая, убаюкивающая, светлая, задумчивая

Характеристика плясовых: веселая, радостная, задорная, игривая, звонкая, шутливая, смешная, плясовая

У неё есть три струны ,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё  плясать

И по-русски приседать.

(Балалайка).

Вышел в поле пастушок

Заиграл его  …(Рожок)

Три струны, играет звонко

 Инструмент тот — «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это? (Балалайка)

Очень весело поет,

 Если дуете в нее.

 Вы все на ней играете

 И сразу отгадаете.

 Ду-ду, ду-ду-ду.

 Да-да, да-да-да!

 Вот так поет она всегда.

 Не палочка, не трубочка,

 А что же это?..  (Дудочка)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких...

(Ложках)

В руки ты ее возьмешь,

 То растянешь, то сожмешь!

 Звонкая, нарядная,

 Русская, двухрядная.

 Заиграет, только тронь,

 Как зовут ее?

(Гармонь)

И щи хлебают,

И «барыню» играют. (Ложки)

Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

 Стучат, звенят – плясать велят! (трещотка)

Загадка:

Чьи мы слышим перекаты?

         Словно гром гремит – раскаты.

         В ряд пластинки – будто щётка,

         А звучит сейчас - …      (трещотка)

 

"Трещотка"

l.    Вот трещотки заиграли,

        Их пластинки застучали.

        Мы трещоткой погремим,

        Всех игрою веселим!

   

2.   Снова слышим мы раскаты,

         У трещотки – перекаты,

         Ручка вверх, другая – вниз…

         Мы исполним Вам на бис!

   

3.    И опять вниз и вверх –

         Ожидает нас успех!

         Раз, два, три, раз, два, три –

         Мы играем, посмотри!

Приложение 2

Лото – загадка

«Русские народные инструменты»        

Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу.

Меня положишь – я молчу.

У неё есть три струны;

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!        

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

        

На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой.

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.        

С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

Диалог с водой:

- Заяц-месяц, где был?

- В лесе

- Что делал?

- Лыко драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто взял?

- Воевода.

- Ступай вон из хоровода!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смолеха Елена Викторовна. Сценарий фольклорного досуга «Кузьминки» для подготовительной группы.

Сценарий фолклорного досуга  "Кузьминки" для подготовительной группы. Цель: познакомить детей с одним из русских народных обрядовых праздников....

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ! Математический фольклорный досуг для детей подготовительной к школе группы

Этот математический досуг поможет воспитателю подготовительной группы повторить и закрепить с детьми порядковый и обратный  счет, упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в реш...

Фольклорный досуг для детей старшей группы «Карусель народных подвижных игр"

Укрепление здоровья и развитие двигательной активности дошкольников, воспитание любви к родине и ее истории....

Математический фольклорный досуг для детей подготовительной группы «Смех, да веселье!»

Воспитывать у детей самостоятельность, творческую активность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.Повторить с детьми порядковый и обратный счёт, упражнять детей в р...

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ! (математический фольклорный досуг для детей подготовительной группы).

Программные задачи: повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числ...

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ! (математический фольклорный досуг для детей подготовительной к школе группы)

Программные задачи: повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному...