Тукай в наших сердцах
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Сценарий приздника, посвященного Г.Тукаю. Дети знакомятся с героями сказок, стихотворений великого татарского поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tukay.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Тукай в наших сердцах.

 

                                                                           Гильмутдинова

                                                                     Милеуша Рашитовна  

                                                                     воспитатель по обучению

                                                                     родного языка,                    

                                                                     первой квалификационной

                                                                     категории,

                                                                     МДОУ- детский сад № 18

                                                                    «Ласточка» г. Елабуга.

                                         

Цель:

             Воспитание любви к татарской поэзии, творчеству поэта Габдуллы  Тукая.

Задачи:

-расширение, закрепление знаний о творчестве Г.Тукая;

-закрепление знаний о временах года;

-воспитание любви к своему краю и к татарским народным играм;

-развитие речи, дикции, выразительности;

-воспитание чувства патриотизма.                  

Оборудование:

      Портрет Габдуллы Тукая, рисунки, иллюстрации к произведениям Г. Тукая, магнитофон, мольберт, желтые, зелёные, красные, белые, полоски, книги Г. Тукая, мешок, сундук, клин, топор, расческа, платок, маски для героев.


     Зал украшен цветами, портретом Габдуллы Тукая, иллюстрациями к произведениям поэта. В центре зала изображены макеты дорог разного цвета:  желтые, белые, зеленые, красные, которые в ходе праздника ведут детей к столу. За столом воспитатель, в образе Г. Тукая с книгой «Что я помню о себе».                                                                                                                            «Тукай маршы» җыры  яңгырый.  Балалар залга үтәләр, ярымтүгәрәк ясап  басалар.

Тәрбияче.  Исәнмесез! Хәерле көн, кадерле балалар! Мин сезне үзебезнең «Карлыгач» балалар бакчасында күрүемә бик шат.

Тәрбияче Г. Тукайның «Карлыгач» шигырен укый.

Воспитатель. Ребята, кто назовет автора этого стихотворения?   (Г.Тукай.)

Воспитатель. Что вы знаете о нем?   (Ответы детей.)

Воспитатель. Он написал много интересных произведений и для взрослых, и для детей. А вы хотите узнать о творчестве и судьбе этого замечательного поэта?

Воспитатель. Тогда я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие. Посмотрите – это дороги, по которым мы будем путешествовать. А какую дорогу выбрать- подскажет голос. Послушайте!

 Включается магнитофон

Кырлар буш кала,

Яңгырлар ява,

Җирләр дымлана,-

Бу кайчак була?    (Көз.)

Тәрбияче. Ә көз нинди төстә?  (Сары.)

Тәрбияче.  Димәк, нинди төстәге юлны сайлыйбыз? (Сары.)

Выходит Акбай.

Акбай. Аy! Аy! Кто это меня беспокоит? Кто стоит у меня на пути? Я вас не пущу! Вдруг вы окажитесь теми людьми, которые не любят книжки и рвут их.

Воспитатель. Нет, мы бережно относимся к книгам. Ведь мы многое узнаем из этих книг и знаем, что книга – наш друг.

Акбай.  Ребята, какие вы знаете стихи Г. Тукая?

Балалар Г. Тукайның «Безнең гаилә», «Счастливый ребенок», «Гали белән Кәҗә» шигырьләрен яттан укыйлар.

Акбай. Хорошо, вы знаете стихи Г. Тукая, а песню на слова поэта «Туган тел» вы знаете?

«Туган тел» җыры башкарылганнан соң, көй яңгыравы дәвам итә.

Акбай. Вы оказались хорошими, добрыми людьми, поэтому я вам открою дверь той дороги, где Г. Тукай  расскажет вам, как у него появилась любовь к родному языку.

     Акбай  уходит.

           Дети по желтой дороге  подходят к столу, за которым сидит воспитатель в образе Г.Тукая, и садятся. «Тукай» читает отрывок из книги «Избранная проза» Г.Тукай (Пер. с татарского  М. Рафикова стр. 24-25).

«Тукай». «Любовь к моему родному языку пришла ко мне с раннего детства. Уже тогда я любил петь песни. И где бы ни зазвучала песня, я не мог равнодушно слушать голос поющего. А в медресе, когда наши учителя по четвергам вечером покупали фунт семечек, с полфунта орехов и устраивали посиделки, то никогда не забывали меня. Я садился около самовара и пел песни, которые они просили, а за это от учителей мне перепадало в качестве вознаграждения по горсти семечек. Я сгрызу их и снова пою.

      Уже в медресе меня прозвали певцом.

      Из этой с детства зародившейся в моей душе любви к песням развивалась у меня и любовь к родному слову».                            

Бала.  Тукай абый! Синең иҗат-

               Һәркем өчен якты үрнәк.

               Синең “Кәҗә илә Сарык”-

             Нәниләргә бик зур бүләк!  («Салават күпере» журналы № 11-12,  2006ел)  

        Воспитатель предлагает детям встать полукругом.

Воспитатель. Что ж нам теперь делать, по какой дороге дальше идти?

Включается магнитофон.

Һәр җир карланган,

Сулар бозланган,

Уйный җил-буран,-

Бу кайчак, туган?                                                                                                      

Тәрбияче. Кар, буран  кайсы ел фасылының билгеләре? (Кыш.)

Тәрбияче. Ә кыш нинди төстә? (Ак.)

Тәрбияче. Димәк, нинди төстәге юлны сайлыйбыз? (Ак)

 Выходят коза и баран.

Воспитатель. Ой, ребята, кто-то идет?

Баран. Ме-ке-кей, ме-ке-кей,

             Баран, шагай поскорей!

Коза и Баран. Исәнмесез! Здравствуйте, дети!

Коза. Вот волшебный наш мешок,

          Тут заданий целый блок.

Баран. Коза – ты самая умная, смелая. Достань-ка из мешка самый сложный вопрос. И мы узнаем, что дети знают о нашем хозяине Г.Тукае.

 По очереди из мешка достают книги Г.Тукая, показывают, читают вопрос и ставят книгу на книжную полку.

           Вопросы:            

Когда родился  Г.Тукай? (26 апреля.)

В какое время года  он родился? (Весной.)

В какой деревне родился ? ( В деревне Кушлавуч.)

Сколько лет жил поэт? (27 лет.)

Сколько лет было ему, когда он осиротел? (4 года.)

В какой части нашего города находится улица Г.Тукая? (В Нижней части города.)

Баран. Молодцы, вы много знаете о Г. Тукае. Посмотрите, у нас получилась книжная выставка, на которой очень много интересных произведений поэта.

Коза. Мы откроем вам дверь следующей дороги, где Г.Тукай расскажет вам о своих трудных минутах его нелегкой жизни.

Уходят Коза и Баран. 

«Әллүки» көе яңгырый.   

 Дети подходят к «Тукаю» и садятся. «Тукай»  читает отрывок из книги «Что я помню о себе».

«Тукай». «Зимними вечерами, босиком, в одном рубашонке, выходил я на двор и потом возвращался к двери, чтобы войти в избу. А ведь зимой распахнуть дверь деревенского дома не то что детям, но и взрослым доставляет немалое усилие и труд; а я, естественно, не мог отворить ее, ну и стоял, дожидался, когда откроют, пока у меня ноги не примерзали ко льду.

Старуха же, убежденная в своем «милосердии» - «не подохнет,  приблудыш!» -  впускала меня под окрики и брань, когда ей вздумается. Да возблагодарит ее Аллах!»                

Воспитатель. Видите, ребята, сколько  жизненных трудностей пришлось испытать Г. Тукаю.

    Бала.  Тукай абый! Гасырлардан

                Гасырларга күчәрсең син.

                Еллар үтәр, сулар агар...

                Мәңге-мәңге яшәрсең син!  («Салават күпере» журналы №11-12, 2006ел)                                                    

         Под музыку дети встают полукругом.

Тәрбияче. Балалар, карагыз әле, безнең үтәсе ике юлыбыз калды. Нинди төстә алар? (Яшел, кызыл.)

Тәрбияче. Ә кайсы юлны сайлыйбыз?

Включается магнитофон.

Боз һәм кар эреде,

Сулар йөгерде,

Елап елгалар,

Яшьләр түгелде.

Көннәр озая,

Төннәр кыскара,

Бу кайсы вакыт?

Я, әйтеп кара.       (Яз.)

Тәрбияче. Ә яз нинди төстә? (Яшел.)

Тәрбияче. Димәк, нинди төстәге юлны сайлыйбыз? (Яшел.)

        Выходит Водяная.

Водяная. Кто посмел меня разбудить в такую рань?                                            Воспитатель. Это мы, путешественники.

Водяная. Что-то мне не верится, а давайте я вас проверю. У меня есть сундучок, а там лежат мои самые ценные вещи.  (Расческа, мешок, топор, клин.)

Игра «Чудесный сундучок».

Водяная достает один предмет и спрашивает: «Из какой сказки этот предмет?».

 Водяная. Молодцы! А теперь посмотрим, узнаете ли вы эти сказки по рисункам? 

Водяная предлагает детям подойти к иллюстрациям, детским рисункам. Рассматривание детских рисунков и иллюстраций.

Водяная.  Мой хозяин Г. Тукай очень любил играть в татарские народные игры. Давайте поиграем в игру «Водяная».

Дети идут по кругу,Водяная с закрытыми глазами внутри круга. Поют песню:

      Су анасы, Су анасы,

      Су анасын күр әле.

      Каршыңда кем басып тора,

  Ялгышмыйча әйт әле.

Дети останавливаются, а Водяная должна угадать, кто стоит перед ней (воспитатель заранее определяет мимикой ребенка, который после песни встает перед Водяной).

Водяная. Я предлагаю вам пойти по зеленой дороге, где Тукай делится своими впечатлениями о ярмарке.

      Уходит Водяная.

          «Тәфтиләү»  җыры  яңгырый.

     Дети по зеленой дороге подходят к «Тукаю».  «Тукай» читает отрывок из книги «Что я помню о себе».

«Тукай». « Иногда ходил я вместе с матерью на весеннюю ярмарку. У меня глаза разгорались перед игрушечными рядами; со жгучей завистью заглядывался я на мальчиков – счастливчиков, что так весело и радостно катались на карусельных лошадках.

И я бы покатался, но не было денег. Попросить у матери – боялся, сама она об этом не догадывалась.

И тащился я домой с чувством зависти к чужим радостям и веселью».

 Бала.   Тукай абый! Уйнаса да,

      Моңлы сазың бик-бик тә аз.

      Һәммәбезне һәр ел саен

              Синең янга китерә яз.  ( «Салават күпере» журналы №11-12,  2006 ел)
Воспитатель. Что же, ребята, мы уже так много узнали о Г. Тукае, можно и возвращаться обратно в детский сад.

Включается магнитофон.

- Юк, сезнең үтәсе тагын бер юлыгыз калды. Бу юлны үтәр өчен алдагы шигырь-табышмакны тыңлагыз.

Ашлыклар үсте,

Башаклар пеште,

Кояш пешерә,

Тиргә төшерә.

               Халык ашыга,

               Китә басуга,

               Урагын ура,

               Бу кайчак була?     (Җәй.)

Тәрбияче. Җәй нинди төстә? (Кызыл.)

Тәрбияче. Димәк, нинди төстәге юлны сайлыйбыз? (Кызыл.)

             Күбәләк очып чыга.

Бала.   Нинди матур күбәләк!

             Сөйләшикче бергәләп.

       «Бала белән Күбәләк» җыры башкарыла.

Воспитатель. Габдулла Тукай рос очень любознательным, наблюдательным мальчиком, особенно к своей родной природе, которую он очень любил и воспевал в своих стихах.

          «Туган авыл» җыры яңгырый.

       Дети по красной дороге подходят к «Тукаю». «Тукай» читает отрывок из книги «Что я помню о себе».

«Тукай». «Никогда не забуду, как позже, уже летом, бегали мы с мальчишками по зеленым лугам между двумя слободами, гоняя по воздуху гусиный пух; как, притомившись, бывало, лежал я на траве лицом к ханской мечети. Летом я с приемными родителями ходил на жатву и на сенокос. Близко познакомился с бытом народа, его самобытным творчеством. Сидя с пастухами у костра, я слышал о проделках Шурале и Водяной».

       Выходит Шурале.

Шурале. А-а-а! Опять праздник  Тукая без меня устроили. Меня даже не пригласили.

Воспитатель.  Стой, Шурале, не сердись.

      Подожди. Остановись.

      Поиграй с нами, дружок.

      Заходи-ка ты в кружок.       ( Давлетшина Р.Х.)

Балалар түгәрәккә басалар. «Шүрәле» җыры (З. Гыйбадуллин көе, З.Хөснияр сүзләре) башкарыла.

Шурале.        Как мы славно поиграли.

Воспитатель.  Песни пели, танцевали.

Шурале.          Смех и шутки в радость нам.

Воспитатель. Сегодня праздник!

Барысы бергә.          Зур бәйрәм!                     (Давлетшина Р.Х.)

   «Бәйрәм бүген» җыры яңгырый.

Шурале. И в честь сегодняшнего дня дарю вам, ребята, эту книгу – источник знаний. До свидания! Сау булыгыз, балалар!

        ( Уходит Шурале.)

Бала.     Азатлык дуслык илендә

Һәркемгә кардәш Тукай.

Һәрчак безнең белән бергә-

Безнең замандаш Тукай.   Ә. Ерикәй. «Тукай»

Воспитатель. Сегодня мы с вами прошли очень длинный путь. И очень многое узнали о Г. Тукае. Давайте ёще раз посмотрим на эти дороги. Сколько их?

Воспитатель. А теперь обратите внимание на последние три дороги. Какого они цвета?

Воспитатель. Если изменить расположение  полос, и между зеленым и  красным  цветом поставить белую полоску, что оно вам будет напоминать? (Ответы детей.)

Воспитатель. Да, правильно, флаг нашей Республики.

Воспитатель. Давайте, из этих полосок сделаем флаг нашей Республики. Воспитатель детям даёт полоски разного цвета. Дети составляют флаг нашей Республики и  прикрепляют на мольберт.

Воспитатель. Это - наш флаг. А как называется наша Республика?                                                                                                                                                                          (Татарстан.)

Воспитатель. Да, мы с вами живем в Республике Татарстан. Наша Республика большая и богатая. А как много знаменитых, талантливых людей в нашем Татарстане. Поэтому мы гордимся нашей Республикой и любим ее.

   Бәйрәм  «Мин яратам сине, Татарстан»  (Р. Рәкыйпов сүзләре, Р.Андреев көе) җыры белән тәмамлана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г.Тукай - в наших сердцах

Сценарий праздника, посвященному великому татарскому поэту Г.Тукаю...

Конспект занятия по развитию речи:"Габдулла Тукай в наших сердцах".

Это занятие систематизирует знание детей о творчестве Габдуллы Тукая, совершенствует навыки выразительного чтения стихотворений, вызывает у детей радость от участия на занятии, воспитывает интерес к т...

Игра- Конкурс "Г.Тукай в наших сердцах".

Цель:Познакомить детей подготовительной группы с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.Формировать у детей честность, правд...

Проект"Габдулла Тукай в наших сердцах"

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами.Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию.Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского нар...

Г.Тукай в наших сердцах

Презентация для детей ДОУ по творчеству Г.Тукая...

«Габдулла Тукай в наших сердцах»

laquo;Габдулла Тукай в наших сердцах»Звучит веселая музыка Заходят дети и садятся.Ведущий: Здравствуйте дети! Сегодня мы собрались на праздник, посвященный дню рождения Габдуллы Тукая.Дор...