Методические рекомендации к Этнофестивалю в детском саду "Дружат дети на планете"
методическая разработка по теме

Федотова Наталия Валериановна

Детский Этнофестиваль - творческое мероприятие, в котором участвуют воспитанники детского сада, их родители и педагоги и другие сотрудники учреждения, а также  - наши выпускники - участники хореографического коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида

Курортного района Санкт-Петербурга

Этнофестиваль

«Дружат дети на планете»

 

Авторы:

  1. Идея, обеспечение условий в развивающей среде ДОУ, сетевое взаимодействие - О.Г. Михайленко, заведующий ГДОУ;
  2. Сценарий, режиссура, музыкальное оформление - Н.В. Федотова, музыкальный руководитель;
  3. Коррекция, техническая и художественная редактура, методическое обеспечение - Т.П. Сикирицкая, методист, старший воспитатель;
  4.  CD «Национальная кухня» - И.П. Горбань, учитель-логопед

Пояснительная записка:

Этнический фестиваль - творческое мероприятие, в котором участвуют воспитанники детского сада, их родители и сотрудники учреждения, а также  - наши выпускники - участники хореографического коллектива. Он приурочивается к празднику встречи Весны, который отмечается всеми народами мира, а также к «Международному дню танца» - 29 апреля.

Этнофестиваль состоит из четырёх взаимосвязанных частей:

  1. Видео фильм «Маленькие граждане».
  2. Этнодефиле «Весенняя россыпь» (показ стилизованных коллекций национальной одежды).
  3. Праздничный гала – концерт (народные танцы в исполнении детей, родителей, гостей фестиваля).
  4. Хоровод дружбы. Вручение подарков гостям.

Идея проведения этнофестиваля наиболее эффективна в воспитании толерантного отношения у дошкольников. Она содержит в себе большие возможности для объединения усилий детей и взрослых в познании культур разных народов и национальностей.

Показ красочных костюмов, отражающих национальный колорит, который сопровождается народной музыкой, выразительный танец - всё это вызывает у детей яркие эмоции, оставляет радостное настроение и позволяет пережить незабываемые чувства единения, дружбы. Это мероприятие позволяет реализовывать преемственность отношений и устанавливать творческие контакты, например, с танцевальными коллективами района и города, тем самым создавая условия для межнационального культурного обмена.

Этномода - это философия взаимоотношений традиционной и современной одежды. Модели дефиле представлены в номинации «Этнические мотивы в современном костюме», задача его участников раскрыть в коллекциях своё понимание тематики: «этно» с фольклорными элементами.

Цель фестиваля: 

Интеркультурное развитие детей через ознакомление с культурой разных стран и народов, объединение традиций разных национальностей.

Задачи: 

1.Воспитывать у детей чувства толерантности, уважения к традициям своего народа и национальной культуре других людей, чувства собственного достоинства, основ патриотизма, идеалов добра, красоты, дружбы.

2.Формировать понятия общности и единства с людьми, живущими на Земле, желания жить в мире, дружбе и согласии. Дать детям представление о русском гостеприимстве, познакомить их с русским обычаем встречать дорогих гостей хлебом-солью.

3. Познакомить детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формировать этническую и аутотолерантность через ознакомление с танцами разных народов. Обеспечить преемственность творческого развития детей посредством форм сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями.

4.Эстетическое развитие, развитие художественно-творческих способностей, танцевальных навыков, обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей.

Участники:

Взрослые: педагоги ДОУ; родители, члены семей воспитанников детского сада.

Дети: воспитанники дошкольных групп детского сада (с 3-х до 7 лет); детский хореографический коллектив «Светлячки».

Материал, реквизит: сценарий фестиваля; музыкальный материал: CD «Танцевальная национальная музыка в современной обработке», фонограммы музыкальных заставок по содержанию мероприятия; подборка стилизованных национальных костюмов для детей и взрослых (авторские работы родителей и педагогов детского сада); цветные воздушные шары по количеству детей; DVD  киножурнал «Маленькие граждане» – авторский видеофильм; CD «Национальная кухня»

Техническое оснащение: видеопроектор, музыкальный центр, техника для создания световых эффектов

Оформление зала: центральная стена - театральный занавес с кулисами; задник - тканевое панно с тематикой русского народного творчества, оформленное в декорации русской природы; боковая  зеркальная стена - композиция из воздушных шаров «Радуга и солнце»; эмблема Этнодефиле.

Подготовка к мероприятию:

  1. Комплекс творческих форм совместной деятельности и образовательной работы с детьми, педагогами, родителями.
  2. Создание видеофильмов о творческих мероприятиях проекта.
  3. Анонс и реклама мероприятия среди родителей воспитанников детского сада и педагогической общественности.

Сетевое взаимодействие:

- с ДДЮТ – участие в творческих конкурсах;

- с детским хореографическим коллективом

- с детской библиотекой

   

Ход мероприятия

Первая часть

Демонстрация видеофильма «Маленькие граждане».

Последние кадры: мальчик и девочка с вербой в руках читают стихи на фоне музыки:

1.Благовещенье – весенний праздник, ветка вербочки украсит каждый дом.
  И наполнит солнцем и весельем мир, в котором мы с тобой живём.

2.В эту солнечную пору Пасху нам принёс апрель.

   По весеннему простору разлилась птиц певчих трель.

В кадре – стая голубей парит в небе. На этом фоне, за кадром ребёнок читает стихи:

Из соседней голубятни голубь вылетел ручной

И сверкнул в лучах закатных свежей снежной белизной.

И напомнил нам, что дети городов и деревень

Мира требуют на свете в этот славный добрый день.

С окончанием фильма звучит фонограмма – звон пасхальных колоколов, в зале появляются дети, одетые в костюмы голубей.

Фонограмма - Танец Голубей под музыку Э.Грига «Утро»

После танца Голуби становятся на одно колено, входит Весна с хлебом-солью на подносе с рушником.

Весна: 

Под весенние капели и под звон колоколов

Я – Весна, пришла из дальних, из полуденных краёв.

С солнцем, с птицами, теплом! В каждый город, в каждый дом!

Я тепло вам принесла, земля согрелась, ожила.

Будут весенние ливни, будут хлеба обильные.

Богатым будет урожай, будет славным каравай.

Хлеб вам да соль, гости дорогие!

/ставит каравай в центре стола/

Весна: С праздником Весны вас! Всем вам мира, счастья и добра!

Голуби: Мы летим, летим, летим, всю планету облетим,

Мир и счастье принесём в каждый город, в каждый дом.

/Весна уходит, за ней - Голуби/

Вторая часть праздника

Этнодефиле «Весенняя россыпь»

На Середину зала выходят двое детей-ведущих:

Девочка: В Россию к нам пришла весна,

         погода – чудо как ясна!

Мальчик: Весна! Весна! Все оживает вдруг!
            Природа словно в сказке оживает,
Девочка: И в миг все изменяется вокруг,
         И раз в году весна у всех бывает.

Мальчик: А весной, как водится, все девчонки модницы.

Девочка: И мальчики не отстают. Наряжаться все бегут.

Весна в душе у взрослых и ребят, и наряжаться все хотят!

Мальчик: Дружно мы решили все – устроим « этнодефиле»!

Девочка: Мамам дали мы заказы, сшили все наряды сразу.

Вместе: На дефиле модели приглашаем, аплодисментами мы дружно их встречаем!

Взрослый - ведущий: Сегодня в нашем этнодефиле участвуют девять суперфиналисток, прошедших отборочный конкурс. Участницы – наши родители и педагоги детского сада постарались раскрыть в коллекциях своё понимание тематики «этно» и использовали в своих моделях фольклорные элементы, красочные ткани и разнообразные украшения. Вместе со взрослыми презентовать коллекции в дефиле будут юные звёздочки нашего детского сада. Итак, наше этнодефиле «Весенняя россыпь» открывается!

Выступление театра мод «Весенняя россыпь»

/Каждая подгруппа демонстрирует коллекцию под свою национальную музыку./

1. Взрослый - Ведущий: Встречайте наших первых звёздочек с коллекцией «Солнечная Азия» и автора этой лучезарной модной коллекции – звезду моды …./И.Ф. мамы/!

Фонограмма восточной музыки

/В коллекции участвуют: узбеки, туркмены, киргизы, казахи, таджики/

2. Ведущий: Следующие участники нашего «Этнодефиле» продемонстрируют модную коллекцию «Легенда гор»! Аплодисменты нашей мамочке из Армении /И.Ф./ и её юным

очаровательным моделям.

Фонограмма армянской музыки

3. Ведущий: От всех ребят Прибалтики примите вы привет!

Они всех приглашают увидеть янтарного края свет…

Свой талант модельера демонстрирует/И.Ф./ со своим сыном. Они представляют вашему вниманию коллекцию «Прибалтийские мотивы»!

Фонограмма прибалтийской музыки

4. Ведущий: Интересную коллекцию финских костюмов «Яркие лоскутки» создала модельер /И.Ф./ В ней много белого и парадного красного цвета.

Фонограмма финской музыки

5. Ведущий: Давайте поприветствуем модников и модниц в костюмах «Белорусское полесье». Золотые руки мастериц /И.Ф/ создали эти модели.

Фонограмма белорусской музыки

6. Ведущий: Встречайте Украинскую коллекцию «Сказочные узоры», созданную /И.Ф./! 

Фонограмма украинской музыки

7. Ведущий: Ватага шумная цыганок на дефиле сюда спешит.

И льются песни огневые, и бубен весело звенит! 

Спасибо маме – модельеру /И.Ф./ и очаровательным девочкам - моделям за красочную коллекцию «Цыганские огоньки».

Фонограмма цыганской музыки

8. Ведущий: Россия! Как из песни слово. Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа!

Россия представлена сразу несколькими коллекциями. Модельер /Ф.И./ создала оригинальную коллекцию «Северное лето».

Северный край – тарросы и льды, юрты повсюду, оленьи гурты.

Северное сияние – вот красота! Загадка природы зовёт всех туда!

Давайте поприветствуем наших северян!

Фонограмма музыки народов Севера 

9. Ведущий: Над коллекциями: «Калинка», «Кадриль», «Русский сувенир» - трудились сразу три дизайнера /И.Ф./

Фонограмма попурри из русских народных мелодий

Ведущий: Закончился показ этно коллекций, и я снова приглашаю сюда своих соведущих.

3 часть

«Гала концерт»

Девочка: Что за прелесть, сколько вкуса! Мода – это ведь искусство!

Какие яркие расцветки, украшения!

Чтобы создать шедевр, необходим талант и время, и терпение!

Мальчик: Мода удивительно преображает любого человека!

Но больше всего украшает людей добрая улыбка.

Ведь улыбка всем подходит и из моды не выходит.

Девочка: Я думаю, что сегодня всех заставят улыбнуться зажигательные танцы наших ребят!

Мальчик: Правильно! Ведь сегодня как раз «Международный день танца»! А кто же выступит первым номером в нашей концертной программе?

Девочка: Конечно же, я!

Мальчик: Можно объявлять?

Девочка: Пожалуйста!

Мальчик: Танец «Настасья»!

Девочка исполняет Танец «Настасья»

Мальчик: Ах, Настасья, хороша! Распахнулась аж душа!

Девочка: В русском танце озорном весело кружиться,

Мальчик: В русском танце озорном легче подружиться!

На месте мне не устоять, пойду «Барыню» плясать!

Исполняется русский танец «Барыня»

Девочка: Украинские ребята тоже очень хороши! Так танцуют, зажигают, веселятся от души!

Давайте их встретим дружными аплодисментами!

/В центр зала выходят дети в украинских костюмах/

Девочка- Украинка: Вам Украина-сестрица просила низко поклониться,

Добра и счастья пожелать и в дружбе с нами вырастать!

А где же музыка у вас? М не прочь пуститься в пляс!

Мальчик – Украинец: Украинские танцы прекрасны, как май!

Ну-ка, музыка, громче, задорней играй!

Украинский танец

Мальчик – ведущий: Из Финляндии соседней, Скандинавской стороны,

К нам приехали ребята…

Девочка – ведущая: Что ж они нам привезли?

Мальчик – ведущий: Польку финскую покажут, с кисками своими спляшут.

Финская полька

Мальчик- ведущий: А в цветущей Армении солнце всегда весеннее.

И песни ребят летят выше гор, любят армяне воздух, простор!

Взрослый: А сейчас ребятки наши армянский танец «Джан» для вас покажут. Этот танец стал лауреатом районного танцевального фестиваля.

Девочка- ведущая: В пляске удаль и задор – это пляшут дети гор!

Армянский танец «Джан»

Армянин: Правда, край армянский тесен, но всегда в нем места хватит,
Для того, кто сердцем честен, кто за дружбу дружбой платит.

Армянка: Армяне любят песни, пляски, мы очень гостеприимный народ!

Мы всех приглашаем в край наш древний, гостей он любит и ждёт!

Мальчик-ведущий:

Хорошо в любом краю, но милей России нет.
Снова русские ребята посылают свой привет.

Взрослый ведущий: Сегодня у нас в гостях хореографический коллектив со своими замечательными танцами!

Девочка-ведущая: 

Российская наша земля талантами богата,

Сейчас покажут танец свой татарские ребята!

Татарский танец

Девочка – ведущая: Танец «Русский сувенир» - просто загляденье!

Лихо девочки танцуют всем на удивление!

Танец «Русский сувенир»

Мальчик- ведущий:

В России разные народы дружно, весело живут,

И еврейские ребята здесь танцуют и поют!

«Еврейский танец» озорной! Зажигательный такой!

Еврейский танец

Мальчик-ведущий: Эх, девчата, как с картинки, спляшут русскую «Калинку»!

Танец «Калинка»

Взрослый ведущий: Наш праздничный концерт подходит к концу, и мы вновь приглашаем сюда всех участников фестиваля.

4часть

Хоровод дружбы. Вручение подарков гостям.

Мальчик-ведущий: Шире круг, шире круг! Музыка зовёт

Всех друзей и подруг в шумный хоровод!

Под фонограмму песни «Детство – это я и ты» муз. Ю.Чичкова, сл.М.Пляцковского в зале собираются все участники с воздушными шарами, образуют круг, выполняют несложные танцевальные движения, отпускают под потолок шарики и встают полукругом у центральной стены.

Мальчик-ведущий: Сколько друзей собралось в нашем зале! И все они представляют культуру разных стран.

Дети:

1.Дружат дети на планете, ты - со мной, а я-с тобой,

   Кружит наши песни ветер над планетой голубой.

2.Если громко засмеёмся, вот веселый будет смех!

   Если за руки возьмемся, хватит радости на всех!

3.Дружат дети на планете - звонкой, юной как весна.

   И одно нам солнце светит, и земля у нас одна!

Мальчик- ведущий: Вот и окончился праздник наш яркий!

Девочка- ведущая: Примите от нас сувениры в подарок!

 

Взрослый ведущий: «Пир на весь мир» - так называлась презентация блюд национальной кухни, приготовленных нашими мамочками. Она была посвящена МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ МАТЕРИ, и сегодня мы рады преподнести Вам в подарок электронный вариант кулинарной книги, составленной  из лучших рецептов.

/Ведущие дарят гостям диски с национальными кулинарными рецептами /

Мальчик-ведущий: Счастья и мира вам на Земле!

Девочка-ведущая: И хлеба насущного всем на столе!

Вместе: До новых встреч!

Фонограмма песни «Детство – это я и ты»

/Дефилируя через центр, дети и взрослые выходят из зала./

Литература: 

  1. Бетти Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд-во “Бонфи”, 2001;
  2. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре.--М., 1993;
  3. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей -- важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.-- 1990.--№ 6.
  4. Суслова Э. К. «Когда живется дружно, что может лучше быть!» // Дошкольное воспитание.-- 1991.-- № 11—12;
  5. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения».- М., 1994;
  6. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова.-- М., 1994;
  7. Сунд А. М. Обучение дошкольников миру и взаимопониманию между народами // 1994;
  8. И.Каплунова, И.Новоскольцева, И.Алексеева «Топ-топ, каблучок», №1, изд. «Композитор», СП-б, 2000.; «Ах, карнавал!», изд. «Композитор», 2002;
  9. М.Б.Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду, изд. «Мозаика-синтез», М.,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РАБОТ

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РАБОТ

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГА...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей  в детском саду...

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей  в детском саду для старшего возраста....

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в детском саду

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности детей  в детском саду...

Методические рекомендации воспитателям и специалистам детского сада по подготовке детей дошкольного возраста к конкурсу чтецов.

Методические рекомендации воспитателям и специалистам детского садапо подготовке детей дошкольного возраста к конкурсу чтецов....