Если очень захотеть - можно к звёздам полететь!
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Леднёва  Тамара  Александровна

Кто расскажет обо всём: 
Отчего бывает гром, 
Как работают заводы, 
И какие там станки, 
И о том, как садоводы 
Разбивают цветники, 
И про север, и про юг, 
И про всё, что есть вокруг… 
Н.Найдёнова 


Дети,  как  правило,  удивительно   любознательны.   Они  готовы   познавать  окружающее,  мир  вокруг нас.   Но, зачастую, эти положительные качества входят в противоречие с отсутствием у них умений и навыков в познавательной   деятельности. 

           В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать,  стремящемся  к  саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности. 

          Исходя из этого, в своей работе мы стремились сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon senariy_dosuga_den_kosmonavtiki.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                  Д е н ь        к о с м о н а в т и к и .

                   (досуг  для  детей  старшей  и  подготовительной  группы )

     Дети  под  музыку  входят  в  зал,  останавливаются  полукругом.

Ведущий.  «  Дети,  давно, более  пятидесяти  лет  назад – 12  апреля, в  

космос  полетел  первый  человек.  И  звали  его…? ( ответы  детей ) Юрий  

Гагарин.  С  тех  пор  именно  12  апреля  наша  страна  отмечает  этот  

праздник  « День космонавтики». И  наша  встреча  сегодня  тоже  посвящена  

этому  событию.

Ребёнок.                В  космической  ракете  с  названием  «  Восток»

                               Он  первый  на  планете  подняться  к  звёздам  смог.

                                Поёт  об  этом  песни  весенняя  капель,

                                Навеки  будут  вместе  Гагарин  и  апрель.

Ребёнок.                 Летит  в  космической  дали  

                                Стальной  корабль  вокруг  земли.

                                 И  хоть  малы  его  окошки

                                 Всё  видит  он  как  на   ладошке:

                                 Степной  простор, морской  прибой,  

                                 А  может  быть и  нас  с тобой.

                 ( Дети  исполняют  песню  о  космонавтах )

Ведущий.  « Дети,  чтобы  летать  в  космос,  надо  много  знать. И  будущие  космонавты  много  учатся. Они  должны  изучить,  как  работают  приборы  и  ракеты,  учатся  управлять  ракетой,  изучают  звёздное  небо. Ещё  на  Земле  лётчики-космонавты  знакомятся  со  всеми  трудностями,  которые  могут  случиться  в  полёте. А  вы  хотели  бы  полететь  в  космос?

Тогда  познакомьтесь  с  правилами  космонавтов  :

     1.   Только  сильные  могут  полететь  в  космос.

2.Только  умные  и  сообразительные  могут  стать  космонавтами.

3.Только  трудолюбивые  могут  отправиться  в  полёт.

4.Только  весёлые  и  дружные  могут  полететь  в  космос.

Сейчас  мы  проверим,  обладаете  ли  вы  этими  качествами?

Группа,  в  колонну  по  три – становись! ( перестроение в  три  звена ).

Ребята,  вы  все  сейчас  будете  проходить  курс  подготовки  космонавтов. Поэтому  вы  все  сейчас   -  курсанты. Тов. Курсанты, Смирно! В  центр  подготовки  шагом  марш.

( дети  исполняют  песню  «Физкульт-ура!»  и  расходятся  к  своим  ориентирам).

Ведущий. « Товарищи  курсанты,  наша  подготовка-соревнование  будет  проходить  в  два  этапа.

ЭТАП   ПЕРВЫЙ:     Только  тот,  кто  быстр  и  силён,

                                      Только  тот, кто  смел  и  закалён

                                      Может  в  космос  к  звёздам  полететь,

                                      Может  всё  в  пути  преодолеть.

         Испытание     силы,     быстроты,     ловкости.

1. Постройка  ракеты.

Ведущий. Дети,  для  того,  чтобы  отправиться  в  Космос, вам  необходима  ракета. У  каждого  звена  космонавтов  своя  схема – чертёж.

Но  детали  для  составления  ракеты  нужно достать,  преодолев  препятствия:

- «воздушная  яма» - прыжок  в  длину;

- «балансировка» - упражнение в равновесии (бег по ограниченной поверхности);

- «кратер вулкана» - пролезание  в  обруч.

Пройдя  всё,  нужно  взять  одну  из  геометрических  фигур  и  вернуться  к  команде. Затем  бежит  следующий. Когда  все  фигуры  доставлены, необходимо  определить  место  каждой  на  чертеже  и  собрать  ракету.

  (   дети  выполняют )

2. « Пульт  управления».

Ведущий. « Молодцы!  Ракеты  готовы. Но  без  пульта  управления  ваша  ракета  не  взлетит.» - каждой  команде  даётся  «пульт  управления»  из которого  выпали  некоторые  кнопки. (логическая  таблица  с  некоторыми  пустыми  клетками ).- « Рассмотрите  таблицы. Вы  видите,  что  есть  пустые  ячейки (клеточки). Обсудите  вместе,  подумайте,  какие  геометрические  фигуры,  какого  цвета  должны  находиться  в  этих  клеточках. ( дети  обсуждают) подсказка – « обратите внимание,  что  в  таблицах  есть  строчки  и  столбики. Чем  отличаются  друг  от  друга  столбики  и  чем  строчки?  ( дети  получают  таблицы,  обсуждают ). Сейчас  я  вам составлю  карту  поиска. Вы  называете  форму  и  цвет,  а  я  записываю  в  вашу  карту. ( Записали  для  трёх  команд ) А  теперь  вы  должны  в  зале  найти  недостающие  кнопки  и  разместить  их  на  «пульте». Но  обратите  внимание : кнопки  вы  должны  снимать  только  со  звёзд  своего  цвета.

Команды, построились! К заданию  приступить!»

( под  спокойную  музыку  дети  ходят  по  залу  и  ищут  геометрические  фигуры   на  звёздах,  которыми  украшен  зал .)

3. «Центрифуга»

Ведущий. «У  космонавта  должен  быть очень  хороший  вестибулярный  аппарат.  Что  такое  вестибулярный  аппарат?  Сейчас  поймёте. Задание  такое : нужно  по  команде  раскружиться  быстро-быстро  с  закрытыми  глазами,  а  потом  по  команде  быстро  остановиться.»

После  подведения  итогов  дети  расходятся  по  местам  своих  команд.

ЭТАП    ВТОРОЙ.

Ведущий.           Космонавтом  хочешь  стать

                            Должен  много – много  знать.

Наступил  второй  этап  нашего  соревнования-подготовки.

  1. « Сигнал  SOS».

Ведущий: «Из  далёкой  Галактики  поступило  сообщение: инопланетяне  терпят бедствие. Их  летающие  тарелки  под воздействием метеоритного дождя потрескались и даже разбились. Необходимо помочь. Для этого нужно выйти в открытый Космос через тоннель, взять  один осколок и вернуться к команде. Когда все части будут собраны, сложить тарелку.

Кто первый – тот победил.  

2. «Расставь  по  порядку».

Ведущий:  « Нужно расставить  цифры по  порядку. Порядок  может  быть  разным, поэтому  слушайте  внимательно. Цифры  находятся  на  звёздах. Вы  должны  собрать  звёзды  своего  цвета  и  разложить  их в заданном  порядке. Трое  детей  из  команды  собирают  звёзды ( брать  по  одной  и  нести  к  своей  команде), а  остальные  члены  команды  раскладывают  их  в  заданном порядке. Как  только  числовой  ряд  составлен – поднять  звезду.»

         Играют  два  раза – сначала  раскладывают  цифры  в  порядке  возрастания,  затем – в порядке  убывания.

  3.«Семейка  слов».   – будем  образовывать  слова  одной семейки к слову:  З В Е З Д А - как  ласково  назвать  звезду?... ( звёздочка)

        - если  на  небе  много  звёзд  ,  то  оно  какое?...(звёздное)

        - как  называется  корабль,  который  летит  к  звёздам?...(звездолёт)

       - как называется волшебник, который предсказывает будущее по  звёздам?... (звездочёт)

Л У Н А  - как  называют  человека,  живущего  на  Луне?...(лунатик)

- как  называют  аппарат,  который  ходит  по Луне?... (луноход)

-как называют  отблеск  Луны  на  воде – дорожка какая?...(лунная)

                  ( импровизируемый танец под песню «Лунатики»)

Ведущий:  «Вы  с  честью  прошли  все  испытания,  и  мы  можем  отправиться  в  Космос: облететь вокруг  Земли,  полюбоваться  на  нашу  Галактику.    Экипаж! Занять  свои  места! Начали  обратный  отсчёт (все  вместе)    10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! (фонограмм а  запуска  ракеты).

Беседа  во  время  полёта.

- Какие  планеты  вы  знаете?

- Какая планета  самая  большая?

- Можно  ли  на Юпитере  совершить  посадку?

- Из  чего  состоят  кольца  Сатурна?

- Какие  созвездия  вы  знаете?

Существует много  сказаний  и  легенд  о  созвездиях. Может - быть  кто-то  из  вас знает? (рассказ  воспитателя. Легенда  о…) Вот  мы    совершили  виток  вокруг  Земли и  возвращаемся  на  землю. Группа,  в  шеренгу  становись!

Вот  и  закончился  наш праздник! Вы, ребята, оказывается,  немало  знаете  о  Космосе,  планетах,  созвездиях.  И  когда  вырастите,  может  быть  кто-то  из  вас  захочет  стать  космонавтом, причём  не  только  мальчики,  но и  девочки.

                               ( под  музыку  дети  уходят  в  группу).

                                     О Б О Р У ДО В А НИ Е .

1.Оформление  стен  (звёзды,  спутники, ракеты).

2. Ориентиры 2-3 цветов  по  количеству  команд.

3. Ракета – схема  с  набором  геометрических  фигур (2 – 3 шт. по количеству команд).

4. Канат, мат. Обручи – 3 шт.

5. Логические таблицы  (3 шт.) с набором недостающих геометрических  фигур  (по количеству)  на  звездах по цвету команд.

6. «Разбитые» летающие тарелки – 3 шт.

7.Комплект звёзд  с  цифрами   3-х  цветов.

                        День  космонавтики.  (  2  вариант )

Дети  прилетели  на  неизвестную планету. Их  встречает - Лунная  Фея.

Фея: «Здравствуйте, дорогие  Земляне! Мы  рады  приветствовать  вас  на наше          планете. Мои  подружки – звёздочки  исполнят  для  гостей свой  танец.

          ( девочки  исполняют  танец  звёздочек)

Фея: « А  сейчас  для  вас,  ребятки,  загадаю  я  загадку -  

Когда  Луну  не  видно  всю,  её  называют …    (месяц)

Вот  с  ним мы сейчас  и  поиграем».

П./И. «Позолоченный рожок» - дети  идут  по  кругу. Внутри  круга  Фея  идет  противоходом, держа  в  руках  месяц. Все  произносят  слова:

   «Месяц, месяц, мой  дружок, позолоченный  рожок,

   Загляни  скорей  в  окошко, с нами поиграй  немножко! –

Все  останавливаются. Фея держит  ладонь  с  месяцем  между  двумя  детьми. Те  поворачиваются  спинами  друг  к  другу.

  « На  ладошке  посиди,

   Кто  самый  быстрый  погляди!»  

Дети  бегут  в  разные  стороны. Тот,  кто  первым  возьмёт  месяц,  становится  водящим.

Ведущий: «Спасибо  тебе, Фея, за  танец  звёздочек,  за  игру. Мы  не  можем  не  отблагодарить  тебя  и  жителей  Галактики. У нас  есть  сюрприз – вот  такие  карточки. Их  нужно  «расколдовать» - прочитать. Тогда,  прочитанное  слово  превращается  в  предмет. ( Дети  читают  и,  таким  образом,  собирают  целую  коробку  подарков  для  жителей  Галактики.)

    А  теперь  нам  пора  возвращаться.

(Дети  садятся  на  свои  места. Фея  уходит. Обратный  отсчёт,  фонограмма. Улетают. Праздник  окончен. Уход  детей  в  группу.)

            К о с м и ч е с к а я           в и к т о р и н а.

1.САМЫЕ  БЛИЗКИЕ  К  Солнцу  планеты? ( Меркурий, Венера,  Марс).

2.Почему  Меркурий  с  одной  стороны  холодный,  а  с  другой - горячий?  (очень  медленно  вращается  вокруг  солнца. Поэтому  Солнце  почти  постоянно  греет  только  один  его  бок).

3.Почему  Венеру  называют  самой  красивой  планетой? ( появляется  всегда  в  лучах  зари – утренней  или  вечерней ).

4.Из  чего  состоят  кольца  Сатурна? ( из  множества  камней  больших  и  маленьких. На  больших – могла  бы  поместиться  целая  страна,  а  маленькие – размером  с  булыжник ).

5.Можно  ли  на  Юпитере  совершить  посадку ?   Почему? ( Нельзя.  Нет  твёрдой  поверхности. Гигантская  планета  состоит  в  основном  из  газа).

6.Какие  планеты  самые  дальние? (Уран, Нептун, Плутон ).

7.Какие  планеты  самые  холодные? Почему? (Уран, Нептун, Плутон – т.к. расположены  дальше  всего  от  Солнца.

                           Загадки о  Космосе.

1.Чтобы глаз вооружить                                8.Гуманоид с курса сбился

   И со звёздами дружить                                  В  трёх  планетах заблудился

   Млечный путь увидеть чтоб                         Если звёздной карты нету

   Нужен мощный  …(телескоп)                       Не поможет…(скорость света)

2.Телескопом  сотни  лет                               9.Свет быстрей всего летает

   Изучают жизнь планет.                                  Километров не считает

   Нам  расскажет обо всём                                Дарит Солнце жизнь планетам

   Умный дядя… (астроном)                             Нам – тепло, хвосты – (кометам)

3.  Астроном – он звездочёт                         10.Всё комета облетела

Знает всё наперечёт!                                     Всё на небе осмотрела

Только лучше всех видна                              Видит в Космосе нора

В небе полная …(луна)                                 Это чёрная … (дыра).

4.До Луны  не  может  птица                        11.В чёрных дырах темнота

   Долететь и прилуниться,                                 Чем – то чёрным занята.

   Но  зато  умеет  это                                           Там окончил свой полёт

   Делать  быстрая … (ракета)                             Межпланетный …(звездолёт)

5.У ракеты  есть  водитель                            12.Звездолёт – стальная птица

   Невесомости любитель.                                   Он быстрее света мчится

   По-английски:  «астронавт»,                            Познаёт на практике

   А по-русски …( космонавт)                              Звёздные …(галактики).

6.Космонавт сидит в ракете,                          13. А галактики летят

   Проклиная  всё  на  свете –                                Врассыпную, как хотят.

   На орбите, как назло                                           Очень здоровенная

   Появилось  … (НЛО)                                          Эта  вся…(вселенная)

7. НЛО  летит к  соседу

   Из  созвездья Андромеды.

   В  нём  от  скуки волком  воет

   Злой  зелёный …(гуманоид)

 

   

   

              Ч А С  Т У Ш К И    о   КОСМОСЕ

1. Мы  не  раз  шиповник  пили

                                           Витамины, сок и чай.

                                           Все  здоровы, веселы  мы,

                                           Нас  хоть  в  Космос  отправляй!

                                      2. Я  и  все  мои  друзья

                                          Будем  космонавтами

 Вот  закончим  только  садик

                                          Полетим  на  Марс  и  мы!

                                    3.  Математика нужна,

                                         Чтобы  Луны  лучше  счесть.

                                         У  Земли  одна  Луна

                                         У  Нептуна  - целых  шесть.

                         4.  Мы  построили  ракету

                         Полетим  теперь  на  Марс

                         Марсианам по  привету

                         Мы  передадим  от  вас.

                         5. Чтобы  в  Космос  полететь

                        Нужно  многое  уметь

                        Быть  здоровым, крепким, ловким –

                        Нужно  только  захотеть!

                        6. День  сегодня  лучезарен

                       Гром  салюта  над  Москвой.

                       Возвращается  Гагарин

                      От  планет  к  себе  домой.

                        7. К  нам   комета  прилетела

                      Покатала  на  хвосте.

                      И  чуть-чуть  нам  рассказала

                      О  космической  стране.

  1. Я  ракету  снаряжаю

                       Собираюсь  на  Луну.

                       Может в  Космосе  далёком

                       Я  друзей  себе  найду.

         СТИХИ КО  ДНЮ  КОСМОНАВТИКИ

  1. В  космической  ракете  с  названием  «Восток»

Он  первый  на  планете  подняться  к  звёздам смог.

Поёт  об  этом  песни  весенняя  капель

Навеки  будут  вместе  Гагарин  и  апрель.

  1. В  тёмном  небе  звёзды  светят

Космонавт  летит  в  ракете.

День  и  ночь  летит

И  на  землю  вниз  глядит.

Сверху  видит  он  поля,  реки,  горы  и  моря.

Видит  он  весь  шар  земной.

Шар  земной – наш  дом  родной.

  1. Приветствую  вас,  друзья!

Я  в  Космосе,  как  всегда.

Окрашен  Космос  в  чёрный  цвет,

Поскольку  атмосферы  нет.

Ни  ночи  нет,  ни  дня.

Здесь  нет земной  голубизны,

Здесь  виды  странны  и  чудны  и  Солнце  и  Луна.

  1. Есть  одна  планета – сад  в  этом  Космосе  холодном.

Только  здесь  леса  шумят,  птиц  скликая  перелётных.

Лишь  на  ней  одной  цветут  ландыши  в  траве  зелёной.

И  стрекозы  только  тут  смотрят  в  речку  удивлённо.

Береги  свою  планету – ведь  другой  похожей  нету!

5   Каждый,  кто  верит  в  сны  и  полёты, станет  однажды  звездой.

Сможет  попробовать  лунные  соты, лунный  увидеть  прибой.

Мир  так  устроен, ребята,  заря  гасит  все  звёзды,  утро  творя.

Но  я вернусь  и  зажгу  их  как  свечи,

Чтобы  все  видели: мир бесконечен.

Знайте,  друзья,  хоть  их  и  не  счесть,

В небе для каждого звёздочка есть.

6.  Летит  в  космической  дали

Стальной  корабль  вокруг  Земли.

И  хоть  малы  его  окошки,

Всё  видит  он  как  на  ладошке:

Степной  простор,  морской  прибой,

А  может  быть  и  нас  с  тобой.