"Весна-красна пришла, хлопот много принесла" Тематическое развлечение в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

На данном тематическом развлечении мы ставим цели и задачи познакомить детей с весенними трудовыми традициями  русского народа Южного Урала,

расширить  детскую  компетентность  о  народных традициях и  обычаях, развивать умения детей творчески и самостоятельно  применять полученные знания  в разных

видах деятельности. Уточняем знания и представления детей о весне (весенние месяцы, приметы…)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna-krasna.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

"Весна-красна пришла, хлопот много принесла"

Тематическое развлечение в подготовительной группе

Задачи:

  1. Познакомить детей с весенними трудовыми традициями  русского народа Южного Урала.
  2. Расширить  и углубить  детскую  компетентность  о  народных традициях и  обычаях.
  3. Развивать умения детей творчески и самостоятельно  применять полученные знания  в разных видах деятельности,  при участии в народных праздниках.
  4. Уточнить представления детей о весне (весенние месяцы, приметы…)

Ход:

Ведущий: В старину самым распространенным и любимым праздником был обряд "заклинания весны". Обряд сопровождался пением или выкрикиванием специальных весенних песен-веснянок, закличек, которые помогали приблизить тепло и пробудить природу.

                 А какие весенние месяцы вы знаете?                                                                                      

Дети (по очереди): Первым март пришел, белый снег сошел!                                                                                                                                                            

                                 А за ним апрель - отворил окно и дверь!                                                                                                                                                          

                                 А как пришел май - солнце в дом приглашай!                                                                                                                Ведущий: Расскажите, по каким приметам мы узнаем наступление весны?  Какие народные

        приметы вы знаете?                          

Дети: Грач на горе-весна на дворе.                                                                                                                                                                          

          Если скоро тает и вода бежит дружно-к долгой весне.                                                                                                                              

          Журавушки курлычат-о тепле весть подают.                                                                                                                                        Ведущий:  А пословицы или поговорки о весне   вы знаете?                                                                                                             Дети: Март сухой, да мокрый май -будет каша, каравай,

           Весенний день год кормит.

           Апрель с водой, май с травой!

           Пришла весна, тут уж не до сна!

Ведущий: А давайте вспомним, как на Руси звали-закликали весну.

Игра- закличка «Весна, весна красна!»

                Весна, весна красна!                        -ладони держат рупором

                Приди Весна с радостью,                -машут рукой "зовут"

                С великой милостью!                       -выполняют земной поклон

                Со льном высоким!                          -поднимают руки вверх

                С корнем глубоким!                         -приседают, опустив руки

                С колосом сильным!                        -встают, поднимают руки

                С хлебом обильным!                       -вытягивают руки вперед

                                                                            как будто (протягивают каравай)

Ведущий: Молодцы! Как звонко закликали!

                               (В зал вбегает Мальчик с Пальчик  с мешком.  В мешке инструменты)

М-П: Кто это здесь играл, да весну так звонко звал? Я тоже хочу!

Ведущий: Ребята, да ведь это Мальчик с Пальчик. Ты что же это,  забежал, не поздоровался, а уже

       что-то спрашиваешь.

М-П: Здравствуйте, Хозяюшка! Здравствуйте, девицы да молодцы!

       Для чего вы тут собрались?

Ведущий: Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить, как в старину  Весну закликали, как весело ее

       встречали.

М-П: А можно мне остаться с вами? Так хочется повеселится да поиграть.

Ведущий: Что ж, проходи, гостем будешь. А мы будем продолжать.

Дети(по очереди):  А у нас в разгаре весна,

                                  Пробудилась земля ото сна.

                                  И у стройных берез серебристых

                                  Появляются первые листья.

                     Птицы звонкие песни запели,

                     После спячки выходит медведь,

                     Девицы, парни наряды надели

                     И пошли на лужок песни петь!

                   

«Весенний хоровод»

 Ведущий: К нам  Весна-красна пришла!  

                   Хлопот много принесла!

 Ребенок:   Небо в каждом ручейке,

                   Ручейки хотят к реке.

                   И веселою гурьбой,

                   Все сметая за собой,

                   Прямо к речке понеслись:

                   Эй, с дороги, берегись!

Игра: «Ручейки и озеро»

М-П: Да, правда, Весна пришла, хлопот много принесла!

         С зарей утром надо встать, коров в стадо выгонять!

Вед: А мы игру про зореньку знаем, хочешь,  и тебя научим?

Игра: «Зоренька- заря»

М-П: С весной начались и работы в поле.

Вед: А мы с ребятами знаем и сейчас тебе покажем.

Игра-разминка:  «Весна - красна, на чем пришла?»

М-П: Ой, что-то заигрался я с вами, а ведь мне пора отцу в поле помогать. Вот видите,

      инструмент отцу несу.

                                 (Достает из мешка пилу, молоток и др.)

Ведущий: А у нас тоже интересные инструменты есть, вот смотри.

(Дети берут и показывают инструменты: стиральную доску, ребристую досочку, которая использовалась как утюг, стиральные щипцы и др., а М-П рассматривает их и рассказывает, что ими делают, или спрашивает детей)

М-П: А для чего они вам-то?

Ведущий: Мы на них играть умеем.

М-П: Как это?

Ведущий:  А вот смотри, да учись. И если когда-нибудь заскучаешь, бери в руки любой предмет

       да знай-играй.

                                                     Оркестр:  «Калинка»

Ведущий: А что вы в поле сейчас делаете?  

М-П: Как это что?  Сейчас самое время землю пахать. Вы знаете, для чего землю пашут?

Ведущий: Конечно, знаем и тебе сейчас покажем.

                                  Пальчиковая игра: «Сохой землю мы вспахали...»

М-П: Молодцы, все знают. Собирайся, народ, у ворот в хоровод.

                                               Кто работы не боялся, тот и пляшет, и поет!

(Ведущий и Мальчик с Пальчик пляшут)

Ведущий: Ой, нас с тобою очень мало,

                  Веселиться не с кем стало.

                  Мальчик-с-Пальчик, ты иди

                  Девицу себе найди!

М-П: А ты, Хозяюшка, иди

          Себе молодца найди!

                                 Танцевальная игра: «Нас с тобою стало мало!»

(Парный танец со сменой партнеров. Каждый из танцующих приглашает нового друга.

Танец продолжается до тех пор, пока не будут приглашены все дети)

М-П: Ой, заигрался я с вами, пора мне убегать.

Ведущий: Да и нам праздник завершать пора. Наигрались да навеселились, а играми да плясками

          сыт не будешь.

                 Издавна славился русский народ гостеприимством да угощением. Не зря на Руси

          говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами!»

Вот и нас ждет уже чай горячий на столе, пышки да варенье!

Приглашаем всех сейчас отведать угощение!

М-П: Ну, что же «чай пить не дрова рубить!» Раз приглашаете меня, подкреплюсь с вами, да с

          новыми силами за дело возьмусь!

           

Литература:

Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Гризик Т.И. Познаю мир: метод. Рекомендации для воспитателей. Работающих по программе «Радуга».- М.: Пр., 2003.

Каптерев П.Ф. История педагогики. - М., 1982.

Коломийченко Л.В. Концептуальные аспекты формирования основ национальной и этнической толерантности у детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я, 2006, № 6.

Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл. (сост. Горская А.Б. и др.), - 4-е изд. - Челябинск: Взгляд. 2007.

Наш дом — Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. -Магнитогорск: МаГУ, 2003.

Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада /Доронова Т.Н., Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. И др. - М.:Пр., 2003.

Чумичева Р.М. Культурная идентификация детей дошкольного возраста путем приобщения к национальной культуре. //Детский сад от А до Я, 2006, № 6.

Уральская историческая энциклопедия. Академия, УРО РАН, 2000.

Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2004.

Этнопсихологический словарь.-М.:Минобразования РФ, 1998.

Южноуральские писатели – детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста (сост. Крохалева Т.Н.). – Челябинск: Взгляд. 2007.